Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт преобразования муниципальных учреждений в автономные учреждения в регионах




 

В условиях, когда по различным причинам региональные органы власти не могут и не готовы «отрывать» бюджетные средства муниципальных учреждений и выводить их на открытый рынок, где они могут быть доступны немуниципальным поставщикам услуг, преобразование бюджетных учреждений в автономные является, по сути, единственным способом показать какие-то ненулевые цифры в этом показателе. Кроме того, поскольку речь в показателе идет о консолидированном региональном бюджете (то есть с учетом бюджетов муниципальных образований региона), регион может транслировать необходимость демонстрации этой цифры и на уровень муниципальных образований. Ну а чтобы просто продемонстрировать цифры, никаких особых осмыслений, как известно, и не требуется.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» вступил в силу с января 2007 года, однако по-настоящему «зеленый свет» применению этого механизма был дан только в начале лета 2007 года, когда на федеральном уровне были приняты все необходимые подзаконные нормативно-правовые акты. После этого в некоторых регионах началась непосредственная деятельность по подготовке к применению этого механизма, итогом которой стало то, что с осени 2007 года в этих регионах стали появляться отдельные автономные учреждения.

Для выяснения ситуации с применением механизма автономных учреждений в муниципальных образованиях российских регионах был проведен анализ состояния соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и местном уровне в информационно-правовой системе «Консультант Плюс».

Итак, согласно данным анализа на конец февраля - начало марта 2009 года в не менее чем 43 российских регионах произошли те или иные «телодвижения», связанные с применением механизма автономных учреждений на региональном уровне. К ним относятся принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений, распорядительных документов о планах на создание автономных учреждений или само непосредственное создание этих учреждений. На муниципальном же уровне такие «телодвижения» произошли в не менее чем 19 регионах. Из них муниципальные автономные учреждения реально появились в не менее чем 7 регионах.

Обращает на себя внимание то, что процесс создания автономных учреждений может в подавляющем большинстве случаев «обгонять» процесс создания для них необходимой региональной или муниципальной нормативно-правовой базы. В частности, в 16 из 19 регионов, где созданы муниципальные автономные учреждения, наблюдается ситуация, при которой автономные учреждения уже созданы, а такой необходимый для их деятельности нормативно-правовой акт как порядок формирования задания и его финансового обеспечения еще не принят. Можно предположить, что причина здесь заключается как в недостаточной компетентности органов местного самоуправления, так и в желании самих учреждений как можно скорее «застолбить» свой новый автономный статус, не дожидаясь появления нормативно-правовых документов, нужных для работы учреждений в этом статусе.

Что касается сфер, в которых создаются автономные учреждения, то здесь по данным того же анализа наблюдается следующая картина. Из тех регионов, где были созданы автономные учреждения, в 7 регионах имеются автономные учреждения в сфере культуры, в 6 регионах - в сфере физкультуры и спорта, в 5 регионах - в сфере образования, в 4 регионах - в сфере социального обслуживания, в 1 регионе - в сфере молодежной политики.

Не зафиксировано создания ни одного автономного учреждения здравоохранения, что может объясняться запретом изменять тип учреждений здравоохранения. Созданы также различные автономные учреждения в таких сферах как экономическое развитие, охрана труда, управление оказанием государственных и муниципальных услуг, благоустройство, распределение государственного жилья, масс-медиа и даже лесное хозяйство.

Примечательно, что на федеральном уровне анализ не выявил не только создания хотя бы одного автономного учреждения, но на этом уровне пока даже отсутствуют принятые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность федеральных автономных учреждений.

По всей вероятности, в отличие от регионов и муниципалитетов самому федеральному центру пока не до внедрения этого механизма на своем уровне, а главные надежды по реализации закона «Об автономных учреждениях» возлагаются на регионы и муниципалитеты. Ведь не случайно федеральный центр включил применение механизма автономных учреждений в понятие эффективности деятельности именно на уровне региональных исполнительных органов государственной власти.

Одной их ключевых проблем при внедрении механизма конкурсного муниципального заказа на услуги в социальной сфере является неумение заказчика формировать грамотные, реальные с точки зрения исполнения и востребованные клиентской группой технические задания, а также грамотно рассчитывать их стоимость. Даже если заказчик имеет возможность купить какую-то услугу на открытом рынке через конкурсные процедуры, ему трудно сформулировать, что конкретно ему надо, и сколько максимум он готов за это заплатить.

В этой связи механизм автономных учреждений позволяет органам местного самоуправления освоить и широко отработать технологию формирования заданий и определения их стоимости (расчета субсидии на выполнение задания).

Опыт, приобретенный при освоении и отработке этой технологии, может быть применен при формировании и расчете начальной цены контракта в конкурсах муниципального заказа на услуги в социальной сфере. Кроме того, сами задания с рассчитанной стоимостью и их отдельные блоки потенциально могут использоваться не только в отношении автономных учреждений, но и выставляться на конкурсы муниципального заказа.

В последнем случае это означает, что учредитель формирует для автономного учреждения минимальное гарантированное задание и выделяет субсидию в том размере, который необходим для его выполнения (совсем без задания учредителя и без субсидии автономное учреждение остаться не может). Задание же (или задания) на остальные услуги, которые ранее оказывало учреждение за счет бюджетных средств, размещается через открытый конкурс. При этом и само учреждение может участвовать в этом конкурсе, то есть оно не лишается доступа к этим средствам, они просто перестают ему гарантироваться и становятся также доступными и для других поставщиков (других учреждений, негосударственных и немуниципальных организаций, частных предпринимателей и т.д.).

Однако вариант это не совсем простой с различных точек зрения, в том числе и потому что здесь учредитель должен либо быть уверенным в том, что если учреждение не получит конкурсного задания, оно сможет «дозаработать» себе на жизнь и, в частности, на содержание закрепленного за учреждением имущества учредителя другими способами (оказание платных услуг, выполнение других муниципальных заказов), либо закладывать в субсидию учреждению отдельные средства на содержание «лишнего» имущества учредителя.

Вообще вопрос имущества, а именно ситуация, при которой имущество заказчика услуги (учредителя) закреплено за поставщиком услуги (автономным учреждением) принципиально затрудняет и будет затруднять все попытки обеспечения равной конкуренции между автономными учреждениями и немуниципальными поставщиками услуг.

Забота о своем имуществе (во всех смыслах) будет с большой вероятностью создавать для автономного учреждения перед его учредителем фактические преимущества в любых распределениях бюджетных средств, которые осуществляет учредитель - собственник этого имущества.

Вероятно, это системное противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда рынок поставщиков муниципальных услуг станет настолько развитым или в будущее этого рынка настолько поверит государство, что эти поставщики смогут реально «разгосударствляться» и сами или при помощи, например, льготных целевых кредитов выкупать муниципальное имущество, необходимое для оказания услуг.

Таким образом, опыт преобразования муниципальных учреждений в автономные учреждения свидетельствует об отсутствии четкого механизма. В связи с этим необходимо на федеральном и региональном уровне разработать методические рекомендации по преобразованию муниципальных учреждений в автономные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...