Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели эффективности деятельности культурно-досугового учреждения




 

Разработка показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств.

Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса[1]<1> предусмотрено «формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. При этом система оценок этих результатов должна включать «как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)».

При выборе критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности учреждений следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим.

Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать:

а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа;

б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период.

С учетом перечня отчетных показателей учреждений культурно-досугового типа и общероссийского классификатора услуг населению[2]<2>, в качестве измеряемых показателей социальной эффективности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать:

1. Количество посетителей культурно-досугового учреждения (КДУ), чел. и изменение их численности по сравнению с прошлым годом, %;

2. Охват населения услугами КДУ, % посетителей КДУ от общей численности жителей обслуживаемой территории;

3. Число клубных формирований, ед. и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с прошлым годом, %;

4. Число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год, ед. и их средняя посещаемость;

5. Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий;

6. Доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи от общего количества мероприятий, %;

7. Доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг.

 

В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать следующие:

1. Средняя цена одного посещения КДУ, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы;

2. Себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом, %;

3. Средняя зарплата работника КДУ, руб./мес. и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в крае, %.

Важной стороной оценки эффективности деятельности учреждений является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения.

Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культуры, учреждениями культуры и населением края. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.

 

 

Бесспорным появляется тот факт, что от уровня профессиональной квалификации специалистов и обеспеченности ими клубных заведений зависят качество подготовки разных социально-культурных программ для населения, структура и характер социально–культурных услуг, предоставляемых в учреждениях культуры и досуга. Значительную часть работников сферы культуры в стране составляют специалисты государственных клубных заведений. Их насчитывается более 10 тысяч. Это директора и заведующие клубных заведений, специалисты по жанрам, к последним относятся и руководители художественных коллективов, которые имеют звания "народный", "образцовый", работники городских и районных отделов культуры и районных организационно-методических центров.

Практика показывает, что категория сельских работников клубной сферы постепенно делается профессионально устойчивой. Тенденция к сокращения сети заведений в середине 90-х годов почти не повлияла на количество занятых в сфере специалистов. А в некоторых областях наблюдается устойчивый рост их количества и качественная стабилизация кадрового потенциала.

Сегодня в социально–культурной деятельности востребован целый ряд профессий культурологической, социально-педагогической и менеджерской ориентации.

Именно менеджмент как система управленческой деятельности обеспечивает успешное функционирование самых различных социально – культурных институтов–организаций, призванных осуществлять социально – значимую деятельность. Менеджмент, имеющий место в деятельности учреждений культуры это и арт–менеджмент, и технологии продюсерской деятельности, и рекламные технологии, и социально–культурное проектирование. Крайне остро стоит вопрос по конструированию и проектированию воспитательных и педагогических программ (художественно – творческих, социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.); проектированию культурно-досуговых услуг; сценарному проектированию (проектное обоснование различных мероприятий и акций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.); организационному проектированию (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

Работу в сфере социально-культурной деятельности направляет научно-методичесике центры.

Основными направлениями деятельности областных и районных научно-методических центров народного творчества и социально – культурной деятельности должны выступать:

-изучение и анализ работы заведений культуры;

-определение основных процессов развития народного творчества и социально-культурных проблем сферы досуга;

-совершенствование организационно-методических приемов в творческой практике культасветустаноў области;

-аказаннне информационно-методической помощи заведениям культуры и клубным формированиям;

-совершенствование художественно-эстетичного уровню культурных программ для населения;

-обобщение, распространение отечественного и зарубежного опыта организации досуга, а также других форм социально-культурной деятельности;

-повышение профессиональной квалификации работников культуры.

 

Фандрайзинг - поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации.

Варианты выбора цели фандрайзинга: Поиск ресурсов для реализации уже имеющихся собственных идей. Поиск идей, на реализацию которых могут быть предоставлены ресурсы.

Стратегические задачи, стоящие перед организацией в процессе фандрайзинга:

поиск потенциальных доноров; обоснование потребностей организации в соответствии с интересами потенциальных доноров и уровнем их понимания наших проблем; постоянная работа с потенциальными донорами (формирование, поддержание и развитие связей); формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации, сбор писем поддержки, приобретение авторитета.

Стратегические методы поиска ресурсов:

экстенсивная стратегия - создание баз данных и веерная рассылка запросов или заявок (на практике малоэффективна);

интенсивная стратегия - тщательное планирование и подготовка проектов до состояния одного беспроигрышного варианта.

выделяются различные виды финансирования массовых мероприятий^

Спонсоринг. Переводится как поручительство, попечительство, поддержка. По содержанию процесс спонсоринга представляет собой подбор или организацию события, ведение или контроль процесса, гарантированное осуществление проекта и учет интересов спонсора. Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких-либо обязательств, в том числе и финансовых со стороны получателя финансовой поддержки.

Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, жертвующие свои средства безвозмездно. История благотворительности насчитывает не одну сотню лет. К сожалению, современное благотворительное движение пока не обладает тем личностным потенциалом, который был характерен отечественному меценатству. Конечно, сегодня необходимо ставить задачу возрождения такой традиции, когда состоятельные граждане безвозмездно жертвуют свои средство, возрождая искусство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...