Система государственной службы Российской Федерации
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
Государственное управление имеет важные функции, выполнение которых обеспечивает существование государства: поддержание внешней и внутренней безопасности страны, организацию работы учреждений образования, здравоохранения и других институтов, развитие экономики. Эти и другие функции выполняются через государственных (муниципальных) служащих, которые находятся на службе в органах публичной власти. Законодательством о государственной службе регулируется порядок и условия комплектования персонала органов исполнительной власти, аппарата органов судебной и представительной власти. В задачи входят правовые основы государственной службы в государственных органах, формирование ее профессионального статуса, определение требований к работникам государственных органов, предотвращение бюрократизма, коррупции, протекционизма и подбора кадров по партийной принадлежности, создание условий для продуктивной деятельности государственных служащих, необходимого уровня их правовой и социальной защищенности. Эффективное решение органами государственной власти всего спектра экономических, социальных и политических задач в немалой степени зависит от конкретной деятельности государственных служащих, благодаря которым осуществляются важнейшие функции государства. То есть, достижение государственных целей и задач любым государственным органом напрямую зависит от верного подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, а также от их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы. Государственным служащим принадлежит важная роль в развитии государства, они призваны непосредственно проводить в жизнь общества политику государства.
В современных условиях государственные служащие решают ряд задач, направленных, прежде всего, на обеспечение поступательного развития рыночной экономики, соблюдения правовых и демократических принципов в обществе, стабилизации общественных и экономических процессов, социальной его стабильности, защиты прав и свобод граждан. Указанные выше задачи логически предполагают и качественно иное отношение государства и социума к государственным служащим. Успех профессиональной деятельности государственного служащего во многом зависит от совершенствования его административно-правового статуса. Пока не будет сформирован государственный аппарат современного типа, способный успешно работать в новых политических и социально-экономических экономических условиях, реформы и преобразования государственной службы не смогут достигнуть желаемых результатов. В связи с вышеизложенным, тема курсовой работы является актуальной и требует научно-теоретической работы. Цель работы заключается в анализе характера, правового статуса государственного служащего Российской Федерации. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач: рассмотреть систему государственной службы Российской Федерации и ее особенности; раскрыть понятие и признаки государственного служащего; рассмотреть права и обязанности государственного служащего; выявить проблемы защиты прав и законных интересов гражданских служащих. Объект исследования - общественные отношения в сфере государственного управления. Предметом исследования является система государственной службы. Степень разработанности проблемы. Исследование статуса и положения государственного служащего является недостаточно широко разрабатываемой проблемой в отечественной и зарубежной научной литературе. Анализ отдельных аспектов статуса государственного служащего осуществлялся рядом отечественных авторов. В частности, вопросы административно-правового статуса государственных служащих рассматривались, в работах: Василенко А.И., Казанцев М.Н., Киселев С.Г., Матейкович М.С., Пресняков М.В., Пчелинцева С.С. Общие вопросам государственной службы и положения государственного служащего широко освещены в учебной литературе (Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н., Липатов Э.Г., Масленникова Е.В., Татаринова Л.Н., Чаннов С.Е., Щербаков Ю.Н. и др.).
Раскрытие предмета исследования, достижение цели и задач предопределило использование широкого спектра методов. Общенаучные методы познания способствовали созданию целостного представления об изучаемом явлении..В работе использовались методы сравнения, методы анализа и синтеза, системный метод. Особое значение уделялось использованию специальных методов: формально-юридическому (при формулировании основных понятий, применяемых в рамках данного исследования) и сравнительно-правовому. Государственная служба в системе государственных органов
Система государственной службы Российской Федерации
На характер и направленность преобразований, осуществляемых в обществе, оказывает государство, как политически структурированная и организованная сила. Важной частью такой деятельности является государственная служба, которая выступает проводником государственного управления, а также главным средством в практической реализации функций и задач государства по обеспечению высокой жизнедеятельности человека и общества. Государственная служба является одним из главных видов целенаправленной деятельности человека, общества и государства в целом. Это понятие выражается по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. государственная служба состоит в организации управления, осуществлении государственной деятельности и в социально-культурном обслуживании людей. Государственная служба является комплексным правовым и социальным институтом, функционирующий посредством осуществления определенными гражданами (госслужащими) профессиональной деятельности по реализации компетенций (полномочий) госорганов и государственных должностей. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается такое определение понятия «государственная служба» (ст. 1): это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Муниципальная служба - профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Исходя из этого определения, моно выделить основные признаки муниципальной службы: это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти; это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета; это должность по исполнению полномочий этих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования; это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени, а выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени.
Муниципальные служащие - это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления. Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы. К видам государственной службы отнесены: ) государственная гражданская служба; ) военная служба; ) правоохранительная служба. При этом если государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, то военная и правоохранительная службы являются видами лишь федеральной государственной службы. Иными словами, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе учреждать лишь государственную гражданскую службу. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, полномочий федеральных органов государственного управления, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Государственная гражданская служба это вид государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов Федерации. Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственной должности Российской Федерации. Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование - в ведении субъекта РФ. Выделим задачи государственной службы: обеспечение конституционного строя; исполнение функций государственного (публичного) управления; обеспечение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества; подготовка и выполнение политических решений; обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение принципа верности государственных служащих государству;
применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, т.е. осуществление правоохранительной функции с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка; осуществление деятельности “позитивного” характера, которая не требует применения мер государственного принуждения, например, управление в органах публичной власти и др. осуществление управления в социально-экономической и культурной сферах жизни общества: финансовая и структурная поддержка отраслей экономики и структурных подразделений, создание и финансирование учреждений культуры; реализация созданного в стране механизма налогообложения. Функции государственной службы - это основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, которые способствуют достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Основные функции государственной службы: информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности; прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления; планирование: разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы; организация: формирование системы государственной службы, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; руководство - установление правил, нормативов, направлений должности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы; контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих; регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования; учет и фиксация информации - фиксирование в количественном выражению всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы. При этом одной из важнейших функций государственной службы является политическая функция. Государственная служба призвана обеспечивать стабильное государственное управление и уравновешивать действия различных политических сил. Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппарат Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии с законодательством РФ. Принципы государственной службы, установленные Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”: верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностью и профессиональной подготовкой; обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; единства основных требований государственной службы; профессионализма и компетентности государственной службы; гласности в осуществлении государственной службы; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|