Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Во время исследования для учащихся 8-ых классов был проведён тест. Целью тестирования было выявление уровня владения детьми односоставными назывными предложениями и умения уместного употребления этих конструкций. Учащимся было предложено творческое задание: дать описание репродукциям картин известных художников – импрессионистов, используя назывные предложения. Вниманию учащихся были представлены следующие репродукции (смотрите Приложение 2): 1. Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»; 2. Клод Моне «Дерево в форме шара»; 3. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»; 4. Константин Коровин «Площадь Бастилии»; 5. Грабарь Игорь «Февральская лазурь». В результате мы получили ряды необычных односоставных предложений, а именно назывных, при помощи которых дети пытались выразить свои впечатления от увиденного. Из 40 учащихся с заданием не справились 3 человека, т.к. составленные ими предложения были других конструкций: неполные двусоставные и безличные. Одной из основных причин этого стало то, что они не смогли выразить свои чувства назывными предложениями. Остальные 37 учащихся успешно справились с заданием. Вот наиболее интересные ассоциации: Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»: § Смятение. § Покой. § Лето жизни. § Цветущая целина. § Зелёное пламя. § Жара. § Ожидание. § Зелёный плеск. Клод Моне «Дерево в форме шара»: § Симметрия. § Трепет. § Раздвоение. § Золотая вода. § Глаза природы. § Изумрудный вечер. § Спокойствие. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»: § Солнечные квадраты. § Прелая солома. § Раздумье. § Нежность. § Одиночество.
Константин Коровин «Площадь Бастилии»: § Рябь. § Мокрый город. § Отражение. § Дребезжание. § Зеркальный город. § Подлунная суета. § Золотая луна. Игорь Грабарь «Февральская лазурь»: § Вот берёзовый лес. § Коралловые берёзы. § Весеннее дыхание. § Восторг. § Небесная лазурь.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Ø Уровень умения конструировать назывные предложения достаточно высок для учащихся данного возраста. Ø Дети способны достаточно глубоко чувствовать изображённое и уместно употреблять назывные предложения, передавая чувства. Результаты теста подтвердили нашу гипотезу. Дети, действительно, способны выражать чувства с помощью назывных предложений. Заключение Конечно, данная работа не претендует на полноту исследования и требует дополнения. Мы проследили в нескольких произведениях путь авторской мысли от фактического материала к сюжетному произведению и пришли к следующим выводам: Ø в литературе с помощью назывных предложений поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда интуитивно; Ø нет таких мыслей и чувств, которые нельзя было бы передать предложением, но самое краткое и самое ёмкое из всех синтаксических конструкций – назывное предложение. Целью моей работы было проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи. В результате исследования полагаю, что цель была достигнута. Теоретическая и практическая значимостьработы видится нам в следующем: результаты наблюдения могут быть использованы на уроках русского языка, литературы и даже изобразительного искусства в 8-11 классах. Список литературы 1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение.2002. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001. 4. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2004. 5. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах. 10-11 кл. М.: Экзамен. 2007. 6. Чалмаев В.А. Русская литература XX века. 11 кл. М.: Просвещение. 2002. 7. Пастернак Б.Л. Зелёный простор. Иркутск: Восточно-Сибирское издательство. 1990. 8. Русская поэзия XIX – начала XX века. М.: Художественная литература. 2000. 9. Твардовский А.Т. Стихотворения. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1981. 10. Блок А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1988. 11. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979 Приложение 1 Задание: определите, какие предложения в тексте назывные, а какие двусоставные неполные. 1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: «Документы!» 2. «Кто спал в моей кровати?» – зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: «Девочка!» «Ты кто?» – спросил он непрошеную гостью. «Машенька!» – ответила та. 3. «На улице снег!» – завизжала от восторга младшая козочка. «Где же санки?» – «Вот санки!» 4. «Какая шубка!» – воскликнула Лиса. «Надо только добавить некоторые детали», - заметил Кот. «Какие?» – «Пуговицы». 5. «Кто же все это сделал?» – «Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок». 6. «Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!» И журавль выскочил из дома, громко крича: «Ужас! Лиса…!» 7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар! 8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!! 9. «Что привезти вам, дочки, из поездки?» – «Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам». – «А тебе, Настенька?» – «Цветочек аленький». 10. «А я купила тебе подарок!» – «ЧТО?!!» – «Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!» В тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения. Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|