Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя торговля России в 1995—1999 гг., (с учетом неорганизованной торговли, млрд долл.)




Показатели   1995 г.   1996 г.   1997 г.   1998 г. (оценка)   1999 г. (оценка)  
Экспорт Импорт Сальдо 81,6 60,8 20,8 89,1 62,2 26,9 87,5 67,6 19,9 76,0 64,0 12,0 70,4 46,4 24,0

Источник:. Эксперт. — 1998. — № 35; Финансовая Россия. — 1999. — № 19. — С. 6.

 

Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и Центральным банком РФ международных обязательств по текущим операци­ям в рамках 8 ст. Устава МВФ. Это обеспечило расширение участия России в мировом торговом обороте и укрепило ее позиции во взаимоотношениях с ведущими государствами мира, оеооенно со странами Европейского союза.

Так, на страны ЕС приходится более 45% российской внешней торговли и 40% экспорта. Из всех иностранных инве­стиций в России около 60% имеют западноевропейское проис­хождение. Кроме того, следует отметить, что наибольший удельный вес в объеме товарооборота России приходится на страны дальнего зарубежья (в том числе Германию, США, Ки­тай), а в меньшей степени — на страны СНГ. Это обусловлива­ется объективной потребностью национальной экономики Рос­сии в расширении хозяйственных связей с промышленно раз­витыми странами.

1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза будут строиться по аналогам с теми, которые суще­ствуют между ЕС и США или ЕС и Японией. ЕС поддерживает усилия России по ее интеграции в мировые экономические от­ношения и международные организации.

Результаты взаимодействия России с другими странами и международными финансово-кредитными организациями на­ходят отражение в платежном балансе, динамика показателей которого оказывает влияние на состояние валютного регулиро­вания.

Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение опти­мальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоем­кие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др.

Россия, не будучи членом Всемирной торговой организа­ции, несла потери от ограничительных мер во внешней торгов­ле, которые, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18 торговых партне­ров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограни­чений российского экспорта составляет 500 млн долл. в год. Между тем наблюдался рост объема импорта за счет увеличе­ния закупок машин и оборудования, что свидетельствует о не­котором оживлении инвестиционной активности в стране.

Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию.

Однако радикальное открытие рынка для России в настоя­щее время неприемлемо, оно должно осуществляться посте­пенно.

Процесс вступления страны в ВТО можно разделить на два этапа. Первый — представление страной-кандидатом своего торгового, инвестиционного и валютного режимов. Второй — переговоры между членами ВТО и претендентом о конкретных условиях вступления страны в ВТО.

Первый этап Россия завершила. Второй начался весной 1998 г. с представления Россией в ВТО своей переговорной по­зиции по торговле товарами. Параллельно с этим началось ее обсуждение.

Одним из основных принципов ВТО является применение всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования, т.е. ни одна страна не может получить (или предоставить) худ­шие условия доступа на рынок, чем имеют (или предоставляют) другие. Другой главный принцип ВТО — предоставление стра­ной-членом национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран — участниц организации. Суть его — максимальное открытие рынка товаров и услуг для иностран­ных поставщиков.

Сложность нынешнего момента вступления России в ВТО объясняется тем, что ей потребуется не один год, чтобы выйти на устойчивые темпы экономического роста. Многие сектора промышленности и услуг находятся на этапе становления. По­этому их следует защитить от внешней конкуренции, а для этого — ограничить доступ туда иностранных поставщиков. Когда ситуация в России исправится и национальная промыш­ленность станет выпускать конкурентоспособную продукцию, вышеназванные ограничения будут постепенно сниматься.

Особенность российских условий при вступлении страны в ВТО — высокий импортный таможенный тариф, который но­сит во многом фискальный характер. Высокие ставки импорт­ных пошлин в тарифе объясняются тем, что в них заложены максимально возможные значения ставок пошлин с целью со­хранения возможности для маневра, если реальные ставки бу­дут существенно ниже закладываемых.

Высокие импортные таможенные пошлины устанавливают­ся на продовольствие, чтобы учесть не только сиюминутные интересы исходя из нынешних потребностей отрасли в защите, но и возможности обеспечить ей поддержку через несколько лет.

Возможно, Россия окажется членом ВТО с урезанными правами. Так, законодательство США запрещает применять в отношении группы стран включая Россию, недискриминационный торговый режим (так называемая поправка Джексона-Вэника). Если эта норма не будет отменена, то США будут вы­нуждены объявить о неприменении к России норм ВТО в пол­ном объеме.

Имеются проблемы и в связи с созданием Таможенного союза в рамках СНГ. Известно, что Киргизия и Казахстан ве­дут работу по самостоятельному присоединению к ВТО без участия России. При этом они намерены крайне либерализо­вать условия допуска нерезидентов на свои рынки. Если это произойдет, то все возводимые Россией преграды окажутся легко преодолимыми для иностранцев, так как у России с Киргизией и Казахстаном практически нет никаких ограниче­ний на торговлю товарами и услугами. Следовательно, при со­здании Таможенного союза обязательства между этими госу­дарствами и Россией и условия их присоединения к ВТО должны быть едиными, поскольку обязательства в отношении доступа на внешние рынки, которые могут взять на себя Кир­гизия и Казахстан, могут не устраивать Россию.

Таким образом, соглашения ВТО обеспечивают баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривают усиление сис­темы арбитражного рассмотрения торговых споров. Понятно, что без участия в многосторонней системе регулирования тор­говли Россия будет неизбежно подвергаться дискриминацион­ным односторонним мерам и, прежде всего со стороны своих западных партнеров. Присоединение Российской Федерации к ВТО сможет оказать положительное воздействие на ход эконо­мических реформ, структурную перестройку экономики, ориен­тированную на дальнейшее включение страны в международ­ное разделение труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...