Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №2 г.Тулуна

Исследовательская работа

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Выполнила: ученица 9 «А» класса

Завалина Дарья Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Десятская Антонина Николаевна

 

 

Тулун, 2009
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Назывные предложения…………………………………………………...6

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений………………………………………………………6

§2. Особенности назывных предложений………..………………………….8

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений……………………8

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения…..9

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными........................................................................................................10

§6. Стилистическая роль назывных предложений………………………..12

§7. Использование назывных предложений……………………………….13

Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе……………….15

    §1. Неподвижные картины…………………..……………………………...15

§2. Картины в движении…………………………..………………………...17

§3. Функции назывных предложений в тексте………...…………………..17

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников - импрессионистов.…............18

Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи……………………………....21

    §1. Индивидуальный живописный стиль………………...………………...21

§2. Импрессионизм…………………………….………...…………………..21

§3. Картины импрессионистов……………………………………………...22

Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов……………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………….…27

Список литературы………………….……………………………………………...28

Приложение 1. Задание на определение в тексте назывных и двусоставных неполных предложений.…………………………………………………..……….29

Приложение 2. Репродукции картин известных художников – импрессионистов…………………………………………………………..……… 30
Введение

Назывные предложения. Казалось бы, такие простые и неброские. Но, если вдуматься, то окажется, что это яркие, лаконичные и ёмкие средства выражения чувств.

    Актуальность исследования связана с

· радостью глубокого понимания литературы;

· воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса;

· обогащением словарного запаса.

· Новизна исследования заключается в том, что я попыталась соединить смысл поэтического слова и смысл художественного полотна.

Тема: назывные предложения в литературе.

Объект: синтаксис.

Предмет: простое односоставное назывное предложение.

Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· познакомиться с понятием «Назывное предложение»;

· найти назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности;

· провести тест среди учащихся 8-ых классов по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.

Методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение и абстрагирование; эмпирический: тест.


Глава 1. Назывные предложения

 

Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления: «Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)

2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим: «Король! – торжественно произнёс мажоржом».

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: «Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь». Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные: «Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль». Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

· Непосредственного восприятия - Пожар!

· Указание – Вот лес. Вон речка.

· Достижение – Вот и тишина.

· Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...