Внешняя торговля России в 1995—1999 гг., (с учетом неорганизованной торговли, млрд долл.)
Источник:. Эксперт. — 1998. — № 35; Финансовая Россия. — 1999. — № 19. — С. 6.
Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и Центральным банком РФ международных обязательств по текущим операциям в рамках 8 ст. Устава МВФ. Это обеспечило расширение участия России в мировом торговом обороте и укрепило ее позиции во взаимоотношениях с ведущими государствами мира, оеооенно со странами Европейского союза. Так, на страны ЕС приходится более 45% российской внешней торговли и 40% экспорта. Из всех иностранных инвестиций в России около 60% имеют западноевропейское происхождение. Кроме того, следует отметить, что наибольший удельный вес в объеме товарооборота России приходится на страны дальнего зарубежья (в том числе Германию, США, Китай), а в меньшей степени — на страны СНГ. Это обусловливается объективной потребностью национальной экономики России в расширении хозяйственных связей с промышленно развитыми странами. 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза будут строиться по аналогам с теми, которые существуют между ЕС и США или ЕС и Японией. ЕС поддерживает усилия России по ее интеграции в мировые экономические отношения и международные организации. Результаты взаимодействия России с другими странами и международными финансово-кредитными организациями находят отражение в платежном балансе, динамика показателей которого оказывает влияние на состояние валютного регулирования.
Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др. Россия, не будучи членом Всемирной торговой организации, несла потери от ограничительных мер во внешней торговле, которые, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18 торговых партнеров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограничений российского экспорта составляет 500 млн долл. в год. Между тем наблюдался рост объема импорта за счет увеличения закупок машин и оборудования, что свидетельствует о некотором оживлении инвестиционной активности в стране. Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию. Однако радикальное открытие рынка для России в настоящее время неприемлемо, оно должно осуществляться постепенно. Процесс вступления страны в ВТО можно разделить на два этапа. Первый — представление страной-кандидатом своего торгового, инвестиционного и валютного режимов. Второй — переговоры между членами ВТО и претендентом о конкретных условиях вступления страны в ВТО. Первый этап Россия завершила. Второй начался весной 1998 г. с представления Россией в ВТО своей переговорной позиции по торговле товарами. Параллельно с этим началось ее обсуждение. Одним из основных принципов ВТО является применение всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования, т.е. ни одна страна не может получить (или предоставить) худшие условия доступа на рынок, чем имеют (или предоставляют) другие. Другой главный принцип ВТО — предоставление страной-членом национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран — участниц организации. Суть его — максимальное открытие рынка товаров и услуг для иностранных поставщиков.
Сложность нынешнего момента вступления России в ВТО объясняется тем, что ей потребуется не один год, чтобы выйти на устойчивые темпы экономического роста. Многие сектора промышленности и услуг находятся на этапе становления. Поэтому их следует защитить от внешней конкуренции, а для этого — ограничить доступ туда иностранных поставщиков. Когда ситуация в России исправится и национальная промышленность станет выпускать конкурентоспособную продукцию, вышеназванные ограничения будут постепенно сниматься. Особенность российских условий при вступлении страны в ВТО — высокий импортный таможенный тариф, который носит во многом фискальный характер. Высокие ставки импортных пошлин в тарифе объясняются тем, что в них заложены максимально возможные значения ставок пошлин с целью сохранения возможности для маневра, если реальные ставки будут существенно ниже закладываемых. Высокие импортные таможенные пошлины устанавливаются на продовольствие, чтобы учесть не только сиюминутные интересы исходя из нынешних потребностей отрасли в защите, но и возможности обеспечить ей поддержку через несколько лет. Возможно, Россия окажется членом ВТО с урезанными правами. Так, законодательство США запрещает применять в отношении группы стран включая Россию, недискриминационный торговый режим (так называемая поправка Джексона-Вэника). Если эта норма не будет отменена, то США будут вынуждены объявить о неприменении к России норм ВТО в полном объеме. Имеются проблемы и в связи с созданием Таможенного союза в рамках СНГ. Известно, что Киргизия и Казахстан ведут работу по самостоятельному присоединению к ВТО без участия России. При этом они намерены крайне либерализовать условия допуска нерезидентов на свои рынки. Если это произойдет, то все возводимые Россией преграды окажутся легко преодолимыми для иностранцев, так как у России с Киргизией и Казахстаном практически нет никаких ограничений на торговлю товарами и услугами. Следовательно, при создании Таможенного союза обязательства между этими государствами и Россией и условия их присоединения к ВТО должны быть едиными, поскольку обязательства в отношении доступа на внешние рынки, которые могут взять на себя Киргизия и Казахстан, могут не устраивать Россию.
Таким образом, соглашения ВТО обеспечивают баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривают усиление системы арбитражного рассмотрения торговых споров. Понятно, что без участия в многосторонней системе регулирования торговли Россия будет неизбежно подвергаться дискриминационным односторонним мерам и, прежде всего со стороны своих западных партнеров. Присоединение Российской Федерации к ВТО сможет оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, структурную перестройку экономики, ориентированную на дальнейшее включение страны в международное разделение труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|