Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная власть, ее понятие. Разделение властей. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти




Знать

— понятие судебной власти и ее признаки;

— критерии разграничения судебной власти от других ветвей власти в государстве;

— критерии соотношения судебной власти с другими ветвями госу­дарственной власти;

— понятие «суд» и его признаки как основного судебного органа;

Уметь

— отграничивать судебную власть от других видов государственной власти;

— оперировать понятиями «судебная власть», «суд»;

Владеть

навыками работы с нормативными правовыми актами, определяющими понятие «судебная власть», «суд».

Ключевые слова: судебная власть; правосудие; суд; разделение властей[1].

Судебная власть, ее понятие. Разделение властей. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

 

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти.

Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствование», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила»[2].

В большом юридическом энциклопедическом словаре власть характеризуется как «особые общественные отношения господства подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает (доминирует над волей и действиями других людей, организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать»[3].

Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулирования поведения людей. При первобытнообщинном строе общиной управляли старейшины и вожди. Их власть основывалась на авторитете, уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с их помощью регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. С появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках отдельных лиц (король, царь, император и т.п.) или специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Государственная власть осуществляет свое воздействие на сознание и поведение людей с помощью различных средств, в том числе права, авторитета, убеждения, принуждения.

Многовековой опыт человечества свидетельствует, что концентрация государственной власти в чьих-либо одних руках неизбежно ведет к произволу и злоупотреблениям. «Самые просвещённые властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми нравами человека»[4].

Такой опыт подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений и к решению рационального устройства государственной власти.

Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его до настоящего времени идея, в соответствии с которой государственную власть (ее функции) следует разделять и вверять «в разные руки», что будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с тем злоупотреблению властью и произволу.

Сторонники этой идеи (концепции) считают, что государственную власть следует разделить на три направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть четко разграничены, не быть помехой друг другу. При осуществлении своих властных полномочий все ветви власти должны сотрудничать, в процессе сотрудничества сдерживать друг друга с тем, чтобы каждая ветвь власти осуществляла свои полномочия в определенных ей законом рамках, и таким образом в государстве будет соблюдаться баланс властей.

Идея разграничения деятельности органов государственной власти в общем виде высказывалась еще древними мыслителями — Платоном, Аристотелем, Полибием и др. К сожалению, в юридической литературе редко отмечается роль Д. Лильберна (1614-1657), который одним из первых близко подошел к идее «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве[5]. Он полагал, что лишь в том строе, где эти власти будут осуществляться различными органами и лицами, можно уничтожить их произвол и обеспечить прочность правления.

Традиционно основоположниками «классического» варианта разделения властей называют Джона Локка (1632-1704) и Шарля Монтескье (1689-1755). Однако Дж. Локк, разделяя власти на законодательную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял все власти законодательным органам, а судебную рассматривал в качестве составного элемента исполнительной власти. Ш. Монтескье выделял три «рода» власти: законодательную, исполнительную и судебную, вместе с тем доверял последнюю не какому-то специальному органу, а выборным лицам. Из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время[6]. Необходимость разделения властей обосновывается в знаменитом сочинении Ш. Монтескье «О духе законов»[7].

Ж.-Ж. Руссо с позиции неотчуждаемого, единого и неотделимого народного суверенитета критиковал идею Монтескье о разделении властей, одним из первых признавал необходимость разделения только государственных функций, а не власти. Аналогичную позицию занимали и якобинцы в лице М. Робеспьера. Однако практика правовых государств подтвердила объективную неизбежность восприятия идеи разделения властей и создания «равносильных» органов государственной власти.

И. Кант отмечал не только необходимость разделения властей, но и их взаимного дополнения, связи и согласованности для блага государства[8].

Концепция разделения властей в интерпретации Ш. Монтескье получила отражение и закрепление в конституционных актах ряда стран, многие из которых действуют и сегодня (Декларация независимости Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г., Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г.). В настоящее время доктрина разделения властей стала ведущим принципом устройства государственной власти во многих странах мира. Большинство русских дореволюционных юристов обращали внимание, прежде всего на невозможность употребления понятия «делимость» власти, писали лишь о распределении отдельных функций государственной власти. «Общий закон разделения труда с развитием культуры отражается и на государстве, вызывая разделение этих функций и создание для каждой из них особых, наиболее пригодных органов. В этом и состоит принцип разделения государственных властей»[9].

Впервые в Российском государстве идея разделения власти была законодательно закреплена в Основных положениях преобразования судебной части в России 1862 г., которые состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы новые институты и принципы — отделение суда от администрации, выборный мировой суд (всесословный), присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности.

В статье 1 Учреждения судебных установлений 1864 г. было предусмотрено: «Власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, палатам и Правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда»[10].

Однако дореволюционные ученые-юристы отмечали, что при царствующем монархе судебная власть не могла полностью принадлежать судам, она была ограничена царем, которому принадлежала верховная власть. Так, С. И. Викторский писал: «Приговоры суда, вошедшие в законную силу, прежде обращения их к исполнению предоставляются через Министра Юстиции на усмотрение Императорского Величества»[11]. В частности, это касалось дворян, чиновников, священнослужителей, имеющих ордена и знаки отличия, осужденных к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния. Кроме того, император имел право помилования и сни­жения наказания, осуществлял высший надзор за деятельностью всех судебных мест и лиц, право получения от них отчетов, ревизий и привлечения к ответственности. Он же утверждал законы, касающиеся судопроизводства и судоустройства, лично или через уполномоченных на то лиц утверждал и назначал судей.

В юридической литературе до начала 1990-х гг. суд традиционно рассматривался в качестве одного из правоохранительных органов, первоначально «равноправного», а затем — «ведущего», «главного».

В советские времена концепция разделения властей подвергалась критике с классовых позиций.

Теория разделения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. По мнению ее создателей, теория разделения властей обеспечивает взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия. Эта теория нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

Данная теория длительное время не находила своего воплощения на российской почве: верховная власть была неделима и полностью принадлежала царю. После Октября 1917 г. в Конституции РСФСР 1918 г. господствующим был провозглашен лозунг «Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Советы в силу своих полномочий обеспечивали принятие законов, они же организовывали исполнение законов. Суды были подотчетны Советам и являлись фактически одним из инструментов исполнительных функций государства.

«Первопричиной отсутствия в СССР независимой и самостоятельной судебной власти, — мнению В. М. Лебедева, — следует все же считать реализацию на конституционном уровне политико-правовой доктрины — «Вся власть Советам!...». Отсутствие признания на конституционном уровне судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти не создавало предпосылок для теоретической разработки понятия «судебная власть»[12]. В период перестройки, в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. теория разделения властей получила признание и в России в связи с постановкой цели превратить Россию в правовое государство. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в которой заявлялось: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» (п. 13). Позднее принцип разделения властей (21 апреля 1992 г.) был закреплен в действовавшей в тот период Конституции РСФСР 1978 г. В ст. 3 этой Конституции провозглашалось: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделении законодательной, исполнительной и судебной властей».

Конституция РФ 1993 г. несколько изменила данную формулировку и предусмотрела следующую норму — принцип: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Таким образом, судебная власть в Российской Федерации определена как самостоятельная ветвь власти. Однако это положение не означает разделение властей на изолированные, не связанные между собой перегородки. Она едина по своему источнику. Единственным источником ее является многонациональный народ России. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).

Народ России путем всенародного голосования 12 сентября 1993 г. принял Конституцию РФ, согласно которой, как указано выше, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Общие положения о разделении властей конкретизируются в других статьях Конституции РФ, определяющих статус и полномочия органов, осуществляющих государственную власть на федеральном уровне: Президента РФ (гл. 4), Федерального Собрания (гл. 5), Правительства РФ (гл. 6), судебной власти (гл. 7).

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ), которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ обладает широкими полномочиями и, являясь главой государства, как бы возвышается над всеми органами власти, однако все его полномочия относятся к сфере исполнительной власти. Отсутствие в Конституции РФ четкого положения по этому поводу порождает представление о том, что президентская власть как бы выносится за рамки классического разделения на три вида власти и представляется в виде некой отдельной (исходной, базовой) власти, возвышающейся над этой стандартной триадой.

Конституцией РФ определено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), а судебная власть — один из видов государственной власти (ст. 10). Вместе с тем Конституция РФ не раскрывает содержания понятия судебной власти. В литературе и на практике термин «судебная власть» употребляется в разных значениях, и чаще этот термин связывают с судом, системой судебных учреждений.

Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, полномочия, которыми они обладают, и осуществление этих функций, их реализация. «Другими словами, власть — это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели»[13].

«Власть» следует понимать не как орган или систему органов, не осуществляющих, а, как правило, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Оба элемента органически связаны друг с другом»[14].

Как отмечалось выше, судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами. Система судов, их основные полномочия как органов судебной власти определены Конституцией РФ (гл. 7) и принятыми с учетом ее норм федеральными конституционными законами: о судебной системе; о Конституционном Суде; об арбитражных судах; о военных судах; о судах общей юрисдикции и другими федеральными законами, например Законом о статусе судей.

Важнейшей функцией (полномочием) судебной власти, которая осуществляется ее органами — судами, является правосудие. Способом осуществления правосудия является разбирательство и разрешение конкретных дел в судебных заседаниях «посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. При разрешении судами дел и принятии при этом решений проявляются властные полномочия суда в подчинении участников судебного разбирательства суду и безусловном исполнении его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации на всей территории РФ.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 Закона о судебной системе, п. 6 ст. 1 Закона о статусе судей).

Судебная власть, кроме отправления правосудия, осуществляет и ряд других, принадлежащих исключительно ей и реализуемых судами полномочий. К их числу относятся:

— конституционный контроль;

— судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти (исполнительной), должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд;

— разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

— разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;

— право на законодательную инициативу;

— участие в формировании судейского корпуса;

— обеспечение судебной деятельности и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Конституционный контроль за соответствием Конституции РФ нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации и субъектов РФ, в частности федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся в ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляет Конституционный Суд РФ.

Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Они же рассматривают жалобы и заявления на действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих всех уровней. Судами общей юрисдикции осуществляется также судебный контроль за действиями правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, ареста, в совершении действий, связанных с ограничением права гражданина на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений.

Все это свидетельствует о том, что судебная власть, обладая столь значимыми полномочиями, представляет собой равновесную ветвь среди других ветвей государственной власти. Такое положение судебной власти стало возможным только при разделении государственной власти на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. «Иными словами, меч Фемиды отныне направлен не только на человека, но и на государство, и на ее весы ложатся не только правонарушения граждан, но и неправомерные действия или акты органов государственной власти, ее щит в равной мере защищает любого субъекта права»[15]. Судебная власть основана на праве (положениях Конституции РФ и федеральных законах) и реализуется путем применения норм права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Таким образом, можно сделать вывод, что судебная власть — это предоставленные судам, как специальным органом государства, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Имеете с тем следует отметить, что основное назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов, законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, обеспечение соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных правовых актов. Становление правового государства неразрывно связано:

— с возрастанием роли судебной власти в утверждении конституционной законности;

— расширением объема полномочий судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих не только в отношениях между физическими и юридическими лицами, но и во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов РФ и субъектов РФ, при осуществлении административного управления.

Как сказано выше, государственная власть едина, но функции ее — законодательство, управление и правосудие — осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти, взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние. Так, органы законодательной власти влияют на суды, принимая федеральные законы, регулирующие организацию судебной системы, полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют и формировании судейского корпуса — назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов — Конституционного, Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Высшего Арбитражного суда РФ) (и. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ)[16], но, будучи назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и не подконтрольны органам законодательной власти. Напомним, согласно ч. 1 ст. 120 судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса.

Президент РФ, будучи главой государства, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Высшего Арбитражного суда РФ)[17], назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и т.д.) и исполнения принимаемых ими решений. Вместе с тем суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.

При Президенте РФ действует общественный орган — Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, который участвует в подготовке проектов законов, касающихся деятельности судебной системы, статуса судей; выработке предложений по совершенствованию организации работы судов, по вопросам совершенствования правосудия и др.

Президент РФ имеет существенные полномочия по формированию судейского корпуса. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда РФ (в прошлом до 07.02.2014 - Высшего Арбитражного Суда РФ)[18], назначает судей других федеральных судов.

Совет Федерации оказывает лишь косвенное влияние на назначение федеральных судей судов другого уровня судебной системы, чем указан выше, поскольку в соответствии со ст. 11 Закона об органах судейского сообщества Совет Федерации имеет право назначать 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ, которая рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей всех федеральных судов (за исключением районных судов — их заявления рассматривают квалификационные коллегии судей субъектов РФ), а также судей арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет свои заключения по этим кандидатурам соответственно Председателю Верховного Суда РФ (в прошлом - Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ).

Взаимодействие суда и исполнительной власти (федеральных министерств, служб, агентств), возглавляемой Правительством РФ, является разносторонним. Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для деятельности судов. Так, Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти.

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это является существенным фактором влияния на судебную власть, несмотря на то, что согласно ст. 124 Конституции РФ суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права. Кроме того, органы исполнительной власти имеют все полномочия по созданию надлежащих условий для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.).

Формы влияния судебной власти на деятельность законодательной и исполнительной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти от других властей — законодательной и исполнительной предусматривает наделение ее соразмерными полномочиями, которые позволяли бы ей оказывать соответствующее воздействие на их деятельность, уравновешивать их, выступать равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Конституционный контроль за соответствием принимаемых парламентом федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ Конституции РФ осуществляет конституционный Суд РФ. Так, за период 2009—2011 гг. в Конституционный Суд РФ поступило 692 обращения об организации публичной власти, 13 919 — по защите конституционных прав и свобод граждан и т.д.[19] Кроме того, ежегодно в Конституционный Суд РФ обращается около 20 тыс. человек[20]. Противоречащие Конституции РФ правовые акты признаются неконституционными, утрачивают силу.

Помимо конституционного контроля в отношении нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляется административный судебный контроль судами общей юрисдикции и арбитражными судами, который заключается в решении вопроса о несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 27 ГПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Высший Арбитражный Суд РФ)[21] согласно ст. 34 АПК РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривают вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим.

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти — министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия, позволяющие существенным образом оказывать влияние на функционирование исполнительной власти, появились у судов в 1993 г. в связи с принятием Закона об обжаловании.

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатель Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Председатель Высшего Арбитражного судов РФ)[22] на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представления о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ. В том и другом случае полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.

 

Признаки судебной власти

 

Особое положение суда и специфика судебной власти, о которых шла речь выше, дает основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличие от других форм государственной деятельности.

Признаки (свойства) того или иного предмета, явления помогают полнее раскрыть сущность этого предмета, явления.

Признак — «это качество, свойство, составляющее отличительную особенность чего-нибудь», показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь»[23].

В юридической литературе не сложилось единого мнения в признаках судебной власти. В учебной литературе (о правоохранительных органах) отмечается от трех до десяти различных признаков судебной власти[24].

Некоторые авторы разделяют эти признаки на общие, которые относятся и к иным ветвям власти (например, социальный характер власти и, т.е. она (власть) присуща человеческому обществу), и специфические свойства, то есть те, которые отличают судебную власть от законодательной и исполнительной[25].

На наш взгляд, можно выделить ряд признаков, присущих судебной власти. Судебная власть:

—вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях, принятых от имени государства и обязательных для исполнения на территории всего государства;

—принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам — судам, в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему РФ, предусмотренную Законом о судебной системе (ст. 1 и 4);

—обладает признаком исключительности. Он тесно связан с предыдущим. Суть его заключается в том, что никакой другой орган государственной власти или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда. Например, только суд уполномочен признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях — и административного правонарушения и применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия;

—независима, самостоятельна и обособлена от других ветвей власти.

Суды и судьи, осуществляющие функции (полномочия) судебной власти, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретных дел, находящихся в их производстве. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, угроза жизни и здоровью судьи, клевета в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность (ст. 294—298 УК РФ). Вместе с тем независимость судей одновременно означает запрет каждому судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятии по ним решений, противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность органов судебной власти (ст. 10 Конституции РФ) означает их неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. Экономической основой самостоятельности и независимости судебной власти в системе государственной власти является установление в Конституции РФ финансирования их деятельности прямо и исключительно из федерального бюджета (ст. 124).

В Законе о судебной системе содержится запрет издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5).

Обособленность судебной власти заключается в том, что суды, осуществляющие функции судебной власти, образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Организационное обеспечение деятельности судов (кадровое, материально-техническое, финансовое и иное) происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей;

—реализуется посредством судопроизводства, что определено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) и Законом о судебной системе (ч. 3 ст. 1). Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Например, поводом для начала уголовного судопроизводства является сообщение (заявление) о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием — наличие в этом сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Судопроизводство по уголовному делу включает производство в органах расследования преступлений, в суде. Судопроизводство по гражданскому или административному делу возбуждается по заявлению лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Конституционное производство возбуждается и осуществляется Конституционным Судом РФ.

Судебная власть осуществляется посредством судопроизводства:

— конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов;

—гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений;

—административного — рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных правоотношений, и дел об административных правонарушениях;

—уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу;

—арбитражного — разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

В процессуальном порядке судебная власть осуществляет важнейшую свою функцию — правосудия, рассмотрения конкретных дел. Процедура рассмотрения и разрешения дел, процессуальная форма всех судебных действий и решений определяется законом.

Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном Законом о Конституционном Суде (ст. 43—84). Гражданское, уголовное, арбитражное и административное судопроизводство осуществляется в соответствии с ГПК, УПК, АПК РФ и КоАП РФ соответственно.

Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть. Полномочия, порядок образования и деятельности судов определяются законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам и не вправе отступать в своей деятельности от их требований. Они наделены полным объемом компетенции, которая выражается в том, что решения, принимаемые ими, являются окончательными и обязательными для государственных органов, должностных лиц и граждан на территории РФ. Это означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение требований и распоряжений суда влечет установленную законом ответственность.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) и ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...