Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста




Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? ( Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? ( Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

· Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру "Узнай и назови" (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

· Какая вода? ( Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

Воздух повсюду

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

· Игровое упражнение "Почувствуй воздух" - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

· Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупат их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую - гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью - большие и не круглые; в четвертую - красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.

· Игра с камешками "Выложи картинку" - зайчик раздает детям картинки-схемы (рис.3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

· Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Можно ли менять форму камня и глины

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Описание. По модели обследования предмета (рис.4) дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? ( Сухой, твердый.) Какая глина? ( Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? ( Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня? ( Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? ( Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: "Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?" Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? ( Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? ( Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

· Игра "Теневой театр". Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

· Показ знакомой сказки, например "Колобка", или любой другой.

Цветной песок

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2мешочка, мелкиетерки, миски, ложки (палочки,) небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке-песок, в другом-кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: "Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?" Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

· Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок? ( Галчонок спрашивает каждого ребенка) Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? ( делать красивые картинки.)

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: "Как можно быстро найти спрятанный предмет?"Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка.

Выводы:

1. В ходе проведенной работы нами была изучена современная психолого-педагогическая и методическая литература. Мы выяснили, что проблему познавательного интереса широко исследовали такие психологи и педагоги, как Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: Морозовой Н.Г., Николаевой С.Н., Ушинского К.Д., В.Г. Белинского, А.И. Герцена и других. Таким образом, мы пришли к выводу, что познавательный интерес в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе.

2. Для формирования интереса нужны все компоненты "поисковой деятельности". Она предполагает: а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения; в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т.д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

.   в ходе исследования мы увидели, что применение экспериментирования оказывает влияние на:

·   повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

·   речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

·   личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т.д.);

·   знания детей о неживой природе.


Заключение

 

В ходе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Также мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что познавательный интерес у детей неустойчив. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования).

В заключении хочется процитировать слова Сухомлинского В. А.: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".


Библиографический список

 

1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994 - С.230

2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1

.   Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Изд.3-е, переработанное. Детство-Пресс, 2004. - С.225

.   Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

.   Иванова А.И. "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений". - М - 2004. - С.54

.   История становления экологического образования дошкольников. - С-П-1999. - С.109

.   Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

.   Куликовская И. Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

.   Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - С.554

.   Методические советы к программе "Детство". - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - С.304

.   Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия "Педагогика и психология", 1979. №2

.   Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002. - С.184

.   Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224

.   Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004. - С.64

.   Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1.

.   Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. - С.176

.   Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: "Карапуз", 2001. - С.336

.   Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992. - С.34

.   Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.

.   Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.М. 1971. - С.351

.   Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М., 1975. - С.176

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...