Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №2 г.Тулуна Исследовательская работа НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Выполнила: ученица 9 «А» класса Завалина Дарья Сергеевна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Десятская Антонина Николаевна
Тулун, 2009 Введение……………………………………………………………………………...4 Глава 1. Назывные предложения…………………………………………………...6 §1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений………………………………………………………6 §2. Особенности назывных предложений………..………………………….8 §3. Знаки препинания в конце назывных предложений……………………8 §4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения…..9 §5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными........................................................................................................10 §6. Стилистическая роль назывных предложений………………………..12 §7. Использование назывных предложений……………………………….13 Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе……………….15 §1. Неподвижные картины…………………..……………………………...15 §2. Картины в движении…………………………..………………………...17 §3. Функции назывных предложений в тексте………...…………………..17 §4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников - импрессионистов.…............18 Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи……………………………....21 §1. Индивидуальный живописный стиль………………...………………...21
§2. Импрессионизм…………………………….………...…………………..21 §3. Картины импрессионистов……………………………………………...22 Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов……………………………………….….24 Заключение……………………………………………………………………….…27 Список литературы………………….……………………………………………...28 Приложение 1. Задание на определение в тексте назывных и двусоставных неполных предложений.…………………………………………………..……….29 Приложение 2. Репродукции картин известных художников – импрессионистов…………………………………………………………..……… 30 Назывные предложения. Казалось бы, такие простые и неброские. Но, если вдуматься, то окажется, что это яркие, лаконичные и ёмкие средства выражения чувств. Актуальность исследования связана с · радостью глубокого понимания литературы; · воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса; · обогащением словарного запаса. · Новизна исследования заключается в том, что я попыталась соединить смысл поэтического слова и смысл художественного полотна. Тема: назывные предложения в литературе. Объект: синтаксис. Предмет: простое односоставное назывное предложение. Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений. Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: · познакомиться с понятием «Назывное предложение»; · найти назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности; · провести тест среди учащихся 8-ых классов по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.
Методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение и абстрагирование; эмпирический: тест. Глава 1. Назывные предложения
Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления: «Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!» Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: 1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.) 2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.) Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим: «Король! – торжественно произнёс мажоржом». Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: «Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого. В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь». Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.
Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные: «Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль». Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства. Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях: · Непосредственного восприятия - Пожар! · Указание – Вот лес. Вон речка. · Достижение – Вот и тишина. · Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|