Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста




Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение и особенности несложных опытов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирические исследования формирования познавательного интереса посредством несложных опытов с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

познавательный интерес дошкольник природа

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев);

активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев);

избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).

По мнению психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.

Познавательный интерес - избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П. Павловым как рефлекс "Что такое?", который в дальнейшем по исследованиям Л.И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5-6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек) эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л.С. Выготский).

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В.П. Вахтеров. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в не интересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменений и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмперически выявить условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса путем экспериментирования с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что несложные опыты с объектами природы способствует формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой.

) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы "обернуть" к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить таким образом психологические предпосылки интереса.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;

.   Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование несложных опытов для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;

Методологическая основа исследования: Комплексный подход позволяет делать научные выводы на основе исследований Н.Р. Морозовой, К.Д. Ушинского, С.Н. Николаевой и др., а также труд Ивановой А.И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"; труд Куликовской И. Э, Совгир Н.Н. "Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст". Использованы также традиционные научные методы, сравнительно-аналитический метод в качественном и количественном аспектах.

Методы исследования:

теоретические - анализ литературы;

эмпирические - беседа, наблюдение;

интерпретационные - количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: знание об особенностях формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Иванушка". В эксперименте приняло участие 24ребенка старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя.

Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список.


Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...