Правовая природа ограничений, связанных с прохождением государственной службы
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Отечественное законодательство идет по пути смягчения ограничений, связанных с прохождением государственной службы, направленных на получение дополнительных расходов вне своего основного места службы. Развитие законодательства в этом направлении происходило в ходе административной реформы, а позже в рамках противодействия коррупции. Однако проводимая антикоррупционная правовая политика одновременно усилила контроль над финансовым положением государственного служащего. Прохождение госслужбы любого вида предусматривает: назначение на должность государственной службы; исполнение служебных обязанностей; конкурсное замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв; служебный и профессиональный рост; оценку соответствия госслужащего предъявляемым квалификационным требованиям (аттестация, квалификационный экзамен); освобождение от должности госслужбы; увольнение с государственной службы. Гражданскому служащему в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; замещать должность гражданской службы в случае: избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. С госслужащими всех видов службы заключается служебный контракт, а не трудовой договор. Установлены ограничения и обязательства при прохождении государственной службы РФ различных видов. Так, госслужащий любого вида госслужбы не может ее продолжать в случаях: наличия непогашенной судимости; гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); назначения или избрания на государственную должность и др. Обязательства госслужащего о соблюдении ограничений включаются в должностной регламент и служебный контракт госслужащего; учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа. Законодательством о госслужбе предусматривается возможность перехода госслужащих с госслужбы одного вида на госслужбу другого вида с включением в стаж периодов замещения должностей других видов госслужбы; в общую продолжительность (стаж) госслужбы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определение продолжительности ежемесячного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Пенсионное обеспечение госслужащих всех трех видов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Муниципальная служба не входит в систему государственной службы в силу того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, соответственно, не находятся в отношениях подчиненности к ним. Однако и государственная, и муниципальная службы относятся к институтам публичной власти, к институтам публичного права. Их создание и основные функции определены актами органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ). Как государственная, так и муниципальная службы предназначены действовать в рамках общегосударственной политики и ее основных направлений - социальной, экономической, культурной и т.д. Поэтому новым законодательством о государственной службе определяется взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих. Таким образом, на основании рассмотренных положений основных нормативных актов о порядке и условиях прохождения государственной службы можно сделать вывод о пересмотре законодателем позиции о необходимости запрета на оплачиваемую деятельность с оставлением разрешения на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Однако, для сотрудников правоохранительных службы, а также военнослужащих подобные ограничения остались. Занятие гражданскими служащими другой оплачиваемой деятельностью стало носить уведомительный характер, но усилился контроль за доходами служащих, а также введено ограничение для всех госслужащих на замещение в течение двух лет должности, а также выполнения работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
Заключение
В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ. Его административно-правовой статус включает следующие составляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность. В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего в научной литературе принято разделять на три группы: 1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту; 2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; 3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего. Основные обязанности государственных служащих связаны с: соблюдением законности; обеспечением прав и законных интересов граждан; исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных); соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций; своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений; хранением государственной и служебной тайны.
Проведя анализ признаков, правового статуса государственного служащего, можно определить госслужащего как гражданина РФ, занимающего в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре органа государственной власти, имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус. При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения. Государственному служащему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно. На основании рассмотренных положений основных нормативных актов о порядке и условиях прохождения государственной службы можно сделать вывод о пересмотре законодателем позиции о необходимости запрета на оплачиваемую деятельность с оставлением разрешения на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Однако, для сотрудников правоохранительных службы, а также военнослужащих подобные ограничения остались. Занятие гражданскими служащими другой оплачиваемой деятельностью стало носить уведомительный характер, но усилился контроль за доходами служащих, а также введено ограничение для всех госслужащих на замещение в течение двух лет должности, а также выполнения работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|