10. Columbaria. 11. Похоронные товарищества
10. Columbaria Columbaria назывались здания, предназначенные для погребения; в стенах их сверху до низу были устроены ниши рядами в несколько этажей; в нишах помещались урны с останками мертвых. Этот способ погребения, по-видимому, был принят большими семьями, у которых было слишком много вольноотпущенников и рабов, чтобы можно было помещать их останки в той же гробнице, где хоронились члены семьи; именно так поступали менее многолюдные семьи, если только относительно кого-нибудь из рабов или вольноотпущенников не существовало особой оговорки насчет исключения из родовой гробницы. Впоследствии такого рода сооружения устраивались спекуляторами, которые продавали места людям слишком бедным, чтобы иметь особую гробницу и содержать ее; с другой стороны, и сами бедняки объединялись в товарищества, чтобы в складчину устроить себе columbarium. Римские колумбарии, расположенные вокруг городских стен, а также вдоль идущих из Рима дорог, представляли собой обширные четырехугольные помещения, наполовину подземные; стены их были заняты четырехугольными или закругленными сверху нишами, которые шли рядами на одинаковом расстоянии друг от друга. В каждой нише помещалось обыкновенно две урны, иногда одна, а иногда три или даже четыре. Урны эти были замурованы, так что их нельзя было перемещать. Они чаще всего были глиняные; но встречаются также урны из мрамора, алебастра, стекла и других материалов. Форма и украшения некоторых из них не лишены изящества. Надписи, выгравированные на мраморных или бронзовых плитах, прибитых к стене, указывают имя, возраст и звание покойника, иногда также и имена тех, кто позаботился о их погребении. Залы колумбариев слабо освещались отверстиями в своде. Узкая дверь служила входом, откуда приходилось спускаться по лестнице.
Самый обширный из известных колумбариев — это тот, который был устроен на Аппиевой дороге для вольноотпущенников и рабов Ливии, жены Августа: он мог вместить останки по крайней мере 3000 человек. Можно думать, что им пользовались вплоть до времен Клавдия. Он был заново открыт в 1726 году. После этого развалины его были заброшены, так что в настоящее время от них почти ничего не осталось. Этот колумбарий представлял собой двухэтажное здание в виде параллелограмма, имеющего 10, 65 м длины и 6, 25 м ширины. Другое сооружение в этом роде, предназначенное для людей всякого звания, покупавших себе в нем место, было гораздо изящнее. Можно думать, что каждый украшал купленное им место сообразно своему вкусу и средствам, устраивая над ним маленькое зданьице с фронтонами, колоннами и фризами, которые были покрыты живописью, иногда превосходной работы. Этот колумбарий представляет собою интересный образчик искусства эпохи Августа. (Saglio, Dictionnaire des antiquites, I, pp. 1334 et suiv., chez Hachette). 11. Похоронные товарищества Во времена империи часто устраивались общества, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Каждое из них по обычаю ставило себя под покровительство того или другого божества. Мы имеем устав одной из таких коллегий, состоявшей из почитателей Дианы и Антиноя в Ланувии. Устав относится к 136 году. Это общество состояло, по-видимому, из вольноотпущенников и бедных людей; среди его членов были также рабы, и можно думать, в значительном числе; закон разрешал им участвовать в такого рода обществах с согласия господина. Каждый, вступая в коллегию, вносил 100 сестерций и кроме того бутылку доброго вина. Затем он делал ежемесячные взносы в размере 5 ассов. Эти деньги служили для покрытия обыкновенных расходов и издержек на погребение. Коллегия Дианы не имела собственного здания для погребения своих членов: все эти рабы и вольноотпущенники были слишком жалкими бедняками, чтобы собрать сумму, необходимую для сооружения колумбария. Они поступали проще. Когда умирал кто-нибудь из членов, общество выплачивало его наследнику известную сумму на покупку могилы. Эта сумма,
называемая funeraticium, колебалась в зависимости от средств коллегии; в данном случае размеры ее доходили лишь до 300 сестерций; и из нее еще вычиталось 50 сестерций, которые распределялись у погребального костра между присутствующими сочленами, почтившими покойника участием в его похоронах. Все случайности были тщательно предусмотрены. Если покойник не оставлял наследника, то сама коллегия брала на себя заботы о его погребении. Если покойный был рабом, и его господин отказывался выдать тело товариществу, ему устраивали фиктивные похороны и сооружали, без сомнения, кенотаф [1]. Если он умер вне Ланувия, но не дальше 20 миль (30 километров) от него, и коллегия была своевременно извещена, то три члена ее тотчас же отправлялись проводить останки покойного и уплатить похоронные издержки. По возвращении они давали отчет товариществу и, если оказывались виновными в недобросовестности, то платили штраф в четыре раза превышавший растраченную сумму. Если же отчет признавался правильным, то каждому выдавалось по 20 сестерций в возмещение путевых издержек. Если член коллегии умирал на расстоянии большем, чем 20 миль, тот, кто его похоронил, мог прислать счет расходов, удостоверенный семью свидетелями, и тотчас же получал funeraticium, на который имел право покойник. Самое важное для всякого общества — это продолжительность его существования, так как нередко случалось, что рвение, одушевлявшее членов вначале, с течением времени значительно остывало. Учредители данной коллегии имели в виду эту опасность. «Пусть наше предприятие, — говорят они, — будет благоприятно для императора и его семьи, для нас и для всех наших и для коллегии, которую мы учреждаем! Пусть мы будем иметь возможность проявить спасительную энергию в сборе средств, необходимых для приличного погребения наших покойников! Чтобы достигнуть всего этого, нужно действовать согласно и платить аккуратно, чтобы наше общество могло жить долго». Дальше они постановляют, что если кто-нибудь из членов не будет платить своего взноса в течение нескольких месяцев, то общество не выдаст ничего после его смерти.
(Willmanns, Exempla inscriptionum latinarum, 319; Boissier, La Religion romaine, II, pp. 274—277; 2-е edit. ). [1] Cenotaphium — пустая гробница, которую сооружали в тех случаях, когда нельзя было найти тело умершего. Обычай этот обусловливался особым взглядом древних на погребение с соблюдением всех обрядов, как на нечто безусловно необходимое в интересах как загробной жизни покойника, так и благополучия оставшихся в живых родственников. — Ред.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|