Глава 3. Роль современных информационных технологий в самообразовании сотрудника полиции
Рассмотрим сущность информационных технологий и обратимся к определению категорий "информация" и "технология". Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата: метод преобразования данного в необходимое; способпроизводства. Информация - сведения об объектах, явлениях, событиях, процессах, которые выражены на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанные на материальном носителе, и которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным способами. Рассмотрев обе составные "части" понятия "информационные технологии", перейдем к его целостному анализу. И.Г. Захарова дает два понятия: информационные технологии - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и информационные технологииобучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. К настоящему времени накоплено множество технологий обучения, сконструированных на основе инновационных технологий. К ним относятся, помимо прочих, информационные технологии обучения, программное обучение, дистанционное образование. С точки зрения наиболее перспективных направлений в образовательной политике страны необходимо отдельно отметить информационные технологии обучения и дистанционные образовательные технологии - дистанционное обучение. Эти технологии требуют особой материально-технической базы - специальных программных продуктов, на базе которых они смогут эффективно функционировать.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики в самообразовании сотрудников ОВД должны применяться в зависимости от образовательных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности сотрудников полиции, в других - важен анализ знаний в предметной области, в-третьих - основную роль может играть учет психологических принципов самообучения. Внедрение новых информационных технологий позволило выделить следующие основные тенденции: увеличение объема и повышения качества самостоятельной работы обучаемых в МВД, которая становится контролируемой и документируемой; развитие у обучаемых специфических навыков самообразования как самостоятельного вида учебной деятельности; внедрение в учебную практику различных форм информационного обеспечения учебного процесса; развитие на базе новых информационных технологий методов самостоятельного обучения. В Рекомендациях Департамента кадрового обеспечения МВД России по использованию дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных учреждениях МВД России под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии, что важно для непрерывного самообразования сотрудников полиции на местах) взаимодействии обучающегося и преподавателя. Целью использования дистанционных технологий образовательными учреждениями МВД России является предоставление обучающимся сотрудникам органов внутренних дел возможности освоения образовательных программ непосредственно по их месту службы, а также повышение качества подготовки специалистов за счет эффективного усвоения курсантами и слушателями самостоятельно изучаемого учебного материала.
Согласно Рекомендациям учебно-методический комплекс на основе ИКТ должен обеспечивать в соответствии с учебной программой дисциплины (учебного курса): организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию); дополнительную информационную поддержку обучения при самообразовании (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Отмечается, что вузы МВД России при использовании ДОТ организуют учебно-методическую помощь обучающимся сотрудникам ОВД, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. В Рекомендациях говорится о наличии информационно-образовательного портала, сети телекоммуникации, обеспечивающей подключение удаленных пользователей и возможности их работы с информационно-образовательными ресурсами, наличии средств оперативной синхронной и асинхронной связи на образовательном портале всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде (дискуссионный форум, телеконференция, электронная почта и т.п.), а также и о требованиях к самим информационно-образовательным ресурсам. Так информационные образовательные ресурсы образовательного учреждения на различных типах носителей должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам дополнительного профессионального образования. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения образовательного процесса с использованием ДОТ применяются: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением; учебно-методические комплексы и иные средства, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных, включающие: фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
Однако, использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в самообразовании сотрудников ОВД носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества самообразования пока не создана. Тем не менее, многие ВУЗы МВД ведут работу в данном направлении. Рассмотрим опыт использования информационных технологий, их виды и их возможности для самообразования сотрудников полиции в вузах МВД России. В 2006 году в Санкт-Петербургском университете МВД России создан "Информационно-образовательный центр", включающий комплекс различных ресурсов, которые представлены в виде учебных материалов, научной и справочной информации. К первому блоку ресурсов относятся электронные учебно-методические комплексы кафедр, электронный архив учебно-методических материалов, каталог учебно-методических материалов центрального портала системы дистанционных образовательных технологий МВД России, а также гипертекстовые материалы этой системы в формате "Стеллус" ("Stellus"). В настоящее время кафедрами разработано около 11 тысяч элементов учебно-методических комплексов, которые размещены в информационно-образовательном центре университета. Доступ к нему обеспечивается с электронных терминалов, расположенных в подразделениях университета, а также с компьютерных мест в читальных залах. Ко второму блоку ресурсов относится научная информация, представленная в виде автоматизированной информационно-поиской системы НТИ-ЦА и регистрационного банка данных научно-технической информации ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Также здесь хранятся авторефераты и диссертационные исследования, научно-исследовательские работы университета, мониторинг научной деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава университета, аналитические обзоры и информация о научных форумах и журналы "Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России".
Третий блок - справочная информация центра. Включает распорядительные и нормативные документы системы российского образования, автоматизированную информационно-поисковую систему "Нормативно-правовые акты МВД России", правовые акты Санкт-Петербургского университета МВД России, справочно-правовую систему "Гарант", автоматизированное рабочее место "Читатель", автоматизированную систему библиотеки "Ирбис", инструкции пользователя и расписание занятий. Дополнительно к этому имеется выход в интернет с контрольным доступом для сотрудников, курсантов и слушателей университета, осуществляющих самообразование по месту службы. В свою очередь другой аппаратно-программный комплекс "Stellus", который также интегрирован в ЕИТКС, в данный период времени в Санкт-Петербургском университете МВД России дает возможность проведение дистанционных форм обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации. Примером интегрирования в учебный процесс информационных технологий является Барнаульский юридический институт, где на факультете заочной формы обучения и повышения квалификации проходят ежегодные учебные сборы повышения квалификации c применением сетевых дистанционных образовательных технологий. Отчеты об этих сборах выкладываются в сети Интернет на официальном сайте института. С 2009 года в помощь сотрудникам института, профессорско-преподавательскому составу, а также курсантам и слушателям очной и заочной форм обучения начал свою работу в сети ЕИТКС "Портал поддержки образовательного процесса". Его интерфейс представлен в виде следующих разделов - блоков: "Аудиолекции", "Видеолекции", "Блоги", "Система самоподготовки", "Укрепление служебной дисциплины и законности", а также сообщения для зарегистрированных на портале сотрудников, профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей института. С нашей точки зрения наибольший интерес представляют блоки "Система самоподготовки" и "Блоги". Раздел самоподготовки включает в себя: учебные материалы по кафедрам института и предметам, которые в свою очередь подразделяются на электронные учебные пособия (в данном случае система отправляет нас на сайт Барнаульского института МВД России в сети ЕИТКС, и с электронными учебными пособиями могут ознакомиться только зарегистрированные в системе "Стеллус" пользователи (профили "Студент" и "Преподаватель")), тесты в режимы эмуляции (демонстративные версии с общим потоком тестовых заданий, предназначенные для самоконтроля и подготовки к тестированию в онлайн режиме), видеофильмы, презентации, интерактивные схемы и методические материалы;
подраздел "Самоподготовка", отсылающий курсантов и слушателей института на сайт Барнаульского института МВД России в сети ЕИТКС, предоставляет возможность пользоваться дистанционной учебно-методической базой только зарегистрированным в системе "Стеллус" обучаемым - пользователям. междисциплинарные тесты в режиме эмуляции. Раздел "Блоги" предоставляет возможность онлайн общения с любым сотрудником института. Зайдя в этот блок, пользователь выбирает сотрудника института, которому он хочет задать вопрос. Однако, как и в случае с использованием программного обеспечения "Стеллус", существует проблема закрытости (ведомственности) сети. Всю вышеперечисленную информацию можно получить лишь на категорированных компьютерах и исключительно в рабочее время. При этом стоит отметить, что Барнаульский юридический институт активно использует возможности не только локальной (ведомственной) сети, но и сети Интернет. Явным подтверждение этого факта является его официальный сайт. В число основных информационных ресурсов, входящих в состав Единого информационно-образовательного пространства, входят разработанные коллективом института консультационно-образовательные порталы по должностным категориям "участковый уполномоченный" и "дознаватель", портал обеспечения прав человека. Они позволяют осуществлять информационное обеспечение всех этапов формирования квалифицированных сотрудников ОВД, обеспечивают сопровождение их служебной деятельности и самообразования. Доступ к ним имеют все субъекты Российской Федерации в рамках Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. В институте разработан и достаточно успешно применяется сотрудниками ОВД "Виртуальный помощник составления и оформления дел об административных правонарушениях".Данный информационный ресурс предоставляет участковому уполномоченному возможность автоматизированного создания дела об административном правонарушении. Система автоматически контролирует все этапы составления административно-процессуальных документов, предоставляя широкие возможности в плане контроля за заполнением обязательных реквизитов, содержит необходимую справочную информацию по всем разделам и автоматически отслеживает состав дела. Предоставляется возможность выгрузки сформированного дела на персональный компьютер с возможностью дальнейшего использования в практической деятельности. Учитывая высокую популярность обозначенного информационного ресурса, профессорско-преподавательским составом института разработан также интерактивный помощник составления документации по служебным проверкам. Кроме того, разработан и внедрен в практическую деятельность электронный обучающий курс "Применение мер непосредственного принуждения сотрудниками полиции". Его практическая ценность заключается в интеграции трех основных блоков: 1) правовые основы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; 2) материально-техническая основа и меры безопасности при обращении с оружием; 3) мониторинг знаний по данному курсу. В число основных информационных ресурсов, входящих в состав Единого информационно-образовательного пространства, входит портал поддержки самостоятельной работы курсантов, слушателей, студентов и сотрудников территориальных органов внутренних дел, использующих самообразование (электронная учебная библиотека). Портал позволяет осуществлять образовательный процесс с применением систем дистанционных образовательных технологий. В частности, на портале размещены электронные учебные курсы в формате системы поддержки открытого образования "Stellus" для слушателей факультета заочного обучения, посредством которых организуется и проводится учебный процесс в межсессионный период. На портале размещены мультимедийные учебно-методические и научные материалы (видео- и аудиолекции, инфографика, видеофильмы, электронные учебники и учебные пособия, электронные обучающие курсы, банки тестовых заданий по всем дисциплинам, преподаваемым в институте). Портал интегрирован с автоматизированной системой "Методика", которая является собственной разработкой института. АИС "Методика" содержит электронные версии всех методических материалов, разработанных на кафедрах института, которые доступны как профессорско-преподавательскому составу, так и курсантам и слушателям института. АИС "Методика" снабжена простой и удобной системой поиска и редактирования материалов, что делает возможным поддержание ее в необходимом техническом состоянии с рабочего места преподавателя после его авторизации. Электронная учебная библиотека доступна для всех пользователей Российской Федерации в ведомственной компьютерной сети. Любой пользователь имеет возможность со своего рабочего места, с рабочих мест библиотеки, учебных компьютерных классов, со своих личных ноутбуков и коммуникаторов (посредством Wi-Fi портала) просмотреть, прослушать учебные материалы, сохранить на своем устройстве для дальнейшего использования в ходе подготовки к занятиям. Актуальность данного аспекта - обеспечение свободного доступа читателей, и служащих ОВД, которые занимаются самообразованием по месту службы, к фондам библиотек государственных учреждений высшего профессионального образования - была отмечена на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г., Москва). Примером еще одного инновационного вуза МВД России является Рязанский филиал Московского университета МВД России. На базе Восточно-Сибирского института МВД России в процессе проведения занятий используются: зал для проведения сеансов видеоконференцсвязи; мультимедийные классы; специализированная учебная аудитория, предназначенная для обучения сотрудников органов внутренних дел; учебная дежурная часть, оснащенная современными средствами видеонаблюдения по системе "Безопасный город", системой позиционирования нарядов ОВД, учебным программно-техническим комплексом "ИБД-Регион", автоматизированной информационно-поисковой системой "Оружие МВД". Анализ возможностей современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса в вузах МВД России и самообразования сотрудников ОВД по месту службы показал, что за последние семь лет высшие образовательные учреждения перешли на качественно иной уровень учета, контроля и хранения учебно-методической информации. В первую очередь это связано с развитием техники, в частности с внедрением в учебный процесс системы дистанционных образовательных технологий. Одновременно отмечается узкая функциональная направленность и разрозненность применения информационных технологий в ведомственных вузах. Современные информационные технологии позволяют оптимизировать процесс самообразования сотрудников ОВД на местах. Одно из самых больших последних достижений образовательных учреждений Министерства внутренних дел РФ - внедрение дистанционного обучения, предназначенного для повышения квалификации кадров, получения второго высшего образования МВД, самообразовательной и консультационной деятельности. Дистанционное образование дает возможность сотруднику ОВД заниматься самостоятельно в удобное для него время, в удобном месте, а министерству - экономить бюджетные средства на поездки к месту учебы. Программы профессионального образования предусматривают изучение большого объема учебного материала, но с помощью современных информационных образовательных технологий его можно легко и быстро усвоить, став в итоге высококвалифицированным специалистом, способным решать самые сложные проблемы, которые выдвигает повседневная служба. Реализация задач по комплексному совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел является приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений МВД России. Заключение При решении первой задачи исследования нами было установлено следующее. Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в том числе Министерства внутренних дел, осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и осуществляется в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые находятся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Профессиональное образование сотрудников МВД рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современной правоохранительной деятельности в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения задач правоохранительной деятельности. В структуре непрерывного образования в системе МВД выделяется базовое образование и дополнительное образование. Высокая юридическая образованность и правовая культура должны стать неотъемлемыми качествами современного сотрудника органов внутренних дел, формируемыми образовательными учреждениями совместно с подразделениями кадрового аппарата МВД России. Но анализ кадровой составляющей министерства подтверждает необходимость решительных мер по повышению квалификационного уровня и профессионального мастерства. В органах внутренних дел нередко проходят службу люди, не имеющие необходимого юридического образования. В связи с ужесточением системы подбора кадров такие сотрудники обязаны получить второе высшее образование МВД. Решая вторую задачу исследования, мы пришли к выводу, что проблема самообразования сотрудников полиции имеет важное значение в условиях модернизации российского общества. При всем многообразии определений самообразование сводится к самостоятельному овладению знаниями; образованию себя, сознательному созиданию своей личности. Суть и требования к самообразованию сотрудников МВД с помощью информационных технологий прослеживается: в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; в содержании ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; в появлении федеральных электронных целевых программ; в активном внедрении Департаментом государственной службы и кадров МВД России дистанционных образовательных технологий. Немаловажным условием в перечисленных документах является самообразование и совершенствование деятельности работника МВД. Речь идет об инновационном становлении и курсантов, и слушателей вуза МВД России. Идея инновационного самообразования состоит в том, чтобы использовать широкие информационные и технологические ресурсы. Для решения третьей задачи исследования был проведен анализ возможностей современных информационных технологий для самообразования сотрудников в вузах МВД России, который показал, что высшие образовательные учреждения перешли на качественно иной уровень учебно-методической информации. В первую очередь это связано с внедрением в учебный процесс системы дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены примеры использования дистанционных обучающих технологий в различных вузах МВД России. Данные о востребованности ресурсов интернет и информационно-образовательного центра в читальном зале Санкт-петербургского университета МВД России показывают, что электронные версии учебно-методических материалов востребованы и нужны, в том числе и для самообразования служащих на местах сотрудников ОВД, дистанционным способом. Эффективность дистанционных образовательных технологий подтверждается данными Барнаульского юридического института. Электронная учебная библиотека доступна для всех пользователей Российской Федерации в ведомственной компьютерной сети. Любой пользователь имеет возможность со своего рабочего места, с рабочих мест библиотеки, учебных компьютерных классов, со своих личных ноутбуков и коммуникаторов просмотреть, прослушать учебные материалы, сохранить на своем устройстве для дальнейшего использования в ходе самообразования. Уникальность представленных разработок, на наш взгляд, заключается в том, что образовательный процесс сотрудников полиции не прекращается вместе с окончанием периода обучения в институте. В процесс обучения включаются сотрудники практических органов, которым предоставляются новые возможности для самообразования и повышения квалификации. Тем самым реализуется принцип непрерывного профессионального образования. Организация самообразования сотрудника ОВД с помощью информационных технологий требует: предоставления возможности доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания; использования различных способов предоставления данных: в вербальной, графической и цифровой формах; умения пользоваться общедоступными источниками информации и оценивать имеющиеся данные с различных точек зрения; умения использовать всё многообразие информационных технологий при решении стоящих перед организацией задач, в том числе контроля (компьютерный контроль и компьютерное тестирование).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|