Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Структура профессионального образования МВД России




Содержание

Введение

Глава 1. Структура профессионального образования МВД России

Глава 2. Самообразование сотрудника полиции

Глава 3. Роль современных информационных технологий в самообразовании сотрудника полиции

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Актуальность. В настоящее время вопросам развития новых информационных технологий и их использования в процессе самообразования сотрудников ОВД уделяется большое внимание. В условиях реформирования системы МВД России и сокращения кадров их применение позволяет дистанционно и более эффективно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников ОВД, существенно снижая тем самым командировочные расходы и не отрывая личный состав от основного места службы.

Своевременность темыопределяется в реализации приоритетных направлений государственной политики <http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/4_Kachkina.pdf>, продиктованных Законом Российской Федерации "Об образовании".

Во-первых, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (Далее - ФГОС ВПО) изменили требования к качеству образованности сотрудников ОВД. Важнейшей целью профессионального образования и в дальнейшем - самообразования - становится приобретение знаний, умений, владений и формирование компетенций. В ФГОС ВПО значительное место отводится: самостоятельной работе за счет ограничения объема аудиторной работы; выделению роли интерактивных занятий и информационных образовательных технологий.

Во-вторых, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает введение новых образовательных технологий, подтвердивших свою эффективность в процессе модернизации высшей школы, среди них дистанционное обучение, электронная университетская и межвузовская коммуникация, а также обмен информационными ресурсами.

В-третьих, федеральные целевые программы "Электронная Россия", "Развитие единой образовательной информационной среды" предусматривают укрепление и развитие единого информационного образовательного пространства на всей территории страны, способствуя самообразованию работающих на местах сотрудников ОВД.

Использование сотрудниками ОВД в целях самообразования современных информационных технологий позволяет осуществлять данный процесс с меньшими затратами времени и средств, тем самым оптимизируя выполнение задач образовательного, научно-исследовательского характера.

Необходимо отметить, что реалии профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют от них систематического обновления имеющихся теоретических знаний, формирования новых умений и навыков, развития и совершенствования профессионально-личностных качеств. В связи с динамично развивающимися информационными технологиями, активно обновляющимся правовым пространством, даже самого лучшего и универсального образования не может хватить на всю жизнь. Сама жизнь и деятельность сотрудников МВД создают предпосылки для того, чтобы заниматься самообразованием. Однако самообразование не должно расцениваться как слепое накопление знаний. Самостоятельное пополнение теоретических знаний, практических умений и навыков должно основываться на потребностях профессиональной деятельности, быть опережающим, с ориентацией на развитие личностно-профессиональных качеств и реализацию человеческого потенциала сотрудников МВД.

Объект исследования: самообразование сотрудника ОВД.

Предмет исследования: современные информационные технологии как инструмент самообразования сотрудников ОВД.

Цель работы - описать явление самообразования в структуре профессионального образования сотрудников ОВД и выявить возможности информационных технологий в этом процессе.

Задачи:

.   Изучить литературу по теме исследования и выявить структуру профессионального образования МВД России.

2. Провести теоретический анализ понятия самообразования сотрудника полиции.

3. Провести анализ современных информационных технологий как инструмента самообразования сотрудников ОВД.


Глава 1. Структура профессионального образования МВД России

Основные направления социально-экономических преобразований в нашей стране предъявляют определенные требования к системе профессионального образования и проявляются как тенденции его развития. Ведущие тенденции развития профессионального образования в системе МВД России, отражая в себе общие тенденции развития образования - мировые, национальные, региональные, - включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования в системе МВД России.

Отличительными характеристиками современного образования являются: увеличение объема информации, интеграция теоретических знаний различных дисциплин, комплексирование теоретических знаний и практических умений, интенсивное использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий, развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучаемых, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний, переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".

Практической основой реализации последней формулы является создание и развитие системы непрерывного образования, уже доказавшей свою эффективность в системе профессиональной подготовки через организацию многоуровневой структуры подготовки специалистов.

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также интенсивное движение кадров в органах внутренних дел, их значительное обновление выдвигают высокие требования к системе подготовки сотрудников в системе профессионального образования, а также к послевузовскому самообразованию, в том числе и с помощью информационных технологий. Учитывая тенденции общественного развития, профессионализм специалистов МВД необходимо рассматривать через призму сформированности у них умений и навыков самообразования, саморазвития и самосовершенствования, а специалист МВД, не готовый и не способный к систематическому непрерывному профессиональному образованию, не вправе рассчитывать на успех.

Профессиональная подготовка сотрудника начинается еще на этапе профориентационной работы, активно ведется в период обучения курсантов и слушателей в вузе МВД России или учебном центре, продолжается в системе повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, в условиях служебно-боевой подготовки в подразделении.

Система профессионального образования сотрудников органов внутренних дел имеет стройную логическую структуру, включает в себя обучение и воспитание сотрудников во всех звеньях профессионального образования: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу; специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; послевузовское профессиональное образование; обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, самообразование.

"К основным задачам профессиональной подготовки сотрудников относятся: подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел; обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение служебно-профессиональных задач; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства, а также ряд других. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел".

Таким образом, "… профессиональное образование сотрудников МВД рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современной правоохранительной деятельности в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения задач правоохранительной деятельности".

Идея непрерывности реализует общие требования общества к современному образованию и потребности профессиональной деятельности в самообразовании сотрудников МВД. Непрерывность профессионального образования должна обеспечиваться опорой на уже достигнутый уровень профессиональной подготовленности; постоянным обогащением элементов профессиональной подготовленности сотрудников и повышением его уровня при помощи самообразования; преемственностью в отборе содержания образования и самообразования, систематичностью в наращивании его объема и глубиной изучения учебного материала.

Сущность непрерывного образования определяется как изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств сотрудника МВД, позволяющих ему самостоятельно продолжать образование, совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ему профессиональные знания и умения. В таких условиях ведущими свойствами личности сотрудника МВД становятся развитое системное мышление; владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; потребность и готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию через самообразование. В качестве основной цели непрерывного образования через самообразование рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности сотрудника МВД.

Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается государственными образовательными стандартами, соответствующими ступеням профессионального образования.

Непрерывность профессионального образования направлена на подготовку человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений; совершенствование, саморазвитие, самообразование сотрудника МВД, уже включенного в профессиональную деятельность с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям; разностороннее развитие личности сотрудника МВД, формирование его мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.

Таким образом, в структуре непрерывного образования в системе МВД можно выделить две подсистемы: базовое образование и дополнительное образование.

Профессиональные образовательные учреждения в системе МВД России реализуют профессиональные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование осуществляется в центрах профессиональной подготовки министерств и главных управлений в субъектах Российской Федерации с вновь принятыми на службу сотрудниками, имеет целью подготовку сотрудников органов внутренних дел по всем основным направлениям служебной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования или высшего профессионального образования (по сокращенной программе).

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

-  федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

-  имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;

-  научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

-  органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

-  общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Система профессионального образования в МВД России носит явный практикоориентированный характер. Здесь необходимо учитывать современные тенденции правоохранительной деятельности, новое в законодательстве, достижения науки и техники и т.д. Кроме того, образовательная система должна обеспечивать подготовку кадров для органов внутренних дел, доступность, высокое качество и непрерывность профессионального образования, заложить возможности для дальнейшего самообразования сотрудников.

Целостность как важнейшая характеристика педагогического процесса во всех звеньях системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, как единство обучения и воспитания становится эффективной только тогда, когда учебно-воспитательный процесс имеет характеристику непрерывности, которая, в свою очередь, обеспечивается реализацией основных принципов: преемственности содержания образования во всех звеньях системы профессионального образования; профессионально-прикладной направленности учебно-воспитательного процесса; гражданственности; профессиональной основательности; профессиональной надежности; воспитывающего и развивающего обучения; сознательности и активности; опережения.

Основные направления социально-экономических преобразований в нашей стране предъявляют определенные требования к системе профессионального образования и проявляются как тенденции его развития. Ведущие тенденции развития профессионального образования в системе МВД России, отражая в себе общие тенденции развития образования - мировые, национальные, региональные, - включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования в системе МВД России. Учитывая тенденции общественного развития, профессионализм специалистов необходимо рассматривать через призму сформированности у них умений и навыков самообразования, саморазвития и самосовершенствования, а специалист, не готовый и не способный к систематическому непрерывному профессиональному образованию, не вправе рассчитывать на успех. Профессионалом в МВД обычно называют специалиста, способного решать поставленные задачи в условиях дефицита времени на принятие решения и при достаточно жёстких ограничениях на использование материальных ресурсов. Система профессионального образования в МВД России носит явный практикоориентированный характер. Здесь необходимо учитывать современные тенденции правоохранительной деятельности, новое в законодательстве, достижения науки и техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...