Оценка результатов труда «Руководящий работник»
⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54
Общая оценка Требования к предъявляемым функциям: значительное превышение требований превышение требований полное выполнение требований большая часть требований выполняется требования почти не выполняются Замечания проводившего оценку (например, важнейшие критерии оценки, профессиональные и личные сильные и слабые стороны и т.д.)
Замечания оцениваемого (например, мнения, предложения об исправлении, содействии и т.д.)
_____ ___________________ _______________ ____________ Дата Проводивший оценку Оцениваемый Заместитель
Должностная инструкция менеджера по кадрам1
Общие положения
Выполняет ответственные административные функции. Руководит кадровой работой. Отвечает за планирование и проведение программ в области кадровой политики (набор, испытание, оценка, назначение, продвижение, перевод и др.). Работает под общим руководством, проявляет независимость и инициативу.
Примеры работ
Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала. Доводит информацию и решения по кадровым вопросам до всех уровней организации. Проводит собеседование с претендентами. Оценивает сотрудников. Вербует и отбирает новых сотрудников. Совещается с руководителями низшего звена по кадровым вопросам. Организует обучение персонала. Устанавливает систему рейтинга сотрудников. Ведет личные дела сотрудников.
Квалификационные требования
Руководитель кадровой службы должен: быть проводником кадровой и социальной политики, социальным лидером коллектива, его нравственным эталоном; иметь высокие моральные качества, выраженную направленность на работу с людьми, высшее образование и специальную психолого-педагогическую подготовку, опыт кадровой и руководящей работы не менее пяти лет, развитые подсознательные, организаторские, коммуникативные способности; знать основы технологии производства, экономики и планирования труда, НОТ и управления производством, задачи, стоящие перед организацией, перспективы ее развития, принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами, основы хозяйственного и трудового законодательства, основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, основы производственной педагогики, основы организации делопроизводства в условиях АСУ; владеть методами организации и техникой управления кадрами, социально-психологическими процессами в организации, методами оценки личностных и деловых качеств сотрудников и результатов коллективной работы, вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами, методами организации воспитательной работы в коллективе, способами мобилизующего воздействия на коллектив, методами и техникой публичного выступления; иметь ясное представление о методах использования и анализа социально-психологических процессов в организации, о применении техники в управлении кадрами и социальными процессами в коллективе, о принципах работы с организацией.
Приложение 7 (к главе № 12)
Способы реагирования на конфликтные ситуации С помощью методики К.Н. Томаса, американского социального психолога, определяются типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной трудовой деятельности. По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления предпочтительной формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденцию его взаимоотношений в сложных условиях. Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Выберите то из них («а» или «б»), которое более соответствует особенностям вашего поведения, и запишите на отдельном листе бумаги: 1 — а) иногда я даю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы согласны оба; 2 — а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить его, учитывая интересы другого человека и мои собственные; 3 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека; 4 — а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) я стараюсь не задеть чувств другого человека; 5 — а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого; б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности; 6 — а) я пытаюсь избежать неприятностей; б) я стараюсь добиться своего; 7 — а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого; 8 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
9 — а) я думаю, что не стоит волноваться из-за каких-то разногласий; б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего; 10 — а) первым делом стремлюсь определить, в 4eiw состоят все интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; 11 — а) первым делом я стремлюсь определить, в чем состоят интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; 12 — а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу; 13 — а) я предлагаю занять промежуточную позицию; б) я настаиваю на том, чтобы все было сделано по-моему; 14 — а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов; 15 — а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения; 16 — а) я стараюсь не задеть чувств другого; б) обычно я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции; 17 — а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности; 18 — а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу; 19 — а) первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 6} я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно; 20 — а) я пытаюсь преодолеть наши разногласия; б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод для себя и другого человека; 21 — а) я пытаюсь найти промежуточную позицию; б) я отстаиваю свою позицию; 22 — а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас; б) иногда я перекладываю на других ответственность за решение спорного вопроса; 23 — а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас; б) иногда я представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; 24 — а) если позиция другого кажется очень важной, я стараюсь идти ему навстречу; б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс; 25 — а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте; б) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого; 26 — а) обычно я предлагаю среднюю позицию; б) почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас;
27 — а) зачастую стремлюсь избежать споров; б) если это доставит другому человеку удовольствие, дам ему возможность настоять на своем; 28 — а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого; 29 — а) я предлагаю промежуточную позицию; б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий; 30 — а) стараюсь не задеть чувства другого; б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Ключ для опросника
Литература
1.Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994. 2. А н д р е е в В. И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 1992. 3. Б а и г а т С. А. Основы менеджмента. М., 1997. 4. Беляцкий Н. П. и др. Техника работы менеджера: Учеб. пособие. Мн., 1998. 5. Б о в ы к и н В. И. Управление предприятием на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 1997. 6. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 1995. 7. В е с н и н В. Р. Менеджмент для всех. М., 1994. 8. В и х а н с к и и О. С., Н а у м о в И. А. Менеджемент: Учебник/3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 528 с. 9. Г о р е л и к В. А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 1991. 10. Г л у х о в В. В. Основы менеджмента. М., 1995. 11. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом в международных корпорациях. М.: Дело, 1993. 12. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992. 13. 3 а й ц е в а О. А. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997. 14. История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. В.Д. Валового. М.: ИНФА-М, 1997. 15. К а б у ш к и н Н. И. Основы менеджмента. Мн.: Финансы, учет, аудит, 1998. 16. К а р д а н с к а я Л. Н. Основы принятия управленческих решений. М.: Русская Деловая Литература, 1998. 288 с. 17. К р е м е н ь М. А. Управление коллективом. М., 1997. 18. Л а д а н о в И. Д. Практический менеджмент. М., 1995. 19. Лебедев М. М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. 20. Л е в ч е н к о Е. А. Как проводить переговоры. М., 1995. 21. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995. 22. Менеджмент организации: Учеб. пособие/Под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФА-М, 1996. 23. Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ, 1996. 24. Основы менеджмента туризма: Учеб. пособие (3 о-р и н И. В. и др.). М.: РМАТ, 1996. 25. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей. М. РМИТ, 1992. 26. Приходченко О. И., Оганесян А. Н. Методы оценки деловых качеств руководителя. Мн.: БелИПК, 1995. 27. Психологические тесты (для деловых людей)/Сост. Н.А. Литвинцева. М.: Интел-Синтез, 1994. 28. Р о м а н о в А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995. 29. Р у м я н ц е в а 3. П. Менеджмент организации. М., 1996. 30. С а й м о н Г. А. и др. Менеджмент в организациях. М., 1995. 31. С о л о в ь е в Б. Л., Т о л с т о в а Л. А. Менеджмент гостеприимства. М., 1997. 32. С о л о в ь е в Э. Я. Этикет делового человека: организация встреч, приемов, презентаций. Мн., 1994. 33. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. М., 1997. 34. Т р а в и н В. В., Д я т л о в В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. 35. У д а л ь ц о в а М. В. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Инфа-М, Новосибирск, 1998. 144 с. 36. Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФА-М, 1997. 37. У т к и н Э. А. История менеджмента. М., 1997. 38. Ф а х у т д и н о в Р. А. Понятийный аппарат по менеджменту. М., 1997. 39. Ф а х у т д и н о в Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997. 40. Ф а х у т д и н о в Р. А. Разработка управленческого решения. М.: Интел-Синтез, 1997. 41. Ц ы г и ч к о В. Н. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФА-М, 1996. 42. Ч е р н ы ш е в В. Н., Д в и н и н А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997. 568 с. 43. Ш е й н о в В. П. Как управлять другими. Мн.: Амалфея, 1996. 44. Ш е к ш н я С. В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1996. 45. Ш и л о в а К. А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993. 46. Ш м и д т Р. Искусство общения/Пер, с нем. М., 1992. 47. Ю р и Уильям. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993. 48. Я к о в е н к о Е. Г. и др. Деловые переговоры. Брест, 1993. 49. Экономика современного туризма/Под ред. Г.А.Карповой. Москва—Санкт-Петербург, 1998. Оглавление
Предисловие____________________________________________________________________ 3 1 ГЛАВА ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ______________ 6 1.1. Основные понятия и управленческие категории туризма______________________ 7 1.1.1. Определение туризма_____________________________________________________ 1.1.2. Типы туристов________________________________________________________ 10 1.1.3. Виды и формы туризма_________________________________________________ 12 1.1.4. Туристское предложение________________________________________________ 17 1.2. Основные этапы развития менеджмента____________________________________ 22 1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме______________ 22 1.2.2. Первый (древний) период_______________________________________________ 23 1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)____________ 25 1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)__________________________________________________________________________ 28 1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. по настоящее время)__________________________________________________________________________ 29 1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента______________________________ 30 1.2.7. Развитие менеджмента в России__________________________________________ 37 1.3. Особенности туризма как объекта управления_______________________________ 39
2 ГЛАВА. СИСТЕМА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ_________________ 51 2.1. Система управления туризмом____________________________________________ 52 2.1.1. Экономика____________________________________________________________ 53 2.1.2. Экология и туризм_____________________________________________________ 57 2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма______________________________ 59 2.1.4. Влияние политики на развитие туризма___________________________________ 61 2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма____________________________ 64 2.2. Туристские регионы, организации и предприятия____________________________ 67 2.2.1. Туристский регион_____________________________________________________ 67 2.2.2. Туристские организации________________________________________________ 74 2.2.3. Туристские предприятия________________________________________________ 81 2.3. Структура управления туризмом__________________________________________ 92 2.3.1. Понятие структуры управления__________________________________________ 92 2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации___ 95 2.3.3 Типы организационных структур_________________________________________ 97 2.3.4. Формальная и неформальная организации________________________________ 101 2.3.5. Проектирование организационных структур______________________________ 105
3 ГЛАВА. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ____________ 110 3.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента____________________________ 111 3.2. Характеристика основных функций менеджмента__________________________ 112 3.2.1. Функция планирования________________________________________________ 112 3.2.2. Организационная функция_____________________________________________ 116 3.2.3. Мотивация как функция управления_____________________________________ 118 3.2.4. Функция контроля____________________________________________________ 126 3.3. Принципы______________________________________________________________ 131 3.3.1. Общие принципы управления__________________________________________ 132 3.3.2. Частные принципы управления_________________________________________ 132
4 ГЛАВА. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА________________________________________ 136 4.1. Понятие и классификация методов менеджмента___________________________ 137 4.2. Организационно-административные методы управления____________________ 138 4.3. Экономические методы управления_______________________________________ 140 4.4. Социально-психологические методы управления___________________________ 143 4.5. Самоуправление________________________________________________________ 145
5 ГЛАВА. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ТУРИСТСКОЙ ФИРМОЙ____________________ 150 5.1. Понятие и характеристика стилей руководства_____________________________ 151 5.1.1. Понятие о стилях руководства__________________________________________ 151 5.1.2. Характеристика стилей управления______________________________________ 152 5.2. Управленческая решетка ГРИД__________________________________________ 156 5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)___________________________ 158 5.4. Характеристика действий менеджера в системе ГРИД_______________________ 161 5.5. Дополнительные стили управления_______________________________________ 172 6 ГЛАВА. ЛИЧНОСТЬ, ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА_________________ 178 6.1. Требования к менеджеру_________________________________________________ 179 6.2. Власть и личное влияние_________________________________________________ 186 6.3. Авторитет менеджера____________________________________________________ 198
7 ГЛАВА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ___________________________________ 202 7.1. Содержание и виды управленческих решений______________________________ 203 7.2. Процесс принятия решений______________________________________________ 205 7.3. Методы принятия решений______________________________________________ 207 7.4. Индивидуальные стили принятия решений________________________________ 210 7.5. Условия эффективности управленческих решений__________________________ 211 7.6. Организация и контроль за исполнением решений__________________________ 214
8 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ______________ 218 8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой 219 8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы___________________________ 221 8.3. Планирование потребности в персонале___________________________________ 223 8.4. Подбор персонала_______________________________________________________ 224 8.4.1. Рынки рабочей силы__________________________________________________ 229 8.5. Оценка и прием на работу________________________________________________ 233 8.5.1. Методы оценки персонам______________________________________________ 233 8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)__________________ 238 8.5.3. Прием на работу______________________________________________________ 241 8.6. Движение и профессиональное развитие персонала_________________________ 242 8.6.1. Текучесть кадров______________________________________________________ 242 8.6.2. Профессиональное развитие персонам___________________________________ 244
9 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРУДА В ТУРИЗМЕ___________________ 259 9.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме_________________ 260 9.2. Основные направления рациональной организации труда___________________ 263 9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности___________ 280 9.4. Культура управленческого труда_________________________________________ 285
10 ГЛАВА. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ ________________________________________ 289 10.1. Значение делового общения_____________________________________________ 290 10.2. Формы общения_______________________________________________________ 292 10.4. Подведение итогов делового общения_____________________________________ 299
11 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И ПЕРЕГОВОРОВ 301 11.1. Деловое совещание_____________________________________________________ 302 11. 1.1. Задачи деловых совещаний___________________________________________ 302 11.1.2. Классификация деловых совещаний____________________________________ 303 11.1.3. Организация проведения деловых совещаний____________________________ 303 11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний_____________________________ 309 11.2. Деловые переговоры___________________________________________________ 312 11.2.1. Подготовка деловых переговоров______________________________________ 313 11.2.2. Проведение переговоров______________________________________________ 314 11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров___________________________ 317 11.2.4. Анализ деловых переговоров__________________________________________ 317 11.2.5. Условия эффективности переговоров___________________________________ 318
12 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ___________________ 321 12.1. Природа конфликта____________________________________________________ 322 12.2. Типы конфликтов______________________________________________________ 324 12.3. Причины конфликтов__________________________________________________ 325 12.4. Методы разрешения конфликтов________________________________________ 328 12.5. Природа и причины стресса_____________________________________________ 332
13 ГЛАВА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ________________ 337 13.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме__________________________ 338 13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме____________________ 339 13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания________________ 340 13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма_______________________ 342 13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом___________________________ 343 13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма________________________ 346 13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма__________ 346 13.3.2. Эффективность управленческих решений_______________________________ 349 13.3.3. Эффективность управления персоналом_________________________________ 350
Приложение 1___________________________________________________________ 355 Приложение 2 ___________________________________________________________ 359 Приложение 3___________________________________________________________ 363 Приложение 4 ___________________________________________________________ 368 Приложение 5___________________________________________________________ 402 Приложение 6___________________________________________________________ 412 Приложение 7___________________________________________________________ 431
Литература______________________________________________________________ 434
Учебное издание Кабушкин Николай Иванович МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА Редактор Н. В. Корнейчик Корректор Е.А. Барбарчик Компьютерная верстка: Н.А. Новик, С.П. Филон Подписано в печать 25.11.98 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л. 40,5. Уч.-изд. л. 29,12. Тираж 4800 экз. Зак. 2629. Белорусский государственный экономический университет. ЛВ № 170 от 21.01.98. 220670, Минск-70, пр. Партизанский, 26. При участии ООО "Новое знание". ЛВ № 310 от 01.07.98. 220099, Минск, ул. Брестская, 72-39. Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии издательства "Белорусский Дом печати". 220013, Минск, пр. Скорины, 79. 9»789854ll261 348H 1 Турист (ночующий посетитель) — посетитель, который осуществляет по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте. 1 Туристские предприятия и туристские организации рассматриваются в главе 3.
1 Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: «Экоперспектива», 1998. С. 18 — 53. 1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 171-200.
1 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: В кн. «Управление — это наука и искусство». М.: Экономика. 1992. 1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 11-160. 1 Туризм как явление существует везде, где живет человек. 1 В гостиничном хозяйстве мелким предприятием считаются гостиницы до 40 койко-мест, средним — до 80 и крупным — свыше 80 койко-мест. 1 В данном параграфе термин «организация» взят из классического менеджмента, т.е. это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Признаками такой организации являются: а) наличие не менее двух человек; б) единство цели; в) совместный труд; г) разделение труда. (Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. — Мн., 1996. С. 15—16). Структура управления такой организацией понимается нами как организационная структура.
1 Цифры в скобках соответствуют цифрам на рис. 3.5.
1 В практике управления анархический стиль называют либеральным. 1 Рисунок взят из Российского экономического журнала (1995, №10, С. 65). 1 Основы менеджмента. М.,1996. С.322 — 325. 1 Эргономика — наука, изучающая взаимодействие и приспособление человека и машины в конкретных условиях его деятельности.
1 В этой главе использованы материалы Всемирной туристской организации.
1 Построена на основе учения ГРИД, разработанного американскими учеными Р.Блейком и Д.Моутон.
1 Фактический уровень организационной культуры определяется на примере любой организации — студенческой группы, туристской фирмы либо иной структуры.
1 Составлено по результатам белорусско-германского семинара «Управление персоналом».
1 Использованы материалы из кн.: Г р и ш к о Н.И. Управление персоналом. Мн., 1998, ч.1.
1 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|