Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь психологии с другими науками




В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин. Анализируя интегративность науки, Ж.Пиаже (1966), Б.Г.Ананьев (1967, 1977), Б.М.Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – как наука о человеке. Интерпретация представленной Б.М.Кедровым схемы научного знания, вершиной которого являются естественные науки, углы основания – философия и гуманитарные науки, а в центре соединенная с этими науками психология, соотносится с утверждением Ж.Пиаже, высказанным им в работе «Психология, междисциплинарные связи и система наук» (1966), о том, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Академиком Б.М.Кедровым была предложена следующая схема современного научного знания:

Естественные науки

В соответствии с этой схемой психология лежит в центре современного научного знания, т.к. человек является субъектом постижения знаний об окружающем мире. Он накапливает научные знания, их систематизирует. Через человека, как через призму. Проходит весь поток информации о мире.

Схема Б.М. Кедрова в сегодняшних публикациях встречается в несколько измененном виде

 

 

,

Согласно последней схеме технические науки приобретают особую важность, как создающие орудия для изучения естественных объектов. Однако положение психологи не изменяется, что свидетельствует о прочной и важной позиции психологии в системе научного знания.

Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

4. Точными науками,

5. Историей,

6. Социологией,

7. Педагогикой,

8. Техническими науками

9. Филологией.

Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.

Психология сохранила самые тесные связи с философией, что объясняется следующими обстоятельствами:

а) проблемы души человека интересуют также и философов.

К этим проблемам, прежде всего, относятся вопросы познания человеком себя и окружающего мира, природы человеческого сознания и мышления, личности человека, проблемы счастья и одиночества;

б) наличие в психологии проблем, требующих для своего разрешения глубоких философских знаний;

в) для решения большинства психологических тем важно адекватное использование методов исследования и решение методологических проблем.

Методология науки – это область философии, изучающая научное знание и научную деятельность. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, формирует представление о правомерности применения методов исследования, возможности получения с помощью этих методов достоверного знания. Все обозначенные проблемы вопрос, нуждаются в философском анализе. Без их решения невозможно доказать истинность или ложность научного знания.

Психология и биология. Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Биология сделала возможным превращение психологии из философской науки в опытную, близкую к естественной. На заре своего возникновения в качестве полноправной, научной, экспериментальной дисциплины психология строилась по модели биологической науки. Психическая деятельность тесно связана с работой мозга и функционированием ЦНС. Профессиональные психологи должны знать: как устроена и работает ЦНС, каким образом процессы, происходящие в НС, отражаются на реализации психических явлений.

Фундаментальные познания в области физиологии, анатомии и физиологии ЦНС получают психофизиологии, ученые, работающие в науке, возникшей на стыке биологии и психологии. Налицо взаимное обогащение и дополнение этих наук.

Особое значение для психологии имеет такая биологическая наука, как генетика. Открытия, сделанные в области изучения генома человека, позволяют решать не умозрительным путем вопросы того, что в психике человека является врожденным, а что приобретенным. Строгие научные исследования, направленные на разрешение означенных проблем, проводятся в психогенетике.

Психология и медицина. Медицину считают одним из важнейших источников психологического знания. Первые психологические сведения накапливались в медицинских трактатах. Более того, многие первые научные теории, объясняющие психологические явления, предложены врачами. Например, Гиппократ обосновал связь душевных и телесных явлений. Римский врач Гален создал учение о зависимости человеческого темперамента от преобладания тех или иных видов жидкостей в теле человека. Напомним, что именно медики внесли немалый вклад в развитие материалистических направлений психологии, и даже стали основателями некоторых из них, например, З Фрёйд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх и др.

В современном мире медицина продолжает играть существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержании психологической науки. Так, врачи, ставя диагноз различных заболеваний, разрабатывая и используя различные методы лечения, наблюдая в клинике за поведением больных, подробно описывают психологические состояния и поведение больных, показывая их связь с работой организма. Все это вносит ощутимый вклад в разработку современных психологических знаний.

Наиболее важные сведения для психологии поставляют такие области медицины, как: психиатрия, неврология, психотерапия. Неврологи, изучая НС человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они обогащают научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС. Психиатры и психотерапевты фиксируют и описывают особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний. Научные труды и практическая деятельность медиков способствуют обогащению психологической науки разнообразными сведениями о динамике психических явлений и об их проявления у человека в зависимости от его физического состояния. Полученные данные полезны не только для понимания патологии, но и нормы.

Между современной психологией и медициной наличествуют плодотворные связи и тесное сотрудничество. Немало наук, возникло на стыке психологии и медицины. К ним можно отнести клиническую и медицинскую психологии, патопсихологию, нейропсихологию, ряд отраслей специальной психологии, которая занимается вопросами обучения и коррекции людей с нарушениями в развитии, обусловленными органическими дефектами ЦНС и органов чувств, а также психофармакологию и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных учреждениях. Помогая им в уточнении диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки. Среди точных наук важнейшее место занимает математика. Именно математика и кибернетика предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации. Не последнюю роль играет математическое моделирование психических явлений. Важную роль в интерпретации данных играет математическая логика, без которой сегодняшнее состояние психологии не мыслится.

После того, как психология превратилась в экспериментальную науку, появилась необходимость в математической обработке полученных данных и точном построении психологического эксперимента. Психологи стремились к тому, чтобы стать похожими на математиков и физиков. У физиков также имелся интерес к психологии. Физик Э.Вебер обнаружил зависимость, существующую между физическими стимулами и ощущениями человека. Открытая зависимость была превращена его коллегой по университету Э.Вебером в психофизический закон формула, которого связала психологию с математикой и физикой. Возникла новая наука – психофизика. Физика стала вообще полезной наукой для психологов. В ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики, таких как: «стимул», «поле», «пространство».

Союз психологии и математики оформился в конце XIX в. Это произошло благодаря трудам английского ученого Ф.Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р.Фишера, Ч.Спирмена. Ф.Гальтон поставил перед собой задачу измерить способности человека, его интеллект и доказать факт наследования способностей. Для решения поставленной задачи Ф.Гальтону потребовался математический аппарат, позволявший сравнить способности одного человека с другим. Такой аппарат был разработан Ч.Спирменом (статистический метод корреляций) и Р.Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедура точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с того времени, становится обязательным атрибутом для научной экспериментальной психологии. Возникает новая психологическая отрасль, соединяющая математику и психологию – математическая психология. Математическая психология ставит и решает психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, вопросы, касающиеся применения математики в различных областях современной психологии.

Психология и история. Без знаний исторических фактов трудно понять поступки и размышлений человека. Очевидно, этим объясняется тот факт, что одним из ярких направлений психологии стала историческая психология. Историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу, что исторические события в немалой степени зависят от психологических особенностей людей, живущих в ту или иную эпоху. Сотрудничество историков и психологов имеет разные формы, т.к. каждая из наук время от времени обращается к другой с целью использования имеющихся в ней данных. Обе науки обогащают друг друга и методами исследования. Например, историк может использовать психологические приемы и методы, изучая личность исторического деятеля. Психолог, со своей стороны, может применить методы исторического анализа для понимания поведения и состояний людей прошлых поколений или живущих в настоящем. Примером является применение метода исторического анализа. Суть его состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления, рассматриваемого в том виде, в каком оно существует в настоящее время, прослеживается его развитие в истории человечества от элементарных, древнейших до наиболее сложных форм. Используя данный метод, Л.С.Выготский проследил возникновение и развитие у людей речи и мышления в филогенезе. То же самое в свое время сделал П.П. Блонский применительно к развитию логической памяти человека. Он доказал, логическая память возникла у человека относительно недавно. На протяжении всей истории человека и его культуры последовательно появляются и сменяют друг друга двигательная, эмоциональная и образная виды памяти.

Плодотворной идеей объединяющей историков и психологов есть идея о том, что современный человек есть продукт истории развития общества. Показано, что особенности психики людей тесно связаны с социально-историческими и социально-экономическими особенностями того общества, в котором они живут.

Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским, свидетельствует, что культурные достижения человечества: изобретение языков, культурных знаков, орудий – стали мощным фактором продвижения вперед психологического развития человечества. Д. Макклелланд обнаружил зависимость социально-экономических условий страны и силы мотива достижения успеха у людей, ее населяющих.

Психология и социология. И социология, и психология возникли во второй половине XIX в. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения. С момента своего возникновения эти науки оказались тесно связанными общим научным объектом (социальные психические явления). Интерес социологов к этим явлениям обусловлен стремлением глубже понять процессы, происходящие в обществе, а внимание психологов массовые психологические явления привлекли как яркие проявления душевной жизни людей.

Сотрудничество социологии и психологии вначале развивалось в рамках социальной психологии – пограничной науки, к которой в равной степени относятся обе науки. В настоящее время обе науки находят общие точки соприкосновения в разработке проблем, связанных с взаимодействием личности и общества, функционирования и развития больших и малых групп, социализация индивида, социальные установки. Социология нередко заимствует из психологии методы исследования (например, социометрия), психология часто использует социологические методы (например, опросы).

Психология и педагогика. Психология и педагогика имеют давнюю историю сотрудничества. Многие известные педагоги прошлого: Г.Песталоцци, А.Дистервег, П.Ф.Каптерев – признавали необходимость широкого применения психологических знаний в педагогике. Связи психологии и педагогики значительно упрочились, когда психология превратилась в экспериментальную науку. В конце XIX – начале XX веков на стыке названных дисциплин возникает пограничная отрасль знания – педагогическая психология. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания индивида; механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом основные изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека в рамках деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

В начале XX в. оформилась и получила признание в ряде стран наука, представляющая синтез педагогических, физиологических, психологических, социальных, медицинских, генетических знаний о ребёнке – педология. Педология, просуществовав почти сорок лет, внесла существенный вклад в сотрудничество психологов и педагогов.

Психология и технические науки. Техника стала частью нашей повседневной жизни. Возникла область психологической науки, изучающая информационного взаимодействия человека и технических устройств, инженерная психология. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Применение психологических знаний к проектированию и эксплуатации системы «человек-машина» повышает эффективность и надежность работы системы, оптимизирует труд человека, позволяет рационально распределять функции между человеком и машиной.

Технические науки оказали плодотворное влияние на психологические знания. Ряд исследований психических функций невозможно произвести без технических средств. Влияние технических приборов на психическое состояние, возможности выявления особенностей психики с помощью технических средств важное условие дальнейшего совершенствования технического прогресса.

Психология и филология. Филологией называется совокупность наук, изучающая культуру народа, выраженную в языке и народном творчестве.[19] Если рассматривать язык как систему знаков, то наиболее тесные связи у психологии с семиотикой, наукой о сущности и общих законах функционирования знаковых систем. Язык науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято считать как систему знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия. Под знаком в современной семиотике понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающее в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета, явления, действия и используемое для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Все психические процессы опосредованы, облечены в знаковую форму. «Оголенных» психических процессов не существует, любые психические явления опосредованы.

По поводу знаков и знаковых моделей о реализации высших психических функций, каковых большинство среди психических функций человека Л.С.Выготский писал: «…В высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь основной процесс»[20] (Выготский Л.С., 1960, с. 160).

Знание правил функционирования знаков, их интерпретации важны для психологической науки, что позволяет говорить о тесной связи филологической и психологической наук.

Таким образом, говоря о связи психологии с другими науками, можно сделать следующие выводы:

·область применения психологических знаний широка;

·психология востребована в точных, естественных, гуманитарных и общественных науках.

Поскольку психологическая наука востребована различными научными дисциплинами, постольку она должна обладать широкой структурой.

 

Отрасли психологии

I. По содержанию деятельности: труда, спортивная, педагогическая, космическая, возрастная, медицинская и т.д.

II. По субъекту выполняемой деятельности: патопсихология, зоопсихология, детская, этнопсихология, психология личности и т.д.

III. По соединению научных и практических проблем: психофизиология, инженерная, нейропсихология, лингвопсихология и т.д.

Остановим свое внимание на тех отраслях психологии, которые значимы для медицины.

По основание «содержание деятельности» выделяется Медицинская психология, или отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты гигиены профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.

По основанию «субъект выполняемой деятельности» для медицины важна такая отрасль как Патопсихология, под которой понимается раздел медицинской психологии, изучающей закономерности функционирования и распада психической деятельности и свойств личности при душевных заболеваниях. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение Патопсихологии в практике медицины выражается в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установлении степени выраженности психического дефекта, оценке эффективности проводимого лечения.

По основанию «связь с практикой» значимой для медицинской науки и практики является Нейропсихология, т.е. отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функции.

Ученые-психологи

Следующее условие признания той или иной области человеческой жизнедеятельности наукой - наличие людей, обладающих определенными знаниями, умениями и, конечно, особыми личностными характеристиками. Именно такие люди способны создавать новое знание. Как упоминалось выше научное знание личностно. Личность ученого – важнейшее условие создания, функционирования и развития научной школы.

Понятно, чтобы быть научным работником, недостаточно получить сведения из той или иной области наукознания, отработать определенные умения. В житейской психологии распространено мнение о талантливости и уме ученых. Научные исследования личности научных работников свидетельствуют скорее об особой мотивации этих людей, чем о слишком высоком уровне их интеллектуальных способностей. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, говорят о внутренней мотивации научного творчества. Лишь эту мотивацию следует рассматривать как истинно научную.

Рамон-и-Кахаль утверждал, что именно мотивация является решающим фактором научного творчества: «Не особые интеллектуальные способности отличают исследователя от других людей, а его мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы; именно они, придают обычному рассудку то высокое напряжение, которое ведет к открытию».[21]

Основной составляющей личности ученого является мотивированность на познание и признание своих успехов, а не интеллектуальная одаренность. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, т.е. совокупность побуждений учёного создается объективной, независимой от исследователя логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого высшей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение. Как-то в руки молодого А.А.Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт – сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. В книге рассказывалось, что когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. «Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым осознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня», - вспоминал А.А.Ухтомский.

Для ученого значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен социальный мир, признан его авторитет в сфере интеллекта, духовных ценностей. Одним из мотивов творчества человека науки является признание на личное бессмертие, достигнутое вкладом в мир нетленных идей.

Случай с Фалесом ярко подтверждает эту мысль.34 В благодарность за предсказание солнечного затмения царь предложил Фалесу назвать награду. Фалес попросил: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал (обращение к царю – В.С.) приписывать себе, когда станешь передавать другим, то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой». Признание того, что научная истина была открыта его собственным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фалес поставил выше любых материальных благ. В этом эпизоде проявилась одна из ярких особенностей психологии человека науки.

Стремление к утверждению собственного имени среди имен, внесших вклад в общечеловеческую культуру, иными словами наличие стремления к самоутверждению – одна из важнейших характеристик учёного. Указанный фактор может служить объяснением того, почему И.М.Сеченов почти всю свою энергию отдал не нервным центрам, а химизму дыхания; почему И.П.Павлов и В.М.Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлекторной регуляции поведения, не признавали достижений друг друга и враждовали между собой; почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны учёных, обладающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не меньшей силой логического мышления, чем автор иной научной идеи.

Внутренняя мотивация научных открытий – познание научной истины. Внутренняя мотивация определяется логикой познания. Она зарождается во взаимодействии запросов логики самой науки и готовностью субъекта их реализовать. Познавательные интересы учёного могут не совпадать с интересами иных научных деятелей. Несовпадение создает конфликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания У.Джемса о судьбе некоторых научных идеей, указавшего этапы принятия научных идей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...