Динамика и географическая структура внешней торговли России
Как показывают статистические данные, доля регионов дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России несколько колеблется, составляя все же примерно 4/5. В географии российского экспорта и импорта превалируют именно эти регионы, хотя по-разному: их удельный вес в экспорте России доходил до 80%, а в импорте — почти до 70%. Следует иметь в виду, что доля государств ближнего зарубежья в закупках Россией товаров за рубежом за 90-е гг. увеличилась примерно в 1,5 раза, составив в 1997 г. 25,9% по сравнению с 19,2% в 1991 г. Рассмотрим структуру российского экспорта и импорта (см. табл. 5.3). Таблица 5.3 Структура российского экспорта и импорта, %
Данные таблицы свидетельствуют о том, что основными торговыми партнерами России во второй половине текущего десятилетия среди стран дальнего зарубежья были Германия (традиционно), США, Италия и Великобритания; а из числа государств ближнего зарубежья — Украина (традиционно), Белоруссия, Казахстан. Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. Большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли, подписанном 15 апреля 1994 г., и двусторонними соглашениями о свободной торговле. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, согласно которому установлен единый порядок внешнеторгового регулирования. Страны — участницы Таможенного союза 23 марта 1993 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Россия и Белоруссия подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества двух суверенных государств, На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России. При рассмотрении товарной структуры экспорта и импорта товаров следует выделить ее специфику. Рассмотрим особенности российского экспорта. Вывоз Российской Федерации в настоящее время сохраняет свою сырьевую направленность. По стоимости в нем превалируют топливно-энергетические товары, доля которых в общем объеме российского экспорта в 1997 г. составила 45,6% (в 1996 г. — 46,2%). На черные и цветные металлы в общей стоимости отечественного вывоза товаров в 1996 — 1997 гг. приходилось около 15,5%, тогдакак на машины, оборудование и транспортные средства в 1996 г. — 9,4%, а в 1997 г. — 9,9%. Удельный вес прочих товарных групп в российском экспорте оставался в эти годы на уровне 28,9%.
В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 30% совокупного импорта), а также продовольствие и сырье для его производства (около 30%). Удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около 10%, изделий легкой промышленности — около 10, черных и цветных металлов и изделийиз них — 3-4%. Объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли в целом оцениваются в 40% от официального, особенно велика его доля в импорте потребительских товаров. Среди негативных тенденций в развитии экспортно-импортных контрактов современной России в последнее время выделяется сокращение российского присутствия на многих важных региональных и мировых товарных рынках. Так, ослабляются свои позиции на рынках развивающихся, некогда социалистических стран (бывших членов СЭВ), а также в регионе СНГ. Кроме того, отечественных товаропроизводителей потеснили иностранные конкуренты с внутреннего рынка России. Зарубежные конкуренты стремятся ослабить позиции страны и на таком специфическом рынке, как рынок вооружений. Согласно аналитическим оценкам, емкость мирового рынка вооружений на период до 2000 г. должна составлять примерно 40 млрд долл. США ежегодно, причем, как предполагается, в перспективе она будет снижаться. Основными причинами относительно малой доли машин и оборудования в общем объеме экспорта являются снижение объемов их производства, низкая конкурентоспособность, нерешенность вопросов кредитования производства и поставок, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, а также проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. По данным Минэкономики, в I квартале 1999 г. внешнеторговый оборот России (с учетом официально не регистрируемой торговли) составил 24,2 млрд долл., и уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. на 33,9%. Российский экспорт составил 15 млрд долл., что на 18,9% меньше, чем за соответствующий период 1998 г., импорт — 9,2 млрд долл. (меньше на 49,2%). Положительное сальдо торгового баланса в I квартале 1999 г. сложилось в объеме 5,8 млрд долл. (в I квартале 1998 г. — 0,4 млрд долл.)*.
* Финансовая Россия. — 1999. — № 19. — С. 6.
Девальвация рубля и расстройство банковской системы России привели к резкому сокращению импортных поставок. Если в августе 1998 г. спад импорта составил, по данным ГТК, 32%, то в сентябре, согласно оценкам Объединенной финансовой группы — уже 50%, а в четвертом квартале — 70% (по сравнению с октябрем — декабрем 1997 г.). Однако наряду с негативными последствиями, а именно—чувствительным ударом по потребительскому рынку, сокращение импорта имеет и свои позитивные стороны. В тактическом плане резкое снижение импорта означает уменьшение спроса на валюту (по оценкам Объединенной финансовой группы, в размере 150—200 млн долл., в день), что автоматически тормозит понижение курса рубля. В долгосрочном плане сокращение импорта позволит удерживать гораздо меньшее, чем в прошлом году, но все же положительное торговое сальдо, что увеличивает шансы России на выполнение своих обязательств по внешнему долгу, которые составят в 1999 г. 18 млрд долл. против 9,9 млрд долл. в 1998 г. Данные о внешней торговле России в 1995—1999 гг. см. в табл. 5.4. Таблица 5.4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|