Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка результатов труда «Руководящий работник»




    Результат/метод Сильное превышение предъявляемым требованиям Превышение предъявляемым требованиям Требования выполняются Требования выполняются относительно Требования почти не выполняются
Результат Определяет безупречность работы, экономичность и качество   Планирование Показывает способность к планированию, умение самостоятельно мыслить. Постоянно идет с опережением и использует методы кратковременного планирования   Организаторские способности Целесообразно организовал работу в своей сфере. Использует известные методы для решения задач вместе с сотрудниками   Инициативность У него множество идей. Способен активно использовать их. Осознает проблемы, обладает аналитическими способностями. Критически и конструктивно мыслит          
           
Гибкость Умело справляется с необычными проблемами и новыми ситуациями. Легко входит в контакт с другими людьми и быстро анализирует возникшие обстоятельства   Сотрудничество Готов к сотрудничеству и открыт предложениям со стороны других. Обладает мастерством общения и необходимым тактом. Открыт для критики   Выносливость Уверен, терпелив, психически и физически вынослив, не унывает   Отношение к работе Работает увлеченно, аккуратно и надежно. Учитывает интересы предприятия   Ориентация на цели Устанавливает цели и приоритеты. Учитывает поставленные цели. Достигает целей и выполняет задачи   Делегирование Делегирует задачи и ответственность. Поддерживает самостоятельность сотрудников   Ответственность С готовностью принимает на себя ответственность   Информация Информирует руководителей, коллег и сотрудников, имеющих отношение к данной задаче. Собирает информацию и следит за ее своевременностью, правильной и точной передачей          
           
Принятие решений Тщательно готовит свои решения. Принимает их своевременно, даже если они и неприятны. Представляет принятое решение убедительно и доказательно   Контроль В принятом порядке контролирует результаты работы. Своевременно замечает отклонения от целей и принимает соответствующие меры   Оценка Оценивает сотрудников взвешенно и точно. Открыто высказывает похвалу и критику   Содействие Содействует профессиональному и личному развитию сотрудников   Мотивация Понимает ее как умение убедить сотрудников в необходимости выполнения задачи, преобразования целей предприятия в личные цели сотрудников. Всегда находит время для подчиненных          

 

 

Общая оценка

Требования к предъявляемым

функциям:

значительное превышение требований

превышение требований полное выполнение требований

большая часть требований выполняется

требования почти не выполняются

Замечания проводившего оценку

(например, важнейшие критерии оценки, профессиональные и личные сильные и слабые стороны и т.д.)

 

Замечания оцениваемого

(например, мнения, предложения об исправлении, содействии

и т.д.)

 

_____ ___________________ _______________ ____________

Дата Проводивший оценку Оцениваемый Заместитель

 

 

Должностная инструкция менеджера по кадрам1

 

Общие положения

 

Выполняет ответственные административные функции. Руководит кадровой работой. Отвечает за планирование и проведение программ в области кадровой политики (набор, испытание, оценка, назначение, продвижение, перевод и др.). Работает под общим руководством, проявляет независимость и инициативу.

 

Примеры работ

 

Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала.

Доводит информацию и решения по кадровым вопросам до всех уровней организации.

Проводит собеседование с претендентами.

Оценивает сотрудников.

Вербует и отбирает новых сотрудников.

Совещается с руководителями низшего звена по кадровым вопросам.

Организует обучение персонала.

Устанавливает систему рейтинга сотрудников.

Ведет личные дела сотрудников.

 

Квалификационные требования

 

Руководитель кадровой службы должен: быть проводником кадровой и социальной политики, социальным лидером коллектива, его нравственным эталоном;

иметь высокие моральные качества, выраженную направленность на работу с людьми, высшее образование и специальную психолого-педагогическую подготовку, опыт кадровой и руководящей работы не менее пяти лет, развитые подсознательные, организаторские, коммуникативные способности;

знать основы технологии производства, экономики и планирования труда, НОТ и управления производством, задачи, стоящие перед организацией, перспективы ее развития, принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами, основы хозяйственного и трудового законодательства, основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, основы производственной педагогики, основы организации делопроизводства в условиях АСУ;

владеть методами организации и техникой управления кадрами, социально-психологическими процессами в организации, методами оценки личностных и деловых качеств сотрудников и результатов коллективной работы, вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами, методами организации воспитательной работы в коллективе, способами мобилизующего воздействия на коллектив, методами и техникой публичного выступления;

иметь ясное представление о методах использования и анализа социально-психологических процессов в организации, о применении техники в управлении кадрами и социальными процессами в коллективе, о принципах работы с организацией.


Приложение 7

(к главе № 12)

 

 

Способы реагирования на конфликтные ситуации

С помощью методики К.Н. Томаса, американского социального психолога, определяются типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной трудовой деятельности.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления предпочтительной формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденцию его взаимоотношений в сложных условиях.

Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Выберите то из них («а» или «б»), которое более соответствует особенностям вашего поведения, и запишите на отдельном листе бумаги:

1 — а) иногда я даю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы согласны оба;

2 — а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить его, учитывая интересы другого человека и мои собственные;

3 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека;

4 — а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) я стараюсь не задеть чувств другого человека;

5 — а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого; б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

6 — а) я пытаюсь избежать неприятностей; б) я стараюсь добиться своего;

7 — а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого;

8 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

9 — а) я думаю, что не стоит волноваться из-за каких-то разногласий; б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего;

10 — а) первым делом стремлюсь определить, в 4eiw состоят все интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

11 — а) первым делом я стремлюсь определить, в чем состоят интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

12 — а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу;

13 — а) я предлагаю занять промежуточную позицию; б) я настаиваю на том, чтобы все было сделано по-моему;

14 — а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов;

15 — а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения;

16 — а) я стараюсь не задеть чувств другого; б) обычно я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции;

17 — а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

18 — а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу;

19 — а) первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 6} я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно;

20 — а) я пытаюсь преодолеть наши разногласия; б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод для себя и другого человека;

21 — а) я пытаюсь найти промежуточную позицию; б) я отстаиваю свою позицию;

22 — а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас; б) иногда я перекладываю на других ответственность за решение спорного вопроса;

23 — а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас; б) иногда я представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

24 — а) если позиция другого кажется очень важной, я стараюсь идти ему навстречу; б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс;

25 — а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте; б) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого;

26 — а) обычно я предлагаю среднюю позицию; б) почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас;

27 — а) зачастую стремлюсь избежать споров; б) если это доставит другому человеку удовольствие, дам ему возможность настоять на своем;

28 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого;

29 — а) я предлагаю промежуточную позицию; б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий;

30 — а) стараюсь не задеть чувства другого; б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ для опросника

№ п.п. Соперни-чество Сотрудни-чество Компромисс Избежание Приспособ-ление
      а     б   а б а     б б   б     а     а     б     а     б     а     а     а а б   а     б   б   б   а   а     б     б   б а     б   б   а   б   а     а а   б а а   а     а     б   б   б   б   а   б б   б б     б   а а   а     а     а б   б     а

 

 


Литература

 

 

1.Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994.

2. А н д р е е в В. И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 1992.

3. Б а и г а т С. А. Основы менеджмента. М., 1997.

4. Беляцкий Н. П. и др. Техника работы менеджера: Учеб. пособие. Мн., 1998.

5. Б о в ы к и н В. И. Управление предприятием на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 1997.

6. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 1995.

7. В е с н и н В. Р. Менеджмент для всех. М., 1994.

8. В и х а н с к и и О. С., Н а у м о в И. А. Менеджемент: Учебник/3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 528 с.

9. Г о р е л и к В. А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 1991.

10. Г л у х о в В. В. Основы менеджмента. М., 1995.

11. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом в международных корпорациях. М.: Дело, 1993.

12. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.

13. 3 а й ц е в а О. А. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997.

14. История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. В.Д. Валового. М.: ИНФА-М, 1997.

15. К а б у ш к и н Н. И. Основы менеджмента. Мн.: Финансы, учет, аудит, 1998.

16. К а р д а н с к а я Л. Н. Основы принятия управленческих решений. М.: Русская Деловая Литература, 1998. 288 с.

17. К р е м е н ь М. А. Управление коллективом. М., 1997.

18. Л а д а н о в И. Д. Практический менеджмент. М., 1995.

19. Лебедев М. М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.

20. Л е в ч е н к о Е. А. Как проводить переговоры. М., 1995.

21. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.

22. Менеджмент организации: Учеб. пособие/Под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФА-М, 1996.

23. Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ, 1996.

24. Основы менеджмента туризма: Учеб. пособие (3 о-р и н И. В. и др.). М.: РМАТ, 1996.

25. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей. М. РМИТ, 1992.

26. Приходченко О. И., Оганесян А. Н. Методы оценки деловых качеств руководителя. Мн.: БелИПК, 1995.

27. Психологические тесты (для деловых людей)/Сост. Н.А. Литвинцева. М.: Интел-Синтез, 1994.

28. Р о м а н о в А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.

29. Р у м я н ц е в а 3. П. Менеджмент организации. М., 1996.

30. С а й м о н Г. А. и др. Менеджмент в организациях. М., 1995.

31. С о л о в ь е в Б. Л., Т о л с т о в а Л. А. Менеджмент гостеприимства. М., 1997.

32. С о л о в ь е в Э. Я. Этикет делового человека: организация встреч, приемов, презентаций. Мн., 1994.

33. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. М., 1997.

34. Т р а в и н В. В., Д я т л о в В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

35. У д а л ь ц о в а М. В. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Инфа-М, Новосибирск, 1998. 144 с.

36. Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФА-М, 1997.

37. У т к и н Э. А. История менеджмента. М., 1997.

38. Ф а х у т д и н о в Р. А. Понятийный аппарат по менеджменту. М., 1997.

39. Ф а х у т д и н о в Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997.

40. Ф а х у т д и н о в Р. А. Разработка управленческого решения. М.: Интел-Синтез, 1997.

41. Ц ы г и ч к о В. Н. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФА-М, 1996.

42. Ч е р н ы ш е в В. Н., Д в и н и н А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997. 568 с.

43. Ш е й н о в В. П. Как управлять другими. Мн.: Амалфея, 1996.

44. Ш е к ш н я С. В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1996.

45. Ш и л о в а К. А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993.

46. Ш м и д т Р. Искусство общения/Пер, с нем. М., 1992.

47. Ю р и Уильям. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993.

48. Я к о в е н к о Е. Г. и др. Деловые переговоры. Брест, 1993.

49. Экономика современного туризма/Под ред. Г.А.Карповой. Москва—Санкт-Петербург, 1998.


Оглавление

 

Предисловие____________________________________________________________________ 3

1 ГЛАВА ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ______________ 6

1.1. Основные понятия и управленческие категории туризма______________________ 7

1.1.1. Определение туризма_____________________________________________________

1.1.2. Типы туристов________________________________________________________ 10

1.1.3. Виды и формы туризма_________________________________________________ 12

1.1.4. Туристское предложение________________________________________________ 17

1.2. Основные этапы развития менеджмента____________________________________ 22

1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме______________ 22

1.2.2. Первый (древний) период_______________________________________________ 23

1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)____________ 25

1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)__________________________________________________________________________ 28

1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. по настоящее время)__________________________________________________________________________ 29

1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента______________________________ 30

1.2.7. Развитие менеджмента в России__________________________________________ 37

1.3. Особенности туризма как объекта управления_______________________________ 39

 

2 ГЛАВА. СИСТЕМА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ_________________ 51

2.1. Система управления туризмом____________________________________________ 52

2.1.1. Экономика____________________________________________________________ 53

2.1.2. Экология и туризм_____________________________________________________ 57

2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма______________________________ 59

2.1.4. Влияние политики на развитие туризма___________________________________ 61

2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма____________________________ 64

2.2. Туристские регионы, организации и предприятия____________________________ 67

2.2.1. Туристский регион_____________________________________________________ 67

2.2.2. Туристские организации________________________________________________ 74

2.2.3. Туристские предприятия________________________________________________ 81

2.3. Структура управления туризмом__________________________________________ 92

2.3.1. Понятие структуры управления__________________________________________ 92

2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации___ 95

2.3.3 Типы организационных структур_________________________________________ 97

2.3.4. Формальная и неформальная организации________________________________ 101

2.3.5. Проектирование организационных структур______________________________ 105

 

3 ГЛАВА. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ____________ 110

3.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента____________________________ 111

3.2. Характеристика основных функций менеджмента__________________________ 112

3.2.1. Функция планирования________________________________________________ 112

3.2.2. Организационная функция_____________________________________________ 116

3.2.3. Мотивация как функция управления_____________________________________ 118

3.2.4. Функция контроля____________________________________________________ 126

3.3. Принципы______________________________________________________________ 131

3.3.1. Общие принципы управления__________________________________________ 132

3.3.2. Частные принципы управления_________________________________________ 132

 

4 ГЛАВА. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА________________________________________ 136

4.1. Понятие и классификация методов менеджмента___________________________ 137

4.2. Организационно-административные методы управления____________________ 138

4.3. Экономические методы управления_______________________________________ 140

4.4. Социально-психологические методы управления___________________________ 143

4.5. Самоуправление________________________________________________________ 145

 

5 ГЛАВА. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ТУРИСТСКОЙ ФИРМОЙ____________________ 150

5.1. Понятие и характеристика стилей руководства_____________________________ 151

5.1.1. Понятие о стилях руководства__________________________________________ 151

5.1.2. Характеристика стилей управления______________________________________ 152

5.2. Управленческая решетка ГРИД__________________________________________ 156

5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)___________________________ 158

5.4. Характеристика действий менеджера в системе ГРИД_______________________ 161

5.5. Дополнительные стили управления_______________________________________ 172

6 ГЛАВА. ЛИЧНОСТЬ, ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА_________________ 178

6.1. Требования к менеджеру_________________________________________________ 179

6.2. Власть и личное влияние_________________________________________________ 186

6.3. Авторитет менеджера____________________________________________________ 198

 

7 ГЛАВА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ___________________________________ 202

7.1. Содержание и виды управленческих решений______________________________ 203

7.2. Процесс принятия решений______________________________________________ 205

7.3. Методы принятия решений______________________________________________ 207

7.4. Индивидуальные стили принятия решений________________________________ 210

7.5. Условия эффективности управленческих решений__________________________ 211

7.6. Организация и контроль за исполнением решений__________________________ 214

 

8 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ______________ 218

8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой 219

8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы___________________________ 221

8.3. Планирование потребности в персонале___________________________________ 223

8.4. Подбор персонала_______________________________________________________ 224

8.4.1. Рынки рабочей силы__________________________________________________ 229

8.5. Оценка и прием на работу________________________________________________ 233

8.5.1. Методы оценки персонам______________________________________________ 233

8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)__________________ 238

8.5.3. Прием на работу______________________________________________________ 241

8.6. Движение и профессиональное развитие персонала_________________________ 242

8.6.1. Текучесть кадров______________________________________________________ 242

8.6.2. Профессиональное развитие персонам___________________________________ 244

 

9 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРУДА В ТУРИЗМЕ___________________ 259

9.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме_________________ 260

9.2. Основные направления рациональной организации труда___________________ 263

9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности___________ 280

9.4. Культура управленческого труда_________________________________________ 285

 

10 ГЛАВА. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ ________________________________________ 289

10.1. Значение делового общения_____________________________________________ 290

10.2. Формы общения_______________________________________________________ 292

10.4. Подведение итогов делового общения_____________________________________ 299

 

11 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И ПЕРЕГОВОРОВ 301

11.1. Деловое совещание_____________________________________________________ 302

11. 1.1. Задачи деловых совещаний___________________________________________ 302

11.1.2. Классификация деловых совещаний____________________________________ 303

11.1.3. Организация проведения деловых совещаний____________________________ 303

11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний_____________________________ 309

11.2. Деловые переговоры___________________________________________________ 312

11.2.1. Подготовка деловых переговоров______________________________________ 313

11.2.2. Проведение переговоров______________________________________________ 314

11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров___________________________ 317

11.2.4. Анализ деловых переговоров__________________________________________ 317

11.2.5. Условия эффективности переговоров___________________________________ 318

 

12 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ___________________ 321

12.1. Природа конфликта____________________________________________________ 322

12.2. Типы конфликтов______________________________________________________ 324

12.3. Причины конфликтов__________________________________________________ 325

12.4. Методы разрешения конфликтов________________________________________ 328

12.5. Природа и причины стресса_____________________________________________ 332

 

13 ГЛАВА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ________________ 337

13.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме__________________________ 338

13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме____________________ 339

13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания________________ 340

13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма_______________________ 342

13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом___________________________ 343

13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма________________________ 346

13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма__________ 346

13.3.2. Эффективность управленческих решений_______________________________ 349

13.3.3. Эффективность управления персоналом_________________________________ 350

 

Приложение 1___________________________________________________________ 355

Приложение 2 ___________________________________________________________ 359

Приложение 3___________________________________________________________ 363

Приложение 4 ___________________________________________________________ 368

Приложение 5___________________________________________________________ 402

Приложение 6___________________________________________________________ 412

Приложение 7___________________________________________________________ 431

 

Литература______________________________________________________________ 434

 


Учебное издание Кабушкин Николай Иванович

МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА

Редактор Н. В. Корнейчик

Корректор Е.А. Барбарчик

Компьютерная верстка: Н.А. Новик, С.П. Филон

Подписано в печать 25.11.98 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л. 40,5. Уч.-изд. л. 29,12. Тираж 4800 экз. Зак. 2629.

Белорусский государственный экономический университет. ЛВ № 170 от 21.01.98. 220670, Минск-70, пр. Партизанский, 26.

При участии ООО "Новое знание". ЛВ № 310 от 01.07.98. 220099, Минск, ул. Брестская, 72-39.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии издательства "Белорусский Дом печати". 220013, Минск, пр. Скорины, 79.

9»789854ll261 348H


1 Турист (ночующий посетитель) — посетитель, который осуществляет по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте.

1 Туристские предприятия и туристские организации рассматриваются в главе 3.

 

1 Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: «Экоперспектива», 1998. С. 18 — 53.

1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 171-200.

 

1 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: В кн. «Управление — это наука и искусство». М.: Экономика. 1992.

1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 11-160.

1 Туризм как явление существует везде, где живет человек.

1 В гостиничном хозяйстве мелким предприятием считаются гостиницы до 40 койко-мест, средним — до 80 и крупным — свыше 80 койко-мест.

1 В данном параграфе термин «организация» взят из классического менеджмента, т.е. это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Признаками такой организации являются: а) наличие не менее двух человек; б) единство цели; в) совместный труд; г) разделение труда. (Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. — Мн., 1996. С. 15—16). Структура управления такой организацией понимается нами как организационная структура.

 

1 Цифры в скобках соответствуют цифрам на рис. 3.5.

 

1 В практике управления анархический стиль называют либеральным.

1 Рисунок взят из Российского экономического журнала (1995, №10, С. 65).

1 Основы менеджмента. М.,1996. С.322 — 325.

1 Эргономика — наука, изучающая взаимодействие и приспособление человека и машины в конкретных условиях его деятельности.

 

1 В этой главе использованы материалы Всемирной туристской организации.

 

1 Построена на основе учения ГРИД, разработанного американскими учеными Р.Блейком и Д.Моутон.

 

1 Фактический уровень организационной культуры определяется на примере любой организации — студенческой группы, туристской фирмы либо иной структуры.

 

1 Составлено по результатам белорусско-германского семинара «Управление персоналом».

 

1 Использованы материалы из кн.: Г р и ш к о Н.И. Управление персоналом. Мн., 1998, ч.1.

 

1 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...