Методические указания по написанию рефератов.
Реферат, прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу по выбранной конкретной теме. Необходимо, чтобы реферат включал в себя не только анализ литературы, но и практическую часть: самостоятельное исследование студентом газетных публикаций, телепрограмм или иных материалов, связанных с темой реферата, собственные интервью с экспертами в рассматриваемой сфере.
Рекомендуемая содержательная структура реферата:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (пример его оформления см. в Приложении 2) является первым листом реферата, дающим самые основные сведения о нем, в частности, кем и когда он написан, какова его тема, кто является научным руководителем.
ВВЕДЕНИЕ, где кратко описывается характер выбранной темы, ее актуальность, объясняется необходимость ее разработки, обозначается эмпирический материал, который будет использован в реферате. Объем введения –1,5- 2 стр.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Эта часть работы представляет собой собственно реферат, т.е. цитирование литературы по теме, с комментариями, оценками, выводами. Цель этой части – показать состояние разработанности темы, выявить недостаточно прописанные ее аспекты, чтобы затем сосредоточиться именно на них. Примерный объем данной части работы – 4–5 стр.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ. Этот раздел реферата предполагает собственное исследование магистрантом публикаций (сюжетов, программ) за определенный и мотивированный период времени с целью определить, как в реальной практике средств массовой информации реализуются те принципы, нормы, которые провозглашаются исследователями СМИ по данной теме. Объем этой части составляет не менее 5 стр.
ИНТЕРВЬЮ.Помимо анализа литературы и исследования деятельности конкретных СМИ магистрант получает эксклюзивный эмпирический материал для реферата в виде интервью с экспертом в данной сфере (как правило, с журналистом или иным специалистом, имеющим непосредственное отношение к изучаемой теме). Ответы эксперта могут использоваться как иллюстрации к тем или иным положениям и выводам автора. Далее интервью помещается в Приложении к реферату, всамом конце, после списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Здесь автор подводит итоги работы, делает основные выводы, к которым он пришел в результате обзора литературы, анализа практики СМИ и интервью с экспертом. Объем заключения составляет, как правило, 1–2 стр.
В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ автор перечисляет все книги, статьи, другие источники, использованные им в работе над рефератом.
Рекомендуемый общий объем реферата – 15-17 страниц.
Если у магистранта при написании реферата возникают какие-то вопросы, сложности, он, разумеется, может консультироваться с преподавателем.
Реферат сдается преподавателю в назначенный срок. В противном случае оценка за него снижается.
Предусмотрена обязательная защита рефератов (в виде изложения авторами сути своих работ, основных положений, выводов, а также ответов на вопросы аудитории).
Защита реферата должна сопровождаться презентацией основных выводов и иллюстраций (иллюстрации - при необходимости) с помощью программы PowerPoint или другой подобной программы. Необходимое мультимедийное оборудование для этого имеется.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
- Прообразы газет в древнем мире (Древний Рим, Китай).
- Рукописные и первые печатные издания Европы.
- «Памфлетная война». Публицистика Джона Мильтона и Джона Лильберна.
- Развитие журналистики Великобритании в XVIII веке. Основные вехи, тенденции, имена.
- Возникновение и развитие периодической печати во Франции (XVII век – 70-е годы XVIII века). Отличительные особенности французской журналистики.
- Журналистика Франции в годы Великой Французской революции.
- Появление и развитие прессы в североамериканских колониях Британской империи. Роль прессы в борьбе за независимость.
- Появление в США «penny press». Основные представители «penny press», их роль в развитии американской журналистики.
- Технические новшества, повлиявшие на развитие прессы, и основные тенденции развития американской журналистики после гражданской войны.
- Политика власти в области прессы во Франции XIX в. Особенности развития журналистики в «золотой век» французской прессы.
- Отношения власти и прессы в Германии XIX в.
- Публицистика Карла Маркса и Фридриха Энгельса. «Neue Rheinische Zeitung».
- Развитие журналистики Великобритании в XIX в. Основные вехи, тенденции, имена.
- Основные тенденции развития журналистики в конце XIX – начале XX ввека (краткий обзор).
- Массовая пресса США, Великобритании, Германии.
- Особенности качественной прессы, ее основные представители в США и Западной Европе.
- Возникновение журналистских организаций и кодексов профессиональной этики.
- Появление, развитие журналистского образования и научных исследований в области журналистики.
- Движение «макрейкеров». Журналистика расследований и разоблачений в XX в.
- Печать левых партий в первой половине XX в. Особенности коммунистической прессы.
- Возникновение радио, формирование трех моделей развития радиовещания.
- Появление телевидения и его развитие в XX веке.
- Французская журналистика в период двух мировых войн.
- Пресса США и Великобритании накануне и во время второй мировой войны.
- Основные направления развития журналистики США во второй половине XX в.
- Особенности возникновения журналистики в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
- Возникновение патриотических и национальных изданий в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
- Предмет теории журналистики.
- Основные методы теории журналистики.
- Истоки теоретизирования в области массовой коммуникации.
- Классификация массово-коммуникационных теорий
- Нормативные модели функционирования масс-медиа, их сущность, сходства и различия
- Ситуация в современной российской медиасфере с точки зрения нормативных теорий массовой коммуникации
- Сущность теорий массового общества, вклад конкретных исследователей в их развитие
- Сущность теорий пропаганды, причины их возникновения и развития
- Взгляды на пропаганду Липпмана, Лассуэла, и Дьюи
- Парадигма ограниченных эффектов, ее особенности и факторы возникновения
- Основные положения теории изменения установок
- Понятия функции и дисфункции масс-медиа
- Сущность структурно-функционального подхода, основные функции масс-медиа в интерпретации Чарлза Миллса и Дэнниса Маккуэйла
- Концепция диффузии инноваций, ее влияние на развитие теорий рекламы и маркетинга
- Суть феноменологической теории Джозефа Клаппера
- Концепции элитарного плюрализма и социального научения, их сильные и слабые стороны
- Гипотеза культивации
- Особенности теории обретения пользы и удовлетворения
- Теория «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман
- Основные положения теории символического интеракционизма и теории культивации Гербнера
- Основные достижения и особенности Франкфуртской школы, ее ведущие представители
- Особенности Торонтской школы
- Теория установления повестки дня, ее основные положения
- Концепция Д. Белла: информационное общество как постиндустриализм.
- Теория информационного капитализма М. Кастельса.
- Основные положения концепции Г. Шиллера.
- Теория публичной сферы Ю. Хабермаса.
- Постмодернизм и средства массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: