Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности по Инкотермс




 

Источник: Кестен, Бергманнкрр и др. Бетрибслере. — С. 521.

В базисных условиях поставки выделяют несколько групп:

• группа Е (условия приемки);

• группа F (основная транспортировка оплачивается поку­пателем);

• группа С (основная транспортировка оплачивается про­давцом);

• группа D (условия доставки).

Рассмотрим показатели каждой из групп.

Гpynna E (условия приемки). «Франко-завод» (EXW) в обозна­ченном месте означает, что продавец выполнил свои обязатель­ства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своей территории (обозначенное в контракте место поставки) в согласованный срок. В обозначенном в кон­тракте месте происходит также переход рисков с продавца на покупателя.

Группа F (основная транспортировка оплачивается покупате­лем). «Франко-транспортная компания» (FCA) в обозначенном месте означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал названной покупателем транспорт­ной компании свободный для вывоза товар в обозначенном в контракте месте. Риски переходят с продавца на покупателя в момент передачи в обозначенном месте.

«Свободно вдоль борта судна» (FAS) в обозначенном в кон­тракте порту отгрузки означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он поставил товар на причал обозначенного в контракте порта погрузки и расположил его вдоль борта судна. Покупатель должен произвести таможенную очистку товара для его вывоза.

Риски переходят с продавца на покупателя с момента по­ставки товара вдоль борта судна.

«Свободно на бopmy» (FOB) в обозначенном в контракте пор­ту погрузки означает, что продавец выполнил свои обязательст­ва по поставке, когда товар перешел через поручни судна в обозначенном порту погрузки. Начиная с этого момента поку­патель несет все расходы и риски гибели или порчи товара. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза.

Группа С (основная транспортировка продавцам). «Стои­мость и фрахт» (СЕR) до обозначенного в контракте порта на­значения означает, что продавец обязан за свой счет обеспе­чить фрахт для транспортировки товара в обозначенный порт назначения. Он должен также произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через поручни судна в порту погрузки.

«Стоимость, страхование, фрахт» (CIF) до обозначенного в контракте порта назначения означает, что на продавца возла­гаются те же обязательства, что и на условиях «Стоимость и фрахт». Однако продавец должен дополнительно застраховать перевозку морским путем от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки, который несет покупатель, и оплатить страховой полис. Продавец должен произвести тамо­женную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продав­ца на покупателя с момента перехода товара через поручни судна в порту погрузки.

«Франко-фрахт» (СРТ) до обозначенного.в контракте места назначения означает, что продавец несет расходы по фрахту до транспортировки товара до обозначенного места назначения. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента передачи транспортной компании.

«За перевозку и страхование уплачено» до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец в дополне­ние к СРТ должен застраховать перевозку от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки, который несет покупатель, и оплатить страховой полис. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски пе­реходят с продавца на покупателя с момента передачи транс­портной компании.

Группа D (условия доставки). «Свободно на границе» (DAF) в обозначенном в контракте месте означает, что продавец вы­полнил свои обязательства по поставке, когда прошедший та­моженную очистку для вывоза товар был передан в обозначен­ном месте обозначенного в контракте пограничного пункта. С передачей товара риски переходят от продавца к покупателю.

«Франко-судно» (DES) означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар, не прошедший тамо­женную очистку для ввоза, был передан покупателю на борту судна в обозначенном порту, назначения. С передачей товара риски переходят от продавца к покупателю.

«Франко-причал» с оплаченной пошлиной» (DEQ) до обозна­ченного в контракте порта назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал покупателю прошедший таможенную очистку для ввоза товар на причале в обозначенном порту назначения. В этом месте риски переходят от продавца к покупателю.

«Поставлено без оплаты пошлины» (DDU) до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал покупателю товар в обозначенном месте в стране импортера. В этом месте риски переходят от продавца к покупателю. Расходы по оплате пошлин и сборов на импорт несет покупатель.

«Поставлено с оплатой пошлины» (DDP) до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда передал покупателю то­вар в обозначенном месте в стране импортера. В дополнение к DDU несет расходы по оплате пошлин и сборов на импорт. С момента передачи риски переходят от продавца к покупателю (см. табл. 5.7).

Таблица 5.7

Расходы и риски

 

Источник: Грилль/Пречински. Виртвафтслере дес Кредитвезенс. — С. 551.

Условия платежа. Наряду с ценой товара и условиями по­ставки условия платежа (также влияющие на цену) являются важнейшим пунктом, который должен быть согласован дело­выми партнерами для осуществления сделки.

Экспортер стремится гарантировать оплату товара импорте­ром. Он заинтересован согласовать такие условия платежа, ко­торые бы оставляли за ним право распоряжаться товаром в случае невыполнения импортером платежных обязательств.

Конкурентная борьба редко позволяет настоять на таких ус­ловиях. В любом случае следует внимательно проверить наме­рения партнера относительно выполнения платежных обяза­тельств. Что касается финансирования сделки, то экспортер также заинтересован добиться максимально быстрого поступ­ления платежа. Чем меньше он затрачивает средств на обеспе­чение финансирования, тем ниже цена, по которой он может предложить свой товар на международном рынке. Кроме того, его кредитная линия высвобождается для финансирования но­вых сделок.

В свою очередь импортер заинтересован в том, чтобы по возможности затянуть оплату товара. Он пытается согласовать такие условия платежа, которые позволили бы ему осуществить оплату товара за счет его перепродажи. Если ему не удается добиться значительной отсрочки платежа, он старается заклю­чить контракт как минимум на таких условиях, которые бы не требовали привлечения финансовых ресурсов на слишком долгий срок.

Рыночная ситуация. От ситуации на рынке во многим зави­сит, кому из партнеров удастся отстоять свои интересы. Цена и условия платежа формируются, в частности, под воздействием спроса и предложения на соответствующем рынке. При этом конкретная рыночная ситуация играет решающую роль при выработке условий платежа в ходе заключения контракта куп­ли-продажи. Если, например, сильные рыночные позиции по­купателя позволяют ему зафиксировать в контракте свои усло­вия платежа, то в таком случае говорят о рынке покупателя. В противном случае речь идет о рынке продавца. Таким образом, свои интересы полнее реализует, как правило, та сторона, чьи рыночные позиции сильнее.

Наиболее распространенные условия платежа — предоплата и авансовый платеж.

При предоплате сумма по счету оплачивается экспортеру еще до поставки товара. Поэтому такие условия платежа пред­полагают особое доверие импортера к продавцу, поскольку нет никаких гарантий поставки товара экспортером. Предоплата дает экспортеру преимущества в отношении гарантий, ликвид­ности и процентных ставок, которые, в числе прочих факторов, влияют на расчет продажной цены. При предоплате импортер обычно требует гарантий экспортера.

Оплата по документарному аккредитиву (см. рис. 5.3). Доку­ментарный аккредитив — вторые по выгодности для экспорте­ра условия платежа. Документарный аккредитив представляет собой обязательство банка оплатить определенную сумму в оп­ределенный срок по предъявлении определенных документов.

 

 

Экспортер хотел бы быть уверенным в получении денег при поставке товара. Платеж импортера осуществляется по предъ­явлении предусмотренных условиями аккредитива документов. Место платежа — страна экспортера. Гарантии для импортера также достаточны. Получение предусмотренных условиями ак­кредитива документов является для него доказательством от­грузки товара экспортером и, как правило, означает переход к нему права распоряжаться товаром.

Документы против платежа. При этих условиях местом платежа становится местонахождение импортера, вследствие чего платеж поступает к экспортеру позже. Кроме того, оплата товара в этом случае уже не гарантирована для экспортера. Она, скорее, зависит от того, выкупит ли импортер предъяв­ленные документы.

Документы против акцепта. Условия платежа «документа против акцепта» являются комбинацией условий «документы против платежа» с одновременным предоставлением импортера отсрочки платежа за счет использования в расчетах векселя Платеж импортера производится путем акцепта трассирован­ного на него векселя со сроком действия 30, 60 или 90 дней. За это импортер получает товаросопроводительные документы, Вексель предъявляется импортеру к оплате по мере наступле­ния срока платежа по нему. Тем самым экспортер предоставля­ет импортеру вексельный кредит и может дисконтировать ак­цептованный вексель в своем банке.

Платеж против простого счета. Это условие платежа во внешней торговле предполагает высокий уровень доверия меж­ду деловыми партнерами. Экспортер производит отгрузку това­ра контрагенту и выставляет ему обычный товарный счет, по которому он предполагает перевести импортеру означенную в счете сумму (при известных условиях за вычетом сконто) в об­служивающий экспортера банк.

При этом он отказывается от гарантий платежа и не сохра­няет за собой право распоряжаться товаром. Если же заинтере­сованный в получении сконто импортер производит немедлен­ную оплату по получении счета, то он отказывается от гаран­тий поставки. Место платежа — местонахождение покупателя.

Открытый срок платежа наименее выгодное для экспор­тера условие, поскольку ко всем связанным с предоставлением отсрочки недостаткам условий платежа против простого счета добавляется еще и задержка поступления платежа. Для импор­тера такие условия платежа означают, что он может оплатить счет по получении выручки от реализации товара. Экспортер, напротив, не имеет возможности финансировать отсрочку пла­тежа с помощью векселя, а может воспользоваться только обычным кредитом по открытому счету, который он может по­лучить, например, в обслуживающем его банке (см. рис. 5.4).

 

 

Документы. Документы как инструмент реализации внешне­торговых сделок.

Значительная удаленность партнеров друг от друга, ограни­ченные личные контакты и различные деловые обычаи могут повлечь за собой трудности при реализации внешнеторговых сделок. Практика выработала те документы, которые позволяют гарантировать обоим партнерам поставки и платежи. С помо­щью этих документов решаются следующие задачи:

1) продавец может, подтвердить выполнение обязательств по поставке в соответствии с условиями контракта;

2) передача (предъявление) документов может повлечь за собой выполнение платежных обязательств покупателя;

3) с передачей документов право распоряжаться товарами может перейти к покупателю;

4) использование документов позволяет подключать к реа­лизации внешнеторговых сделок кредитные институты.

Документы, принятые во внешней торговле (см. рис. 5.5). К транспортным документам относятся: коносамент; свидетельство о погрузке; накладная междуна­родного сообщения; авианакладная; экспедиторское свидетель­ство о получении груза; почтовая квитанция.

 

 

Страховые документы включают: страховой полис и страхо­вой сертификат.

К товарным и таможенным документам относятся: счет-фактура; консульская фактура; таможенный счет; свидетельство о происхождении товара; санитарное свидетельство; свидетель­ство о досмотре; свидетельство о проведении анализа; весовой сертификат; заводской паспорт и т.п.

Рассмотрим более подробно виды транспортных документов.

Коносамент — это документ, выдаваемый фрахтовщиком (пароходной компанией) грузоотправителю (экспортеру или его транспортному агенту) и удостоверяющий принятие товара к перевозке. Фрахтовщик обязуется транспортировать товар и передать его правомочному владельцу коносамента в порту на­значения по окончании морской перевозки.

Кроме того, коносаментом подтверждается, что фрахтовщик погрузил определенные товары (бортовой коносамент) или принял их к перевозке (коносамент на груз, принятый к пере­возке).

Если бортовой коносамент свидетельствует о погрузке това­ров на борт, то коносамент на груз, принятый к перевозке, до­кументально подтверждает лишь приемку товаров к перевозке.

Коносамент на груз, принятый к перевозке, может быть за­тем переоформлен в бортовой коносамент. При этом на нем делается пометка фрахтовщика (погружено на борт) с датой и подписью или инициалами. Это имеет значение в том случае, если покупатель требует подтверждения фактической погрузки на борт корабля. Дата пометки рассматривается как момент погрузки на борт и отправки, товара.

Сквозной коносамент — это погрузочный документ, который подтверждает, что лицо, выписывающее документ, обязуется поставить принятый товар правомочному владельцу коносамен­та в том случае, когда транспортировка от места погрузки до места назначения производится с использованием нескольких транспортных средств (перевозки с перевалкой, смешанные перевозки).

Портовый или складской коносамент свидетельствует о при­емке товара и принятии обязательства погрузить его в течение определенного срока. Коносаменты могут также выписываться на основе чартер-партии. Фрахтовщик в этом случае фрахтует судно или часть трюма на определенный срок или для специ­альной поездки.

При аккредитивных операциях экспедиторские ли чартер­ные коносаменты не принимаются, если это специально не оговорено аккредитивом.

Морской коносамент является документом на предъявителя, т.е. вытекающими из него правами обладает тот, кто на основе непрерывной цепочки передаточных надписей уполномочен к приемке товара. Морской коносамент представляет собой пра­во на распоряжение товаром и дает его правомочному владель­цу гарантию того, что соответствующий товар будет передан ему по окончании морской перевозки. С экономической точки зрения морской коносамент дает возможность распоряжаться имущест­вом, находящимся в процессе морской транспортировки.

На практике чаще всего встречается выписанный «приказу» ордерный коносамент с бланковой передаточной надписью. Не рекомендуется выписывать коносамент определенному «прика­зу» (например, на получателя), если это специально не требует­ся. Экспортер тем самым лишается права распоряжаться това­ром, поскольку в этом случае при желании экспортера в даль­нейшем изменить свои указания относительно товара потребо­вался бы индоссамент получателя.

Полный комплект коносамента состоит из оригиналов, чис­ло которых всегда указывается в коносаменте. Как правило, на них ставится штамп «оригинал»; в других случаях они должны быть идентифицированы как оригинал по полиграфическому исполнению. К полному комплекту коносамента не относятся не имеющие юридической силы экземпляры, копии коноса­мента, которые могут быть изготовлены в произвольном коли­честве, они должны иметь соответствующие отличительные признаки.

Подписанные от руки и не означенные как копии экземп­ляры считаются оригиналами. Каждый экземпляр оригинала имеет самостоятельную силу, т.е. товар в порту назначения мо­жет быть выдан по предъявлении любого экземпляра оригина­ла. Поэтому на экземплярах оригинала указывается, что после выдачи груза по одному из них остальные непредъявленныё оригиналы теряют силу.

Ордерные коносаменты должны иметь бланковую переда­точную надпись грузоотправителя. В этом случае целесообразно указать в адресной пометке адрес грузоотправителя. Рекомен­дуется выписывать «чистые» коносаменты, т.е. они не должны содержать оговорок или сведений, которые характеризовали бы состояние товара или упаковки как недоброкачественное.

При аккредитивных платежах банки не принимают отгру­зочные документы, содержащие такие оговорки, если они спе­циально не предусмотрены условиями аккредитива. Изменения или дополнения к аккредитиву заверяются подписью или ини­циалами фрахтовщика (см. рис. 5.6).

 

 

 

Свидетельство о погрузке. Свидетельство о погрузке, назы­ваемое также речным коносаментом, является транспортным документом внутреннего судоходства. На этот документ рас­пространяются в основном те же правила, что и на морской коносамент.

К транспортным документам относятся также накладные международного железнодорожного, автомобильного и воздуш­ного сообщения (дубликатные накладные).

Дубликатная накладная представляет собой документ, свиде­тельствующий о фактической передаче товара отправителем на отправку указанному в накладной грузополучателю. Кроме то­го, выдача дубликатной накладной означает безотзывный отказ грузоотправителя от права распоряжаться товаром. Таким обра­зом, дубликатная накладная действует как блокирующий доку­мент, т.е. грузоотправитель может реализовать возможность восстановления права распоряжаться товаром только при предъявлении дубликатной накладной. Грузоотправитель утра­чивает право распоряжаться товаром с того момента, как гру­зополучатель принял дубликатную накладную (при использова­нии железнодорожной накладной — четвертый экземпляр на­кладной в виде машинописной копии передается грузоотправи­телю; при использовании авиационной накладной — третий оригинал накладной) или ему был передан товар.

Для грузоперевозок воздушным транспортом авиакомпании выписывают единую накладную. Она заполняется в трех подлин­ных экземплярах с произвольным количеством копий. Первый оригинал остается у авиакомпании, второй следует за товарами и предназначен для грузополучателя, а третий подписывается авиакомпанией и после приемки товара передается грузоотпра­вителю. Третий оригинал удостоверяет передачу означенного авиационного груза на отправку указанному в авианакладной грузополучателю.

Как и при использовании дубликатной накладной, грузоот­правитель имеет право в последующем восстановить свое право распоряжаться грузом в пункте отгрузки или назначения, т.е. он может распоряжаться товаром, если получит третий ориги­нал, а товар еще не будет передан грузополучателю. Для полу­чения товара экземпляр авианакладной грузополучателю не нужен (см. рис. 5.7).

 


 

Экспедиторское свидетельство о приеме или отправке груза выписывается транспортно-экспедиторской фирмой по просьбе грузоотправителя. Этим документом транспортно-экспедиторская фирма удостоверяет, что она приняла товар с безотзыв­ным поручением отправить его грузополучателю или передать в распоряжение третьего лица.

Свидетельство о приеме груза, принятое международными транспортно-экспедиторскими фирмами, предусматривает при определенных условиях возможность отзыва или изменения экспортером своих распоряжений. Так, распоряжение об от­правке может быть отозвано или изменено только при возврате оригинала свидетельства и лишь тогда, когда выписавшая сви­детельство транспортно-экспедиторская фирма еще имеет пра­во распоряжаться означенным грузом. Распоряжение о переда­че груза определенному третьему лицу может быть отозвано или изменено только до того момента, когда выписавшая сви­детельство транспортно-экспедиторская фирма получила под­тверждение о передаче груза в распоряжение означенного третьего лица (см. рис. 5.8 а, в).

 

 

Почтовая квитанция. Выписываемая обычно в одном эк­земпляре почтовая квитанция представляет собой свидетельство о приеме почтовым учреждением почтовой посылки для пере­дачи определенному получателю. Почтовая квитанция со штампом с датой поступления удостоверяет, что в этот день почте была передана почтовая посылка для отправки и переда­чи определенному грузополучателю. При отправке почтой гру­зополучатель также имеет возможность изменить свои первона­чальные распоряжения, предъявив почтовую квитанцию, если товар к этому моменту еще не передан грузополучателю. Гру­зополучатель получает посылку без предъявления почтовой квитанции. Если товар отправляется авиапочтой, то соответст­вующим документом является авиапочтовая квитанция.

Страховые документы. Страховой полис является докумен­том, которым страховая компания удостоверяет заключение страхового договора. В страховом полисе отражается размер и характер страховой защиты. При страховании перевозок разли­чают разовый и генеральный полис.

Разовый полис выдается на одну транспортировку, тогда как генеральный представляет собой долгосрочный страховой договор, по которому обеспечивается постоянная страховая за­щита. При наличии генерального полиса его владелец может запрашивать документы на отдельные грузоперевозки, назы­ваемые страховыми сертификатами. И полисы и сертификаты в большинстве случаев выписываются как документы на предъ­явителя, реже — как ордерные документы.

Обычно страховые документы оформляются в двух или трех экземплярах и имеют соответствующие отличительные призна­ки. В случае нанесения ущерба оплата производится по предъ­явлении одного экземпляра. Поэтому в страховых полисах и сертификатах имеется запись о том, что после выплаты страхо­вого возмещения по одному из экземпляров остальные теряют силу.

Товарные и таможенные документы. Счет — фактура. То­варный счет или счет-фактура выписывается на бланке счета экспортера и содержит, как правило, следующие сведения:

• наименование и адрес экспортера;

• наименование и адрес импортера;

• номер и дату счета;

• количество, вид и маркировку, а также вес и в некоторых случаях массу;

• точное наименование товара;

• поштучную и суммарную цену, а также дополнительные затраты;

• условия платежа и поставки;

• вид и маршрут перевозки;

• название судна, номер вагона и т.п.

Поскольку счет-фактура часто требуется в стране импортера для различных административных процедур, он должен оформ­ляться в строгом соответствии с принятым в этой стране по­рядком. Своевременное получение информации об этих требо­ваниях в торговых палатах, консульствах и других компетент­ных учреждениях избавит экспортера от ненужных проблем. Счет-фактура должен быть подписан продавцом.

Консульская фактура оформляется экспортером на приня­том в стране импортера бланке и легализуется консульством его страны. Консульство удостоверяет соответствие простав­ленной в счете стоимости товара ее торговой стоимости в стра­не экспортера, что необходимо, в частности, для правильного расчета таможенной пошлины.

Таможенный счет в целом похож на консульскую фактуру. В то же время его легализация консульством не требуется. Тем не менее часто необходимо заверить подпись экспортера на счете свидетелем. Таможенные фактуры используются прежде всего при экспорте в страны ЕС, а также в США. В этих странах они называются специальный таможенный счет.

Свидетельство о происхождении товара. Этим документом уполномоченный орган удостоверяет и заверяет происхождение товара. Свидетельство о происхождении импортного товара должно быть выдано административным или другим уполномо­ченным органом страны экспортера. Единая международная форма свидетельства происхождения товара не выработана (см. рис. 5.9).

 

Документы, содержащие определенные сведения о качестве товара. Значение и содержание таких документов обычно ха­рактеризуется их названием. Речь идет в первую очередь о сле­дующих документах:

• заводской паспорт;

• свидетельство о проведении анализа;

• свидетельство о досмотре;

• сертификат о качестве;

• санитарное свидетельство;

• упаковочный лист (детальный перечень всех единиц гру­за с маркировкой, видом, весом и содержанием);

• весовой сертификат (опись брутто и нетто весов, состав­ленная административно уполномоченной весовой организаци­ей) и т.п.

Прочие документы. Штурманская расписка является удосто­верением в фактическом принятии товара на борт, выдаваемый фрахтовщиком грузоотправителю. Она представляет собой вре­менное свидетельство о приеме груза, которое возвращается фрахтовщику после выдачи им коносамента. Этот документ по­зволяет объединить в одном коносаменте различные частичные отгрузки, предназначенные для одного грузополучателя. Таким образом, штурманская расписка свидетельствует лишь о праве затребовать у фрахтовщика выдачу коносамента.

Товароскладочная квитанция. При складировании товаров владелец склада выдает либо складскую квитанцию, либо товароскладочную квитанцию. Складская квитанция — это простое подтверждение приема товаров, а товароскладочная содержит, кроме того, обязательство выдать складируемый товар по ее предъявлении.

Товароскладочные квитанции являются товарными ценны­ми бумагами. На практике используются именные или ордер­ные товароскладочные квитанции. Выдача ордерных товароскладочных квитанций может производиться только уполномо­ченными государством складами.

Недокументарные формы платежа во внешней торговле. Пред­лагаемые пояснения по системе расчетов во внешней торговле ориентируются прежде всего на международные стандарты.

Платежи за границу могут осуществляться в собственной национальной валюте (например, в российских рублях) или в иностранной. Платежные поручения в рублях выполняют отечественные банки. При этом они дают поручения своим зарубежным банкам-корреспондентам и зачисляют эквивалентные) суммы в кредит их счетов в России в российских рублях.

Платежные поручения в иностранной валюте выполняются с валютных счетов, открытых в иностранных банках-корреспондентах.

Со счета клиента, давшего поручение, списывается эквива­лентная сумма, рассчитанная по курсу продажи валюты на со­ответствующий день (см. рис. 5.10).

 

 

Все поручения о платежах в иностранной валюте передаются в отдел международных операций, поскольку банк плательщика должен закупить необходимую сумму в инвалюте на ва­лютной бирже. Если плательщик имеет валютный счет, то не­обходимость в пересчете отпадает. Зарубежные банки-кор­респонденты не подтверждают получение поручений и их вы­полнение. Для контроля могут быть использованы соответст­вующие выписки со счетов.

За выполнение платежных поручений плательщику выстав­ляется счет на комиссионные и накладные расходы. Их разме­ры в разных банках неодинаковы. По валютам, имеющим офи­циальную котировку, дополнительно оплачивается куртаж.

В зависимости от срочности платежные поручения могут выполняться по почте, телексу, путем пересылки чеков или бездокументарно через систему СВИФТ.

Платежи по почте. Такие платежи за границу производятся обычно авиапочтой. Платежное поручение направляется банку-корреспонденту на едином международном бланке. Бланк вы­полнен на четырех языках — английском, немецком, француз­ском и итальянском (см. рис. 5.11).

 

 

Три копии оригинала поручения направляются иностран­ному корреспонденту. Остальные бухгалтерские документы и копии поручения остаются у кредитного института, давшего поручение. Одновременно производится учет операции на сче­те плательщика.

Прилагаемые к оригиналу поручения копии позволяют кор­респонденту немедленно переадресовать платежное поручение или произвести выплату получателю платежа с одновременным учетом операции, не перенося платежное поручение на свой бланк.

Платежи по телексу. Телексные и телеграфные поручения позволяют выиграть время при передаче сообщения банку-корреспонденту. После отправки сообщения производится под­тверждение почтой для обработки ранее переданного поруче­ния.

Пересылка чеков. Если при осуществлении расчетов выписы­ваются банковские чеки (когда, например, неизвестен банк по­лучателя платежа или платеж должен производиться в валюте третьей страны — долл. США, то банки-корреспонденты вклю­чаются в платежную операцию лишь опосредованно. Им дается поручение не о произведении платежа, а о выплате по выпи­санным на них чекам.

Получение платежа осуществляется по предъявлении чека банку получателя или банку-посреднику.

Чеки могут выписываться в национальной или иностранной валюте. Запись в кредит счета в стране получателя производит­ся в этом случае по курсу краткосрочных кредитных средств (курсу покупки чеков).

Следует различать два вида выставления чеков.

А. Выставление чеков банком на банк. Если получателю не сообщается корреспондент банка или если специально требует­ся платеж в чековой форме, то выставленный на филиал или банк-корреспондент чек выписывается «приказу» соответст­вующего зарубежного банка и пересылается ему с поручением записать эквивалентную сумму на счет его клиента с указанием назначения платежа.

Чек может быть также направлен непосредственно получа­телю платежа. Получатель платежа в этом случае погашает чек через обслуживающий его банк в банке-посреднике за рубежом.

Платеж с помощью банковского ордерного чека более выго­ден для получателя платежа, поскольку счет плательщика дебе­туется уже при выписке чека, что гарантирует погашение чека при любых обстоятельствах (см. рис. 5.12).

 

 

Б. Выставление чеков клиентом на банк. Если между внеш­неторговыми партнерами (экспортером и импортером) сущест­вуют хорошие доверительные отношения, платеж может быть произведен и с помощью обычного чека, который плательщик выписывает на обслуживающий его кредитный институт.

Чек выписывается «приказу» получателя платежа и непо­средственно пересылается ему. Платеж производится банком, обслуживающим получателя, который в свою очередь получает соответствующую сумму от банка-посредника — кредитный институт плательщика (см. рис. 5.13).

 

 

Бездокументарные операции через систему СВИФТ. При та­ких операциях кредитный институт плательщика передает со­общение банку-корреспонденту. Плательщик или институт-плательщик может в целях экономии времени пересылки пере­давать через эту систему как переводы, так и чековые платежи. Однако в любом случае последующие расчетные операции про­водятся обычным способом, поскольку СВИФТ не является клиринговой системой.

Платежи из-за границы. Поступления, например в россий­ских рублях, записываются в кредит текущего счета получателя платежа. Поступления в иностранной валюте могут либо пере­считываться по соответствующему валютному курсу покупки в российские рубли и записываться за вычетом комиссионных в кредит счета, либо зачисляться за вычетом комиссионных на счет в иностранной валюте.

Если у получателя платежа нет счета в задействованном отечественном банке, то у получателя запрашивается соответст­вующее указание и сумма переводится в названный им банк.

По поручениям отечественным банкам в иностранной ва­люте соответствующие суммы записываются на кредит их ва­лютных счетов в зарубежных банках-корреспондентах, давших поручение. При выполнении платежных поручений в россий­ских рублях дебетуется счет в российских рублях банка-корреспондента, давшего поручение.

Чеки. Поступающие из-за рубежа чеки в российских рублях получатель платежа может погасить в своем кредитном инсти­туте. Запись в кредит счета получателя производится после по­лучения перевода. Чеки в иностранной валюте клиент может либо продать своему кредитному институту, либо передать на инкассо (запись в кредит после поступления эквивалента). За­пись в кредит счета по банковским чекам производится в зави­симости от платежеспособности чекодателя. Покупка и запись в кредит счета осуществляются по курсу краткосрочных кре­дитных средств (курс покупки чеков) с пометкой «после посту­пления эквивалента».

Документарные формы платежа во внешней торговле. Опи­санная выше система международных расчетов в значительной мере опирается на платежные механизмы, широко распростра­ненные во внутреннем платежном обороте (переводом, чеки и т.д.).

Особенность документарных платежей состоит в том, что оплата товара импортером и поставка товара экспортером увя­зываются с передачей или получением определенных докумен­тов. Экспортер получает согласованную плату за товар только в том случае, когда он предъявлением или передачей документа­ции (как правило, товаросопроводительных документов) удо­стоверяет, что направил товар импортеру. Импортер получает документы (и тем самым право востребовать выдачу товара) только тогда, когда он заплатил согласованную цену (сделка со встречным выполнением обязательств). Под товаросопроводи­тельными документами подразумевается принятая в междуна­родной практике документация, приведенная выше.

Характер осуществления платежей и поставок между парт­нерами всегда определяется контрактом купли-продажи между экспортером и импортером.

Документарное инкассо производится с участием кредитных институтов. При этом они не берут на себя никаких платежных обязательств, а действуют в рамках договоров поручения — ин­кассовые поручения (см. рис. 5.14 и 5.15).

 

 

Различают два вида документарных расчетов: документар­ное инкассо и документарный аккредитив.

Инкассо документов. Банкам дается поручение об инкассо документов, когда деловые партнеры (экспортер и импортер) согласовывают такие условия платежа, как «документы против платежа» и «документы против акцепта». Во избежание неясно­стей и недоразумен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...