Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и состав современной судебной системы России




 

Для осуществления судебной власти в государстве создаются специальные органы — суды, которые образуют судебную систему государства. Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом судов, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации в целях осуществления судебной власти.

Судебная система — понятие конституционное. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Таким законом является Закон в судебной системе.

Место, занимаемое высшими судами в судебной системе Российской Федерации (Конституционного, Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 и Высшего Арбитражного судов РФ)[28] определено ст. 125-127 Конституции РФ.

Правовые основы построения судебной системы определяются также и другими федеральными законами. Прежде всего, это: федеральные конституционные законы:

—о Конституционном Суде;

—о судах общей юрисдикции; об арбитражных судах;

—о военных судах;

федеральные законы:

—о мировых судьях;

—о присяжных заседателях;

—об арбитражных заседателях;

—об органах судейского сообщества;

—о Судебном департаменте и ряд других.

Все эти законодательные акты формируют правовую базу судебной системы, создают надлежащие условия для ее эффективной деятельности.

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Совокупность этих судов составляет судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

—Конституционный Суд РФ;

—Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции;

—Верховный Суд РФ, возглавляющий систему арбитражных судов (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ)[29].

К судам субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституция РФ определяет статус Конституционного Суда РФ его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов (ст. 125). Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции указанных в Конституции РФ (ст. 125) органов государственной власти, дает толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ занимает особое место, ему напрямую не подведомственны никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику и практику других правоохранительных органов.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образую две относительно автономные подсистемы российской судебной системы.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся.

- Верховный Суд РФ;

- верховные суды республик, краевые и областные суды;

- суды городов федерального значения (г. Москвы и г. Санкт-

Петербурга);

- суды автономной области и автономных округов, районные,

(городские) суды;

- военные суды и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции разрешают споры и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

По данным Судебного департамента на территории России действует 83 верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов; 2239 - районных и городских судов; 12 -окружных и флотских военных судов; 100 - гарнизонных военных судов; 7447 - судебных участков мировых судей субъектов РФ. За пределами территории России действует пять гарнизонных военных судов.

Систему арбитражных судов составляют:

Верховный Суд РФ с 07.02.2014,Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Высший Арбитражный Суд РФ) [30];

—федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды, их 10);

—арбитражные апелляционные суды (20 судов);

—арбитражные субъектов РФ (82 суда);

—арбитражные специализированные суды. Специализированным арбитражным судом, входящим в систему федеральных арбитражных судов, является Суд по интеллектуальным правам. Он вводится в систему арбитражных судов Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ и должен был образован не позднее 1 февраля 2013 г.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции.

Систему арбитражных судов с 07.02.2014 возглавляет Верховный Суд РФ через Судебную коллегию по экономическим спорам[31] (Высший Арбитражный Суд РФ до 07.02.2014), который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, (Высшего Арбитражного Суда)[32] и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).

Создание и упразднение федеральных судов происходит путем принятия соответствующих законов (ст. 17 Закона о судебной системе). Высшие суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ (до 07.02.2014 - Высший Арбитражный Суд РФ), созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Суды субъектов — конституционные (уставные суды) и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

При упразднении суда, отнесенные к его ведению вопросы по осуществлению правосудия, одновременно передаются в юрисдикцию другого суда.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ при этом упразднили, передав отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому Верховному Суду РФ. Цели реорганизации - обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении физ. лиц и юр. лиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

Верховный Суд РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также будет надзирать за деятельностью судов, и давать разъяснения по вопросам судебной практики. На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ продолжали исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного Верховного Суда РФ, который состоит уже из 170 судей. Предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового Верховного Суда РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создали Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее вошли по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии избрали советы судей регионов из своего состава - по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформировали Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она состоит из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов).

Закреплено, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут. Судей нового Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступили в силу 6 февраля 2014 года. Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней с 06.08.2014.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...