Подготовка к практическим занятиям
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
ИГНИ.016.2012
Рекомендована Методическим Советом Института Гуманитарных Наук и Искусств
для направлений подготовки и специальностей:
Код ООП
| Направление/специальность
[наименование]
| Профиль/программа магистратуры/специализация
| Код модуля
по ООП
|
031300.68-01-2011
| Журналистика
| Теория и методика журналистского творчества
| М 2.1.1
|
Екатеринбург 2012
Методические указания составлены автором:
№ п/п
| ФИО
| Уч.степень, уч.звание
| Должность
| Кафедра
| Подпись
|
| Чемякин Ю.В.
| К.полит.н, доцент
| Доцент
| Истории журналистики
|
|
Методические указания одобрены на заседании кафедры:
№ п/п
| Наименование кафедры
| Дата
| ФИО заведующего кафедрой
| Подпись
|
| Истории журналистики
| 20.05.2012 г.
| Ковалева М.М.
|
|
|
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Данный учебно-методический комплекс предназначен для подготовки к занятиям и организации самостоятельной работы магистрантов при изучении дисциплины «История и теория зарубежной журналистики». Представленный материал обозначает и структурирует тематику и проблематику, изучаемую в процессе освоения дисциплины, демонстрирует методику обучения.
Материалы раздела «Содержание лекционного курса» дают наглядное представление о структуре и содержании лекций, ориентируют в круге источников, необходимых для ознакомления и изучения. Материал, включенный в раздел «Вопросы контрольных работ и экзаменов», позволяет магистрантам подготовиться к рубежному и итоговому контролю.
Курс «История и теория зарубежной журналистики» изучается в течение одного семестра (2), включает в себя 32 часа лекций и 40 часов самостоятельной работы студентов.
Цели и задачи ДИСЦИПЛИНы
Дисциплина направлена на достижение следующих результатов обучения: в результате изучения дисциплины магистрант должен разбираться в основах теории и истории зарубежной журналистики, основных этапах и национальных особенностях ее развития, а также конкретно
Знать
– Знать специфику журналистики как социокультурного феномена, как носителя гуманистических ценностей, ценностно-ориентирующие, культурно-просветительские функции журналистики;
– Знать принципы деонтологии, правовые и этические нормы в сфере журналистики;
– Иметь углубленные знания в избранной предметной области исследований (в соответствии с магистерской программой);
– Иметь знания в области учебно-педагогического процесса (преподавания журналистских дисциплин).
В результате освоения данной дисциплины магистрант должен обладать следующими умениями:
Уметь
– использовать знания в области философии науки и журналистики, теорий массовой коммуникации в научно-исследовательской и профессионально-журналистской деятельности.
Данная дисциплина также участвует в формировании у магистрантов следующих компетенций:
Магистр должен владеть следующими навыками:
– Владеть цифровыми технологиями для решения задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской и журналистской)
– Владеть навыками анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности;
– Владеть системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности (в соответствии с магистерской программой);
Данная дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:
– знание различных видов массовой коммуникации, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (СЛК-1);
– знание основных стратегий массово-коммуникационной деятельности, понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-2);
– анализировать стратегии развития различных массмедиа, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения различных видов массовой коммуникации, а также освоения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин - в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОНК-1);
– использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОНК-2);
– навыки анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности (ИК -5);
– способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ИК-7).
– владеть информацией о научных исследованиях в сфере массовой коммуникации, отечественном и зарубежном профессиональном опыте в данной сфере (ЖТК-4).
– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (НМК-1).
СТРУКТУРА КУРСА
Код разделов и тем
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание разделов, тем дисциплин
|
Р1. Т1
| Введение в курс.
| Актуальность изучения дисциплины «История и теория зарубежной журналистики».
Определение основных понятий. Объект и предмет теории журналистики. Причины возникновения теорий. Классификация теорий. Нормативные, общественно-научные, функциональные теории и «теории здравого смысла», их сущность и особенности. Практическая значимость теорий коммуникации.
Объект и предмет истории журналистики. Значимость знания исторического опыта зарубежной журналистики для развития современных российских СМИ и российской журналистики. Опыт развития журналистики каких стран наиболее актуален для современных российских исследователей?
Взаимосвязь теории и истории журналистики.
|
Р1. Т2
| Нормативные теории прессы
| Понятие нормативных теорий, их сущность и особенности. Авторитарная теория. Либертарианская теория. Теория социальной ответственности. Советская коммунистическая теория. Теория для медиа периода развития. Теория демократического участия. Актуальность данных теорий для осмысления развития современной западной и российской журналистики.
|
Р1. Т3
| Идейно-теоретические концепции свободы печати
| Авторитарный подход к свободе журналистской деятельности. Жан-Жак Руссо и Георг Гегель. Революционно-демократический подход к свободе печати, его сущность и особенности. «Ареопагитика» Джона Мильтона, историческое значение этого произведения. Предпринимательский подход к свободе печати и «коммерческая революция» в прессе США и Западной Европы. Классово-политическая концепция свободы печати. Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина и их реализация на практике. Нормативно-правовой подход к свободе печати, его сущность и особенности.
|
Р1. Т4
| Начало изучения СМИ и массовой коммуникации
|
Теории массового общества и пропаганды. Теория «инъекций» или «магической пули», ее связь с первой мировой войной. Концепции пропаганды. Исследования эффектов коммуникации. Концепции лидеров мнения и многоступенчатого потока информации. Теория ограниченных эффектов. Изменение установок и их исследования. Понятие когнитивного диссонанса, теории селективного влияния.
|
Р1.Т5
| Возникновение академических исследований массово-коммуникационной деятельности
| Структурно-функциональные подход, исследование основных социальных функций масс-медиа. «Теория подкрепления» Джозефа Клаппера. Концепция элитарного плюрализма и ее критика со стороны правых и левых политических сил. Возникновение теорий социального научения. Концепция сублимации (катарсиса). Теория игры. Теория пользы и удовольствия. Теория заговора и медиазависимости. Концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман.
|
Р1.Т6
| Исследования взаимоотношений массовой коммуникации и культуры в последней трети XX в.
| Культурологический и критический подходы. Культурологический анализ. Символический интеракционизм. Концепция ритуала. Анализ фреймов. Социальное конструирование ревальности. Концепция культивации.
Критические традиции. Неомаркстстские теории. Формирование франкфуртской школы, ее основные особенности. Британские культурологические исследования 1970-х годов. Методы изучения новостей.
|
Р1.Т7
| Теории информационного общества и концепции постмодернизма
| Становление Торонтской школы. Исследования Г. Инниса и М. Маклюэна. Концепция Д. Белла: информационное общество как постиндустриализм. Теория школы регулирования. Постфордизм и связанные с ним проблемы в медиа-сфере. Теория Роберта Райха. Концепция информационного капитализма М. Кастельса. Основные положения концепции Г. Шиллера. Теории публичной сферы и управления информацией Ю. Хабермаса. Сущность концепции Э. Гидденса.
Постмодернизм как социальное явление и интеллектуальное течение.
|
Р2.Т1
| Исторические истоки журналистики
| Синхронический и диахронический подход к исследованию истории журналистики. Понятия «пражурналистики» и «протожурналистики». Исторические предпосылки возникновения и развития журналистики.
Нелинейное развитие журналистики; ее связь с политическим и экономическим развитием общества, с достижениями науки и техники. Основные этапы развития журналистики стран Западной Европы и США. Национальная специфика.
Элементы публицистики в риторике. Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория.
Первые корреспонденты – собиратели информации в Древнем Риме. Прообразы газет в Древнем Риме и Китае. Особенности содержания, специфика «Acta senatus» («Акта сенатус») и «Acta diurna» («Акта Диурна»).
Рукописные издания средневековой Европы (Венецианские листки новостей, газета торгового дома Фуггеров в Германии, французские «canard» и т.д.).
Появление и развитие цензуры в Западной Европе.
«Летучие листки» времен Реформации и Крестьянской войны. Мартин Лютер, Томас Мюнцер – проповедники и публицисты.
Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий.
|
Р2.Т2
| Возникновение журналистики в странах Западной Европы и ее функционирование в рамках авторитарных государств
| Первые еженедельные печатные газеты Германии, Голландии, Англии. Их значение, особенности содержания и оформления. Политика власти по отношению к прессе.
Условия развития немецкой журналистики XVII – XVIII вв. Жесткая цензура и политическая раздробленность страны. Длительный период «младенчества» немецкой прессы.
Исторические особенности возникновения и развития французской журналистики. «La Gazette» («Ла Газет») - средство просвещения и пропаганды.
Появление ежедневных газет в Европе.
|
Р2.Т3
| Борьба за свободу печати в Северной Америке и Европе (на примере Великобритании); формирование политической прессы
| Журналистика и «памфлетная война» времен Английской революции XVII в. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты. Зарождение лозунга «свободы печати». Реставрация монархии, тяжелый период для английской прессы. «Славная революция» 1688 года и принятие «Билля о правах». Отмена политической цензуры в 1695 году.
Взаимоотношение прессы и власти в Англии в XVIII веке. Возникновение политических партий и их журналистика. Публицистическое творчество Дж. Свифта, Д. Дефо, Дж. Аддисона, Р. Стила. Борьба за право освещения прессой дебатов Парламента. «Письма Юниуса».
Понятие «персонального» журнализма, его суть.
Борьба за свободу печати и журналистской деятельности в Северной Америке в XVIII веке. Особенности редакционной политики «New England Courant» («Нью Ингланд Курант»).
Роль Джеймса Франклина и Бенджамина Франклина в развитии американской журналистики.
Судебный процесс над Петером Зенгером, его значение для борьбы американской прессы за свободу печати.
Реакция американской прессы на Закон о гербовом сборе 1765 г. и «акты Тауншенда» 1766 г.
Революционисты, лоялисты и их печать. Значение публицистики Томаса Пейна и Бенджамина Франклина. Американская революция, принятие «Декларации независимости», Конституции и «Билля о правах».
|
Р2.Т4
| Превращение прессы в «четвертую власть», участие журналистики в важнейших исторических событиях
| Ранняя журналистика США: участие прессы в борьбе между «федералистами» и «республиканцами». Идеологическое противостояние между севером и югом и его отражение в прессе. Аболиционистские и антиаболиционистские издания.
От прессы мнений к информационной прессе. Коммерциализация печати. Возникновение «penny press», ее значение. Особенности редакционной политики, методы сбора информации газет «The Sun» («Сан»), «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»), «The New York Tribune» («Нью-Йорк Трибюн»). Влияние «penny press» на политические события и развитие американской журналистики.
Журналистика Франции. Основные этапы Великой Французской революции; условия развития журналистики на каждом этапе. Законодательство в области печати. Э. Лустало, О. Мирабо, Ж.П. Марат, К. Демулен, Ж. Эбер, А. Ривароль – выдающиеся публицисты. Пресса как средство борьбы основных политических сил. Политика якобинцев: террор под знаменем свободы.
Журналистика Великобритании XIX в.
Возникновение и развитие рабочей печати, ее значение. Издания сторонников взглядов Роберта Оуэна («Economist» («Экономист»), «Crisis» («Крайзис») и др.), чартистские издания («Northern Star» («Нозерн Стар») и др.). «Poor Man’s Guardian» («Пур Мэнс Гардиан») - лидер рабочей прессы.
Основание агентства «Рейтерс» в 1851 г.
Газета «The Times» («Таймс»), ее значение, принципы, взаимоотношения с властью, особенности редакционной политики, целевая аудитория, влияние на общественное мнение. Использование новейших технических достижений при выпуске газеты. Освещение «The Times» Крымской кампании и других войн. Проблемы объективности и «независимости» журналистики. Формирование «Империи Таймс», выпускающей множество изданий.
Газеты «Daily Telegraph» («Дэйли Телеграф») и «Daily News» («Дэйли Ньюс»), их зарубежные экспедиции, работа военных корреспондентов.
|
Р2.Т5
| Основные направления развития журналистики западных стран
в конце XIX – первой половине XX вв.
| Разделение прессы на «массовую» и «качественную». Развитие качественной прессы на примере газет «The Times» («Таймс»), «Financial Times» («Файненшнл Таймс»), «Wall Street Journal» («Уолл Стрит Джорнэл»), «New York Times» («Нью-Йорк Таймс»).
Развитие массовой прессы; Дж. Пулитцер, У. Херст, братья Хармсворсы, Артур Пирсон и др. выдающиеся издатели.
Превращение рекламы в основной источник доходов прессы. Рост тиражей и объемов газет.
Процесс концентрации печати. Выдающиеся издатели и крупнейшие концерны прессы первой половины XX в.
Развитие специализации журналистов.
Возникновение журналистики расследований и разоблачений: движение «макрейкеров».
Распространение новых жанров в прессе; зарождение документального кино.
Журналистика и общество.
|
Р2.Т6
| Формирование журналистики
стран Азии, Африки, Латинской Америки
| Причины и условия возникновения прессы в колониях и полуколониях. Два противоборствующие типа прессы. Специфика и основные группы колониальной печати. Возникновение первых патриотических изданий, их цели и задачи, особенности содержания. Отношение колониальных властей к патриотической прессе. От просветительства к борьбе за национальную независимость. Выдающиеся национальные издания.
Особенности развития китайской журналистики. Основные этапы и национальные особенности развития журналистики Японии.
|
Р2.Т7
| Основные тенденции развития мировых СМИ конце XX – начале XXI века
| Роль СМИ в формирующемся «постиндустриальном обществе». Участие СМИ в процессах глобализации.
Новые направления в журналистике.
Печатная пресса: активное развитие специализированной (в том числе, корпоративной) печати, рост бесплатного распространения, визуализация информации, «инфотейнмент», конвергенция качественной и массовой прессы.
Развитие кабельного, спутниковго, цифрового телевидения. Роль радио в современном мире, основные формы и направления его развития.
Конвергенция разных видов средств массовой информации (в том числе, печатных и электронных СМИ) на электронной, цифровой основе. Яркие примеры.
Перспективы печатных СМИ.
Особенности развития Интернет-СМИ. «Гражданская журналистика» блоггеров и перспективы профессиональной журналистики.
Изменение структуры занятости в сфере СМИ и требования рынка к профессиональному журналисту на современном этапе.
|
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические занятия по данной дисциплине учебным планом не предусмотрены
Воспользуйтесь поиском по сайту: