Понятие и признаки государственного служащего
государственный служащий ограничение право Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах. Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Понятие государственного служащего можно определить характерными признаками.
Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается служебный контракт, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, то есть положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы. Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Государственный служащий - это лицо, занимающее должность за вознаграждение и осуществляющее различные должностные функции: управленческие (руководитель органа), правоохранительные, социально-культурные, обслуживающие и т.п. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание. Для государственной должности характерен установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Лицу, занимающему государственную должность, определяется денежное содержание, а также на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей в соответствии с Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности, государственные служащие: 1) Реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства, следовательно, государственная служба - это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность в государственных органах и их структурных подразделениях; 2) Реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам; ) Осуществляют юридические властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и др.); ) Осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан; ) Совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и др.). Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, можно сделать вывод, что она имеет важные правовые последствия. В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах. В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
В зависимости от групп должностей различают: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы. В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями. В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители. Элементы административно-правового статуса государственного служащего: права; обязанности; ограничения, связанные с государственной службой. Основные факторы, которые отрицательно влияют на деятельность государственных служащих следующие: политическая и организационная нестабильность в органах государственной власти и местного самоуправления; отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих; неопределенность правового статуса муниципальных служащих; отсутствие единой кадровой политики, как на уровне регионов, так и на уровне органов местного самоуправления; низкий профессионализм значительной части государственных и муниципальных служащих, особенно в юридических, финансово-экономических и социально-культурных вопросах; отсутствие должного внимания, уделяемого при повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|