Специфика социально-культурного сервиса
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Ресурсы: людские (трудовые), материально-технические, финансовые, информационные и т.д. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА Оказание услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Классификация видов сервиса по сферам его осуществления. К сфере услуг, или сервисной деятельности, принято относить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг). Более подробная классификация включает в сервисную деятельность бытовые услуги, услуги грузового и пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, правовые.
В основу другой классификации сервиса положены четыре главные формы человеческой деятельности: - материально-преобразовательная; В сфере торговли сервис делится на предпродажный (демонстрация, проверка и упаковка товара) и послепродажный, включающий, в свою очередь, гарантийное (бесплатное) обслуживание в течение установленного срока и послегарантийное обслуживание (может продолжаться в течение всего периода эксплуатации изделия) Удовлетворяя потребности пользователя товара, такой сервис становится дополнением процесса производства и помогает повысить спрос на товар, освоить новые рынки сбыта. Познавательная форма деятельности направлена на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека – предоставление знаний или информации. К этому типу относятся образовательные услуги, хотя они не всегда сводятся только к передаче информации, а включают процесс общения, воспитания, выработки навыков какой-либо деятельности. Получение, обработка, структурирование и предоставление информации превратилось в современном обществе в широкую сферу деятельности, которую можно назвать информационным сервисом.
Многочисленные службы и организации, действующие во всем мире, обеспечивают своих потребителей информационными услугами. В последние годы одним из главных технических средств предоставления информационных услуг стал Интернет. Можно выделить два главных уровня сервиса в познавательной деятельности: Задача ценностно-ориентационной формы деятельности – установить, какое значение имеют эти явления для человека, выработать определенное отношение к ним, дать им оценку. Эти оценки, конечно, зависят от человека и от того типа общества, в котором он живет. Сервис в области ценностно-ориентационной деятельности осуществляется через: Коммуникативная форма деятельности – это организация общения (коммуникации) между отдельными людьми и (или) организациями. К этому направлению сервисной деятельности можно отнести организацию презентаций, встреч, конференций, выставок, переговоров, общения в Интернет, услуги по переводу с одного языка на другой, психологический тренинг общения, в какой-то степени – деятельность средств массовой информации, услуги связи. Коммуникативная деятельность всегда связана с передачей информации, но не сводится только к ней. Исторически возникли три главных типа коммуникации: 1) непосредственное личное общение; Сервис при организации личного общения направлен на создание условий для прямых человеческих контактов. Он будет существовать всегда, так как позволяет найти наилучшие возможности для взаимопонимания людей. Общение при помощи письменности и бумажных технологий требует особого класса услуг по организации непрямого взаимодействия через знаковые системы (услуги почты, печатная информация). Наконец, сервис с использованием электронных средств коммуникации резко расширяет возможности общения, делая его более оперативным, преодолевая пространственную разобщенность и частично восстанавливая механизмы непосредственного личного общения.
Культурно-досуговые учреждения являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры, основной базой для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере культуры (создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры). Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Учреждения культурно – досуговой сферы призваны более полно содействовать своей деятельностью снятию физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановлению сил посредством активного отдыха; а также вовлечению личности в процесс непрерывного просвещения; развитию художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечению личностно значимого общения; реализации компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширению сферы проявления личностных качеств, самоутверждению, самореализации творческих потенций.
К культурно-досуговым учреждениям относятся: - городские, сельские клубы;
- районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры; - автоклубы, культбригады; - центры культуры (в том числе национальные).
Виды культурно-досуговых учреждений по целевому и функциональному признакам: 1. Дом культуры (Дворец) культуры - обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения, патриотическое воспитание. 2. Дворец молодежи - обеспечение досуга населения, обеспечение условий для массового отдыха, обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. 3. Социально-культурный центр - обеспечение досуга населения, обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг, сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. 4. Национально (Этно) культурный центр - обеспечение условий для сохранения и развития национальных культурных традиций, художественного и декоративно-прикладного народного творчества, социально-культурных инициатив населения. 5. Дом (Центр) ремесел - сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций, создание и распространение ремесленнических изделий, выставочная деятельность, создание и распространение методик ремесленнического мастерства. 6. Дом фольклора - сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций. 7. Дом народного творчества - сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизация и методическое обеспечение творческих процессов, организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. 8. Передвижные культурные центры - внестационарное обеспечение досуга населения, организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. 9. Информационно-методические центры - обеспечение информационных и методических услуг. Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РБ, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|