Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный рынок технологий




Международный рынок технологий это обмен технология­ми, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассмат­ривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком — переда­чу научно-технических знаний и опыта, относящихся к вос­производству конкретных технологических процессов.

В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему мо­гут служить научно-технические публикации, проведение вы­ставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студен­тов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники. Во втором — в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической до­кументации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринго­вые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.

Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный техно­логический обмен в коммерческой форме, т.е. обмен в узком смысле слова.

Появлению рынка технологий способствовало введение па­тентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введе­на в 1787 г., во Франции — в 1791 г., в России — в 1812 г., Ис­пании — в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.

Однако быстрый рост торговли научно-техническими зна­ниями был обусловлен не только названными факторами, но и значительным усилением неравномерности экономического роста отдельных стран и, как результат этого, неодинаковым уровнем развития в них науки и техники. Сосредоточение пе­редовой техники и технологии наблюдается в небольшой груп­пе промышленно-развитых стран, являющихся основными экс­портерами технологий. Эти страны ежегодно тратят огромные средства на НИОКР. Так, США расходуют на НИОКР не толь­ко более высокую долю ВНП, но и значительно больше средств в абсолютном выражении, а также в расчете на душу населе­ния, чем другие страны. Сумма расходов на НИОКР в США больше, чем во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии, вместе взятых.

Другие страны пошли по пути заимствования результатов НТП путем покупки научно-технических знаний и использова­ния их у себя. Это касается, как правило, менее развитых в экономическом отношении стран, но также и некоторых инду­стриальных, например Японии, доля которой в мировом им­порте лицензий превышает 16%.

Научно-технические знания могут предоставляться как ус­луги путем заключения соглашений на их использование в те­чение определенного срока за конкретное вознаграждение, что реально отличает их от обычной торговли товарами. Развитие системы интеллектуальной собственности способствует пре­вращению научно-технических продуктов в товары даже в тех случаях, когда на них не установлена искусственная монополия как на объект хозяйства с помощью патента (не был оформлен патент на изобретение). В этом случае ведущую роль играет ноу-хау (непатентованные научно-технические знания и произ­водственный опыт конфиденциального характера), отличаю­щийся от других объектов интеллектуальной собственности тем, что его владелец обладает естественной монополией.

Область правомочий контрагентов на установление патент­ной монополии собственности может быть самой разнообраз­ной. Например, при продаже полной лицензии продавец лиша­ется прав на изобретение, при простой лицензии — все его права сохраняются, при исключительной — обеспечивается возможность монопольного использования покупателем. Неис­ключительная лицензия предполагает использование данного изобретения одним лицом наряду с другими. Принудительная лицензия выдается заинтересованным компаниям на залежав­шиеся патенты, регистрацию товарных знаков.

Агентами рынка технологий выступают крупные промыш­ленные компании и мелкие инновационные фирмы, которые продают и покупают не только научно-технические знания, но и определенные технологии, среди которых различают уни­кальные, прогрессивные, традиционные и морально устарев­шие. Круг мелких и средних фирм, выступающих партнерами ТНК, довольно широк и неоднороден по своему составу, раз­мерам и возможностям. Среди них — и традиционный малый бизнес, начавший интернационализацию и вынос ряда опера­ций за рубеж.

В последние годы в промышленно развитых странах проис­ходит рост небольших предприятий нового типа, занятых раз­работкой и применением новаторской продукции и технологии в области микроэлектроники, вычислительной техники и ин­форматики, робототехники. Международный характер развития новейших технологий позволяет даже средним по размерам фирмам добиваться впечатляющих успехов и открывает для них широкое поле деятельности. Высокий инвестиционный и ин­новационный динамизм небольших фирм является следствием не только их наступательной научно-исследовательской дея­тельности, но и того, что инициаторами этой работы являются ученые, работавшие в вузах, государственных лабораториях, крупных промышленных фирмах. Они квалифицированно и целенаправленно проводят инновационную деятельность как предприниматели, осуществляя передачу технологического ноу-хау. Небольшие фирмы более гибко реагируют на изменения, охотнее идут на риск, имеют лучшие внутренние связи, что да­ет им немалые преимущества в конкуренции на рынке техно­логий и позволяет легко вписаться в межфирменное сотрудни­чество. Для ТНК партнерство с мелкими и средними фирмами означает возможность доступа к их инновационному потенциа­лу. Они же в свою очередь предлагают мелким и средним фир­мам возможность выхода на мировые рынки, а также опыт массового производства. Возрастание роли немонополистиче­ского сектора в сфере НИОКР сопровождается расширением их финансирования крупными фирмами и поддержкой со сто­роны государства.

Технологии передаются, как правило, двум основным груп­пам покупателей — зарубежным филиалам или дочерним фир­мам МНК, на которые в 80-е гг. приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК, и независимым фирмам.

В конце 80-х гг. появилась расширенная концепция переда­чи и обмена технологией, основная идея которой заключалась в том, что компании, осуществляющие огромные расходы на НИОКР, должны стремиться максимизировать отдачу от затрат на технологию путем ее взаимных обменов, особенно внутри­фирменных, так называемых «внутренних трансфертов». По­мимо традиционных путей передачи технологии, быстро увели­чивается число коллективных исследовательских организаций, венчурных компаний, договорных научных работ, расширяется участие компаний в финансируемых государством научно-исследовательских проектах.

Еще одной формой реализации технологии выступает мо­дель передачи ее американскими ТНК в следующей последова­тельности: вначале ее использует материнская компания, а че­рез 5-6 лет — ее филиалы в промышленно развитых странах; через 9-10 лет технологии реализуются развивающимся стра­нам, и только после истечения сроков патентной защиты (через 13 лет) она может быть приобретена лицензиатами и партнера­ми смешанных обществ*.

* Мухетдинова Н.М. Совместное предпринимательство ТНК: движущие силы и противоречия. — М., 1997. — С. 102.

 

Доступы к новым технологиям у фирм разнообразны. Это создание необходимого потенциала на самом предприятии; по­купка фирмы, овладевшей интересующей технологией; заклю­чение соглашений о сотрудничестве или контрактов на иссле­дования с внешними организациями; покупка лицензий. В ча­стности, это могут быть лицензионные соглашения на приоб­ретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое со­действие, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на инжиниринговые услуги, лицен­зионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие и на промышленное и коммунальное использование патента. К способам освоения новых технологий относятся также такие методы, как внутрен­нее предпринимательство и развитие венчурного капитала. Для полного использования собственных возможностей ТНК при­меняют стратегию «технологических гроздей», предполагающую комплексное развитие базовой технологии и совокупности ее направлений в различных отраслях.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве в конечном счете может быть сведено к трем каналам:

• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание техниче­ской помощи;

• вместе с капиталом и производительными силами, пре­доставление технического капитала.

Международный рынок неовеществленной технологии промышленно развитых стран достиг к середине 80-х гг. 13 млрд долл., увеличиваясь ежегодно на 2,5%. Основная роль на рынке принадлежит промышленно развитым странам: 95% поступле­ний от экспорта технологий и 3/4 платы за импорт. Величина мирового экспорта наукоемкой продукции составила к началу 90-х гг. более 350 млрд долл. Наиболее крупный рынок — обо­рудования дальней связи и электронных компонентов (1/4 экс­порта), велики рынки научно-измерительной аппаратуры и приборов (17%), авиатехники и частей к ней (15%).

Рынок технологий по формам и способам реализации услуг неоднороден. К нему можно отнести рынок лицензий и патентов, консалтинга, инжиниринговых услуг, информационный. В последние годы наиболее развит рынок лицензий и патентов, динамично развивается рынок консалтинга и инжиниринговых услуг, о которых речь пойдет позже. Это подтверждает то, что из опрошенных 42 компаний США основная их часть занима­ется продажей и покупкой ноу-хау и технической помощью ли­цензиату, реализацией патентных прав — 35 компаний, товарных знаков — 20, компонентов — 14, управленческой помощью — 6.

 

Рынок лицензий и патентов

 

Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия это разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения, технологических знаний, техноло­гии, производственного опыта, секретов производства, торго­вых марок, которые необходимы для производства коммерче­ской и иной продукции в течение определенного срока за обу­словленное вознаграждение.

Предметом рынка лицензий выступают:

патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау (чистый лизинг);

беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау. Роль беспатентных лицензий несколько выше, чем патентного ли­цензирования, хотя в последние годы наметилось сокращение данного рынка. Это связано с тем, что в развитых странах па­тентуются технологические решения, изобретения и товары, произведенные по новым технологиям.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Чаще всего это используется в инжиниринге, при организации лицензион­ного производства, сопровождающегося поставками оборудова­ния и сырья. В таких соглашениях лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экс­порта лицензионной продукции.

Очень часто в качестве особой формы торговли лицензиями на льготных условиях используется лицензионный бартер. Впервые он возник в середине 70-х гг. и сейчас все более раз­вивается. Бартерный обмен носит частномонополистический характер (внутрифирменный), что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических инноваций — ТНК.

Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практи­ческий опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производст­венном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные техноло­гические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.

Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется параллельно с заключением лицензионного соглашения. Она может преду­сматриваться в договорах о техническом сотрудничестве, об оказании консалтинговых и других услуг.

Рынок лицензий и патентов представлен в основном моно­полизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экс­портных поступлений приходится на внутрифирменную тор­говлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК.

Ведущее место на рынке лицензий и патентов принадлежит промышленнр развитым странам, на которые приходится 70% от среднего объема совокупной торговли. В целом оборот по лицензионной торговле составляет около 30 млрд долл. в год, но значимость этого рынка определяется тем, что стоимость продукции, выпускаемой в различных странах по иностранным лицензиям, определяется в 330—400 млрд долл. ежегодно. Ли­дирующее положение на этом рынке принадлежит США, на которые приходится более 65% поступлений промышленно развитых стран от экспорта лицензий, а их доля в мировом экспорте — 21%. Достаточно близки к США страны Западной Европы. Доля ФРГ, например, в мировом экспорте лицензий составляет 13%, Великобритании — 8%. Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте достаточно большая — 19% и имеет тенденцию к росту.

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

• Промышленно развитые страны с доминирующим экс­портом лицензий — США. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на прове­дение фундаментальных научных исследований.

• Промышленно развитые страны с преобладающим экс­портом лицензий — Великобритания и Швейцария. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется на специализации в изго­товлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники, на создании большого ко­личества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного ис­пользования новых технологий.

• Промышленно развитые страны с преобладающим им­портом лицензий — Германия, Япония. Япония с 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-техни­ческих достижений.

• Развивающиеся страны с импортно-экспортной ориента­цией — Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Экс­порт — в основном в соседние страны.

• Развивающиеся страны с импортной направленностью — Таиланд, Алжир, Панама. Они осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов.

• Развивающиеся страны с эпизодическим характером ли­цензионной торговли — наименее развитые страны.

К концу 90-х гг. положение на рынке несколько измени­лось. По признанию Европейского патентного ведомства (ЕРО), стоимость патентования в Европе стала выше, чем в США или Японии, так как последние получают правительст­венные субсидии. Доля расходов по оплате услуг ЕРО в цене минимальна (15%), а самые высокие издержки (30%) связаны с переводом патента. Это несколько уменьшило объемы торговли в отдельных отраслях. Однако несмотря на 5—8-кратное пре­вышение стоимости европейских патентов число заявок в об­ласти микроэлектроники растет. Как свидетельствуют статисти­ческие данные, этот процесс происходит не столько за счет Японии и США, где стоимость патента не изменилась, сколько за счет европейских фирм. Особенно это касается «Siemens», число заявок от которого в 1997 г. по сравнению с 1993 г. воз­росло в три раза. Хотя к началу 1998 г. наибольшее число па­тентов по микроэлектронике ЕРО выдало IBM (719 из 5711), Siemens быстро его догоняет — 638 патентов. Toshiba — 637 патентов. За ними следуют NES, SGS-Thomson, Canon, Philips, Motorolla. Согласно статистическим данным, с 1990 г. быстрее всего растет спрос на регистрацию патентов. За 1994— 1997 гг. их число возросло с 500 до 800. Всего же за 1997 г. ЕРО обработало 1,7 тыс. заявок, в том числе более 600 от США и 530 от Японии, 222 — от ФРГ, 75 — от Франции.

В развивающихся странах рынок лицензий и патентов ме­нее развит, на него приходится лишь 20% мирового объема. Это связано с малой емкостью технологического рынка и низ­ким уровнем развития данных стран.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...