Место психологии среди гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Наличие элементов, роднящих с гуманитарными и естественными дисциплинами. Психологическая наука изучает сложные и разнообразные явления. Спектр психологических явлений столь широк, что затрудняет отнесение психологии к наукам гуманитарным или естественнонаучным. Являясь центром наукознания, психология вобрала в себя специфические признаки и гуманитарных, и естественных наук. Интересно, что в «Большом толковом словаре русских существительных» от 2005 г. психологию поместили в разделе «Существительные, обозначающие естественные науки». Рассмотрим отличия естественных и гуманитарных наук: 1. Гуманитарные и естественные науки различаются объектами изучения. Гуманитарные науки изучают артефакты: культуру, историю народов, общественные явления. Естественные же науки изучают процессы и явления природы, их связи и закономерности. 2. Гуманитарные и естественные науки различаются сферами использования и применения знаний. Естественные науки представляют собой «духовную потенцию производства» (К.Маркс), выступают как непосредственная производительная сила. Гуманитарные науки составляют потенциальные силы для развития и совершенствования общественных отношений. 3. Гуманитарные и естественные науки различаются методами и способами получения научных знаний. Гуманитарные науки используют теоретические и в меньшей степени эмпирические методы изучения. Для них характерны феноменологические методы, описывающие единичные явления. В гуманитарных науках практически не используются экспериментальные методы, характерные для естественнонаучных дисциплин. 4. Гуманитарные и естественные науки различаются мерой влияния экспериментатора на реакции и состояние изучаемого объекта.
В естественных науках исследователь выступает как носитель научных процедур, а в гуманитарных – исследователь активно влияет на изучаемый феномен. Однако обе ветви наукознания вышли из философии и своей теоретической частью (понятиями, категориями, законами, гипотезами), а также разработкой приемами и методами научного исследования примыкают к философии. Обе ветви наукознания влияют на развитие философии и закономерно обуславливают смену научных теорий и методов. Психологическая наука долгое время существовала как гуманитарная наука. Со времен Аристотеля и практически до XVII в. её предметом была душа. Начиная с XVII в., предметом психологии становятся факты сознания. Сознание – одна из тем философии, и до второй половины XIX в. оно изучалось методами и в рамках гуманитарных наук. С середины позапрошлого века ученые попытались распространить на сознание естественно научные методы для объективного изучения его и тщательного анализа. Естественно-научный подход в познании практически был реализован в работах Галилея. Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов, но с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы научной теории. Галилей первым применил эксперимент. Начиная с известной школы В.Вундта, психология пыталась построить себя как точная, естественная наука, как наука опытная, экспериментальная. Но естественнонаучная парадигма изучения применима к природным явлениям. В.Вундт и его сотрудники не рассматривали сознание как природное явление.[22] Ими не была сформулирована четкая научная психологическая теория, что не позволило выделить основной и дополнительные процессы; соблюсти принцип объективности, т.е. контроль за тем, чтобы факт самого изучения не влиял на поведение объекта. Более того, интроспекционисты были уверены, что, чем исследователь опытнее и лучше осознает свои ощущения, тем более верно он изучает психику. Соединение в одном лице экспериментатора и исследуемого объекта противоречит принципу объективности. Исследователь не только влияет на изучаемый объект, но и целенаправленно его формирует. Метод интроспекции не подходил для решения поставленных задач, ибо представлял собою не естественно научное и экспериментальное изучение психики, а психотехническую процедуру по формированию психики.
Кризис психологической науки конца XIX века заставил усомниться в правильности определения предмета психологии. К началу XX века у психологической науки появляются новые объекты изучения: поведение и психика. Оба указанных объекта имеют признаки естественных природных явлений: психика – свойство высокоорганизованной материи мозга, а поведение рассматривалось как извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, система последовательно выполняемых моторных действий, как исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. При подобном понимании предмета психологии естественно научные парадигмы применимы к самой психологической науке. Однако не все психологические направления принимают в качестве предмета психологии поведение или психику. Ряд школ и направлений в качестве предмета своей науки выбрали личность или неосознаваемые процессы. Под неосознаваемыми явлениями подразумеваются психические процессы, механизмы, образования, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчет. Представление о несознаваемых явлениях была начата З. Фрёйдом, обратившим внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек осознать не способен. Неосознаваемые явления функционируют по иным законам, нежели осознаваемые, что затрудняет создание точной, последовательной, строго логичной теории. По этим же обстоятельствам практически невозможно разработать экспериментальные процедуры. Наиболее приемлемые методы изучения – наблюдение и описание.
Гуманистическая психология выбрала предметом своего изучения личность, понимаемую как открытую саморазвивающуюся, совершенствующуюся структуру. Её внимание обращено, прежде всего, на специфические человеческие проявления: самоактуализацию, высшие ценности и смыслы, творчество, свободу, ответственность, межличностное общение и т.п. На сегодняшний день гуманистическая психология представляет собой конгломерат различных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую методологию познания человека. Как мы видим, основными вопросами изучения не являются проблемы естественно научного характера. В гуманистической психологии одним из важнейших методов изучения является феноменологический метод, метод изучения отдельных случаев. Иными словами, два последних направления в большей степени обладают признаками гуманитарных наук, нежели естественных. Вопрос о разграничении наук о человеке весьма сложный. Психология выступает объединяющим началом наук о человек, интегрирует в себе признаки и гуманитарных, и естественных наук. В зависимости от школы, отрасли, направления психологической науки в ней преобладают характеристики той или иной научной парадигмы. Вопросы для контроля материала по теме «Психология как наука». 1. Дайте характеристику психологии как науки. 2. Раскройте научное понимание психики человека. 3. Проанализируйте основные функции психики. Проиллюстрируйте их примерами. 4. Какие особенности имеет психика человека? 5. Признаки психического отражения и психики? 6. Что современные отечественные психологи относят к психическим явлениям? 7. Каковы основные функции и проявления психики? 8. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук. 9. Охарактеризуйте основные отрасли психологии. 10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психологии.
11. Основные подходы к классификации психологических феноменов? 12. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы организмов в процессе эволюции? 13. Методы исследования в психологии. 14. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом? 15. Дайте общую характеристику принципов психологии. 16. Как соотносятся законы психологии и других наук? 17. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного врача.
Рекомендуемая литература 1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М., Владос-Пресс, 2003, стр. 5 -54; 69 -81.. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12 -43. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9 -99. 4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М., Ось-89, 2006. 5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002. 6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14 -62. 7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008. 8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12 -48; 80 -115. 9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22. 10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003. 11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005. 12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М., Изд-во института Психотерапии, 2002, стр.15 – 33. 13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007. 14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998. 15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002. 16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, стр. 5 -50.
[1] [2] Гиппенрейтор Ю.Б. / Введение в общую психологию – М., 2002 [3] Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. –М., 1986. [4] [5] Леонтьев А.Н. / Философия психологии. – М., 1994. [6] Гальперин П.Я. / Введение в психологию – М., 2008. [7] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009. [8] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009. [9] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008. [10] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004. [11] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008. [12] [12] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.
[13] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002. [14] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.
[15] Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии - М., 2002. [16] Немов Р.С. / Психология – М., 2205. [17] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология - М., 2003 [18] Психология и педагогика / под ред. Бодалева А.А., Жукова В..И., Сластенинат В.А. – М., 2002. [19] Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка – М., 1988. [20] Выготский Л.С. / Психология – М., 2002, с.?? [21] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология – М., 2003. [22] Теплов Б.М. / Об объективном методе в психологии // избранные труды: в 2 т. – М., 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|