Психологическое время личности
"Время есть другое название для жизни" — эта истина рано или поздно осознаётся каждым на собственном опыте. Отношение к жизни — это отношение к времени жизни, ограниченному всего лишь несколькими десятилетиями, быстролетному и необратимому. В этом коротком временном интервале человеку предстоит не просто прожить, но выстроить свою жизнь. Как человек распорядиться отпущенным ему лимитом времени? Успеет ли осуществить свои замыслы и жизненные планы? Удастся ли ему совершить самое главное и таким образом осуществиться как личность? Всё это жизненно важные, экзистенциальные вопросы, которые явно или подспудно тревожат каждого человека. Стать субъектом жизнедеятельности, значит стать если и не властелином времени, то умелым его распорядителем и пользователем. Ведь время подчиняется своим объективным законам, с которыми мы вынуждены считаться. Время существует в разных формах, соответственно уровням материи. Во-первых, есть физическое время. Его мы обычноимеем в виду и уже давно научились измерять. Физическое время фундаментально, по отношению к нему даётся характеристика других форм времени. Развитие биологии, особенно теории эволюции и онтогенеза, выявило реальность биологического времени как формы существования живой материи. Биологическое время - время существования особи, вида или живой природы в целом. Оно характеризуется длительностью и последовательностью фаз, необратимостью. В гуманитарных науках изучается историческое время, относящееся к жизни человечества. В нем выделяются отдельные моменты - исторические события и эпохи. Оно также необратимо: историю нельзя повернуть вспять. Каждая историческая эпоха уходит безвозвратно и служит фундаментом для последующего исторического развития.
Психологи занимаются психологическим временем, которое зависит от физического, биологического и исторического, но обладает специфическими особенностями. В истории психологии отмечена закономерность интереса того или иного научного направления к определенной модальности времени. Так, гештальтпсихология больше всего занималась настоящим временем: нахождение личности в определённом стимульном поле обусловливает её восприятие и поведение. Если гуманистическая психология, как уже говорилось, придаёт большое значение будущему, то психоанализ рассматривает поведение личности сквозь призму прошлого, ищет в истории личности корни её актуальных проблем и невроза. Что касается бихевиоризма, то он акцентирует внимание на прошлом (проблема навыков) и настоящем (зависимость реакции от действующего в данный момент стимула). Проблема психологического времени в плане возраста человека глубоко осмыслена Б.Г.Ананьевым (1). Он пишет: "Возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойство времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определённость фазы становления — периода развития индивида" (1, 41). При этом возраст представляет собой сплав натурального и культурного в развитии человека, биологического и исторического времени. Существует глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития. Б.Г.Ананьев постоянно указывал на значимость исследований влияния социально-экономических факторов и самой эпохи на возрастную изменчивость и своеобразие жизненного пути и в этой связи высоко ценил биографический метод в области психологии развития.
Психологическое время В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа. Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.
Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни - топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью. Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т.е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке. Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном. Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов. Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями - короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими. Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении. Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью. Таким образом, субъективное время - отражение и ориентация в объективном времени - обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.
В этомкруге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См.гл.6). В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213). В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3). Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5). Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни - необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.
Психологическое настоящее Что такое психологическое настоящее? Какое оно имеет значение для жизненного пути в целом?* (*Лев Толстой придавал настоящему времени жизни первостепенное значение. “Прошедшего нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека... Времени: нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем и совершается жизнь. И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы" (5. 279-280). В масштабе жизненного пути настоящее - это отрезок времени, который занят незавершенными еще жизненными делами. Чтобы так осознать временной интервал, надо провести определенную внутреннюю работу по осознанию, а значит, интерпретировать текущие события, с точки зрения жизненного плана и намерений, ихпоследствий в будущем. Интерпретация настоящего невозможна также вне его связи с прошлым. Иначе говоря, восприятие настоящего зависит от общего контекста жизни. Этот контекст представлен в виде субъективной картины жизненного пути. Она является продуктом осознания жизненного пути, но также и основанием для осознавания, интерпретирования существенных моментов жизни, происходивших в прошлом и имеющих место в настоящем и предвидимых в будущем. Е.И.Головаха и А.А.Кроник (6) провели интересный опрос испытуемых с целью определения их представления о настоящем времени. Испытуемые назвали 345 событий, из которых 263 (76%) датировались в интервале времени (начало и конец события). Из 263 событий большинство имели начало в прошлом, а предполагаемый конец — в будущем, т.е. находились в процессе реализации. У 18% событий начало и конец находились в прошлом, а у 4% - в будущем. Была также установлена длительность событий, измеряемая разностью конечной и начальной дат. Выяснилось, что 62% событий, по мнению испытуемых, длятся более месяца, а 40% -годы и десятилетия. Но были и события, длительность которых составляла менее часа (7%), менее суток (10%), менее недели (13%), менее месяца (8%). Таким образом, субъективное настоящее весьма вариативно по длительности — от минут до десятилетий.
При соотнесении настоящего с жизненным, а то и более широким, историческим контекстом у людей с более или менее развитым чувством истории работает своеобразная установка на запоминание текущего события, сохранение свидетельств о нем для себя и потомков. Тогда мы прибегаем к таким средствам запечатления, как специальная организация восприятия с установкой на запоминание события, ведение дневниковых записей, фотографирование и киносъемка на память и т.п. Эти средства позволяют лучше связать прошлое с будущим и построить более адекватную субъективную картину и концепцию жизненного пути. Есть и другой смысл такого восприятия настоящего - историческое засвидетельствование былого, которое важно не только для самого субъекта жизни, но и других людей, новых поколений.
Психологическое прошлое Можно выделить две самые общие формы существования психологического прошлого. Во-первых, время, застывшее в структуре личности. Например, знания, умения, навыки - структурное воплощение истории деятельности субъекта, а характер - истории социального поведения в определённых социальных отношениях. Во-вторых, прошлое сохраняется в сознании благодаря памяти. Речь идет о биографической (автобиографической) памяти (См. гл. 6). Наряду с понятием биографической памяти есть более общее гомологичное понятие - эпизодическая память, которую противопоставляют семантической. Если последняя направлена на сохранение информации в знаковой форме, то первая имеет дело с информацией в образной, живой и контекстной форме, относящейся к фактам, случаям, которым мы были свидетелями, которых мы видели воочию и пережили лично. Не все из этих случаев имели отношение к нашему жизненному пути, но среди них бывают и такие, которые имеют биографический характер, являются событиями и впечатлениями жизни. Психологическое прошлое в форме биографической памяти постоянно привлекается субъектом в процессах анализа и планирования жизни. Память участвует в актуальной внутренней работе индивидуальности и имеет значение для сохранения тождества личности во времени. КД. Ушинский писал: "...память есть история души, и притом история не протекшая, но всегда настоящая. Всё, что сохраняется памятью, имеет всегда влияние на душу и принимает такое или иное участие в её деятельности. У души в строгом смысле слова нет прошедшего; всё её прошедшее живо в её настоящем, и отдалённейшее событие нашего детства не есть дело, сданное в архив,...а всегда живой член нашей настоящей деятельности" (7, 270). Характер прошлого опыта, его дифференцированость и структурированность, осознанность и модальность влияют на процесс жизнедеятельности. Важно ещё раз отметить, что психологическое прошлое не является застывшим. Оно преобразуется в сознании личности не один раз в зависимости от возраста, но ещё более в зависимости от новых жизненных событий и обстоятельств. Каждый раз человек более или менее по-новому артикулирует прошлое и весьма избирательно относится к нему, позволяя или не позволяя отдельным воспоминаниям участвовать в определении жизненного пути в настоящем отрезке личностного времени, влиять на планирование и программирование собственного будущего.
Психологическое будущее Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения-антиципации. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее. Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Люди различаются по протяженности будущего времени в составе СКЖП, его структурированности, активности (в смысле влияния на жизнедеятельность в настоящем). Иные отличаются сильной устремленностью в будущее, которая сочетается прямо-таки пугающей прозорливостью*. (*К таким людям относился Александр Блок. В своих дневниках он оставил такую запись: «В большинстве случаев люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так существуют. Жить можно только будущим» (8, 168). Но немало и таких людей, которые не видят ничего определенного далее завтрашнего дня - живут одним днем. Психологи-персонологи давно обратили внимание на роль будущего в жизнедеятельности личности. Наличие целевых структур признается условием нормального, здорового развития личности на жизненном пути. Отсутствие таковых невротизирует личность, обретение оздоровляет. Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути. Так, в диссертации Тхай Чи Зунга, выполненной под руководством Е.Ф.Рыбалко (ЛГУ-СпбГУ) (9), в том числе изучались особенности психологического времени у вьетнамцев-инвалидов войны в возрасте 30-40 лет. Обнаружено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми значительно менее насыщенными событиями. Их средний психологический возраст больше, чем у здоровых сверстников. В каузограммах инвалидов меньше представлены потенциальные события, относящиеся к будущему. С другой стороны, для интенсивно развивающейся личности, как показано Тхай Чи Зунгом на примере изучения школьников, характерна оптимальная субъективная картина жизненного пути. Последняя отличается адекватным осознанием значимости событий жизни, незначительным занижением психологическою возраста, продолжительной временной перспективой, которая должна к тому же быть реалистичной, оптимистичной, согласованной, четко дифференцированной. В исследовании В.С.Хомика (10) изучались особенности переживания и осознания времени юношами, склонными к ранней алкоголизации. У них наблюдается деформация субъективной картины жизненного пути, "расщепление" прошлого, настоящего и будущего времени. В картине будущего доминируют краткосрочные цели. В случаях ранней алкоголизации происходит дезактуализация настоящего (люди не ценят настоящее время жизни). Психологически эти девианты чувствовали себя старше своего хронологического возраста. В чём-то сходную картину выявил Р.А.Ахмеров у инвалидов (3). Как оказалось, инвалиды отличаются неспособностью обозревать далёкую жизненную перспективу, у них "биографическая близорукость", по выражению Р.А. Ахмерова, их жизненные программы менее продуманны, негибки, содержат сравнительно небольшое количество причинно-целевых связей между событиями. Автор приходит к мнению, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|