Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус иных субъектов РФ: краёв, областей, автономных областей, автономного округа и городов федерального значения




В настоящее время край и область как субъекты Российской Федерации не имеют существенных различий в правовом положении. Но изначально, на момент образования в качестве административно-территориальных единиц РСФСР, различие между краем и областью формально было проведено в 1924 г. в решении II сессии ВЦИК XI созыва, где указывалось, что край, в отличие от области, включает в свой состав национальные образования. В последующем этот принцип отличия края от области был нарушен. И на сегодняшний день критерием различия выступает только размер территории. Край - более крупная в территориальном отношении единица, насчитывающая большее количество жителей (например, Красноярский край равен 1/3 территории США или в четыре раза превосходит территорию Франции).

Территориально составляя большую часть российского государства, края и области (далее - регионы) обладают рядом признаков, которые позволяют идентифицировать их как субъекты Российской Федерации, содержащие в структуре своего правового статуса все необходимые элементы государствоподобного образования, но имеющие существенные отличия от иных видов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со смыслом п. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации принимаемые областями и краями Уставы являются (наряду с Конституциями республик в составе России) их основными законами. Уставы закрепляют конституционно-правовой статус областей как субъектов Российской Федерации, их административно-территориальное деление, порядок формирования и систему организации в них государственной власти.

В составе Российской Федерации с последними изменениями входят 9 краев: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; 46 областей: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург; Еврейская автономная область; четыре автономных округа: Ненецкий автономный округ, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ придан статус ее субъектов.

Федеральным конституционным законом от 30.12.2006 №6-ФКЗ установлено, что с 1 января 2008 года образуется новый субъект Российской Федерации - Иркутская область- в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (статья 1 В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации») в составе Российской Федерации образуется новый субъект в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.

Основаниями образования нового субъекта Российской Федерации являются:

1) совместное предложение органов государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об объединении указанных субъектов Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, направленное Президенту Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

поддержка Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» инициативы образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа;

) результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои Уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы о Краснодарском крае в составе Российской Федерации, об организации государственной власти, о законодательстве, о собственности и основах экономической деятельности, о местном самоуправлении, заключительные положения.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также Уставов края, области, города федерального значения.

Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области.

Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Уставу Краснодарского края (ст. 1) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему иного статуса возможны только на основе Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.

Края, области имеют свои административные центры.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и Уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов - краев, областей и городов федерального значения - и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.

Согласно Конституции Российской Федерации и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия Уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства;

социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления предложений.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией. Российской Федерации

Например, в соответствии с Уставом Краснодарского края (ст. 5) в число таких полномочий входят: принятие, изменение и дополнение Устава, законов и иных правовых актов края, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических и иных программ края; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами края; решение вопросов административно-территориального деления края, организация и развитие местного самоуправления; учреждение и присвоение почетных званий и премий края; иные полномочия.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт - Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва. Согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации», в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы;

участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы, должны полностью компенсироваться за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

На примере областей можно проследить за взаимоотношениями субъектов Российской Федерации между собой. В многообразии жизненных процессов субъекта Федерации важное место занимают его взаимоотношения с другими субъектами Федерации. Без этого трудно представить решение нормотворческих, экономических, научных, культурных, социальных проблем, полнокровную жизнь населения любого субъекта. Многолетние и разнообразные формы взаимодействия связывают области со многими субъектами федерации, обычно это, прежде всего, соседи. Так, у Московской области наиболее тесные отношения с соседями по Центральному Федеральному округу - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской областями и Москвой.

Взаимодействие областей с субъектами федерации осуществляется по нескольким направлениям и в различных формах. Во-первых, на основании заключенных органами исполнительной власти субъектов соглашений. Определяя цели двустороннего сотрудничества, области заключают двусторонние соглашения с подобными себе субъектами. В качестве примера можно привести «Соглашение между правительством Московской области и администрацией Тамбовской области о торгово-экономическом, научно - техническом, социальном и культурном сотрудничестве» от 20.05.2004». В соответствии с ним стороны Соглашения основываясь на взаимной заинтересованности в сохранении и расширении двусторонних связей в торгово-экономической, научно-технической, социальной и культурной сферах, желая создать соответствующие организационные, экономические, правовые и иные необходимые условия для укрепления межрегионального сотрудничества, стремясь обеспечить эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Сторон, обмен опытом и постоянное информационное сотрудничество во всех сферах социально - экономической деятельности строят и развивают сотрудничество. Соглашение определяет принципы сотрудничества: взаимное уважение, равноправие, партнерства и экономической выгоды. Примером является и Томская область в которой по состоянию на 15.05.2006 года заключено 28 соглашений с другими субъектами Российской Федерации из них около половины - соглашения с областями Российской Федерации (Мурманской, Псковской, Свердловской, Оренбургской, Орловской, Тюменской, Челябинской и другими областями)».

В соответствии с подобными соглашениями сотрудничество областей осуществляется в сферах: законотворчества, торгово-экономической, науки и высоких технологий, образования, здравоохранения, культуры, природоохранной деятельности, физической культуры и спорта, туризма, социальной сфере. Такого рода соглашения, определяя генеральные направления и основополагающие принципы сотрудничества, являются по сути рамочными, в связи с чем, совместная деятельность сторон по реализации Соглашений регулируется путем двусторонних консультаций, заседаний, совещаний, семинаров и иных мероприятий. По мере необходимости для организации эффективного межрегионального сотрудничества с субъектами и выполнения исполнительными органами областей своих обязательств, принятых в соответствии с подписанными соглашениями о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве создаются совместные комиссии и комитеты, рабочие группы, советы и иные органы. Оперативная координация сотрудничества в рамках Соглашений осуществляется, как правило, исполнительными органами экономического блока.

Таким образом, указанные рамочные соглашения являются базой для дальнейшего развития отношений, подписания целевых документов. Декларируемые в них цели - организация эффективного межрегионального сотрудничества областей, выполнения обязательств, принятых в соответствии с подписанными соглашениями о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Для реализации соглашений стороны оформляют протоколы реализации с планами конкретных мероприятий, согласовываются отраслевые проекты, направления или программы сотрудничества на срок действия подписанных соглашений. В этой работе участвуют как отраслевые органы исполнительной власти, так и субъекты хозяйственной деятельности сторон. Так, в соответствии с Распоряжением Губернатора Московской области от 18.04.2002 №295-1Т «Об организации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации» были созданы рабочие группы от Московской области по сотрудничеству с Калужской областью, Хабаровским краем и Челябинской областью.

Естественно, области, взаимодействуют не только с подобными себе субъектами, но и с иными видами субъектов Российской Федерации, объединяя усилия в форме различного рода региональных объединений, в рамках двустороннего сотрудничества отдельных ветвей власти субъектов федерации и региональных объединений. В отдельных случаях субъекты вводят должности специальных представителей в другом субъекте, на которых возлагаются полномочия по координации соглашений. Примером является Соглашение между Администрацией Томской области и Правительством Республики Башкортостан об экономических, научно - технических взаимоотношениях и культурном сотрудничестве заключенное 24.04.1998.

Наиболее яркий пример сотрудничества - расширение границ Москвы. Учитывая значимость данного события, а также то, что дипломная работа готовится в г. Москве, необходимо более подробно с правовой точки зрения рассмотреть данную ситуацию. Расширение границ Москвы повлечет за собой колоссальную работу на всех уровнях власти и бизнеса и, фактически, станет новой главой в истории развития столичного региона. Процедуру расширения границ Москвы можно поделить на две важные составляющие: установление новых границ, так называемое административное деление; установление имущественных прав Москвы на участки земель на присоединяемой территории.

В рамках данной дипломной работы нас интересует первая составляющая. Административное деление, с юридической точки зрения, является процедурой изменения границ населенного пункта, совмещенного с изменением границ субъекта Российской Федерации. По своей сути, это означает изменение документации территориального планирования (Генерального плана развития города). Значит, новый Генплан должен быть вынесен на публичные слушания, как в Москве, так и во всех населенных пунктах присоединяемых территорий (деревни, поселки и пр.). Похожую процедуру Москва проходила при утверждении Генплана в 2010 году. Проведение публичных слушаний является обязательной процедурой, но результаты таких слушаний носят рекомендательный характер.

Важно отметить, что в переходный период разграничения полномочий между органами местного самоуправления присоединяемых территория и Москвой потребуют специального урегулирования. Особый статус Москвы и специфика ее административного устройства отличаются от классической модели местного самоуправления, применяемого в Подмосковье.

В Подмосковье городские округа или муниципальные районы являются самостоятельными органами муниципальной власти, со своими полномочиями, выборностью, компетенцией и пр., а в Москве их условные аналоги, префектуры и управы, являются вертикально интегрированной частью Правительства Москвы.

Расширение границ такого большого города как Москва потребует согласованной работы всех органов государственной и муниципальной власти при активном содействии и общественном контроле жителей столицы и Подмосковья.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои Уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, ономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются Уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.

Конституция Российской Федерации и Уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия Уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции Российской Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются федеральными органами государственной власти автономной области, автономным округам для обсуждения и представления ими своих предложений.

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Это исключительные полномочия органов государственной власти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий.

Таким образом - края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Автономии образованны по национально - территориальному принципу, а остальные из перечисленных - по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, городов федерального значения, автономной области, автономного округа.

 


 

Заключение

 

Таким образом, в ходе подготовки дипломной работы, я пришел к выводу, что базовой категорией, характеризующей все субъекты Российской Федерации, является их правовой статус. При рассмотрении конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации возникают две взаимосвязанные проблемы. Первая обусловлена противоречивым толкованием конституционных норм, касающихся определения статуса субъектов Федерации. Вторая логически вытекает из первой и связана с соотношением существующего статуса и конституционно провозглашенного принципа равноправия субъектов Федерации. Эти проблемы неминуемо проецируются и на финансовую деятел<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...