Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Самообразование сотрудника полиции




Технологии образования претерпевают в наши дни кардиальные изменения. Суть их состоит в том, что в соотношении "образование - самообразование" все более доминирует последнее. Самообразование превращается в дифференцирующий фактор: формируются отдельные социальные группы, для которых самообразование выступает условием воспроизводства их общественной позиции. Это прежде всего социально - профессиональные группы, для которых самообразование - неотъемлемый способ жизнедеятельности. Одну из таких групп представляют сотрудники полиции.

С философской точки зрения, самообразование - это процесс познания, подчиненный основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.

Психологи (Л.С. Выготский, 1972, С.Л. Рубинштейн, 1999, В.И. Слободчиков, 1997, В.Д. Шадриков, 1987) самообразовательную деятельность определяют как объективно-субъективную форму проявления активного отношения личности кпознанию, которое направлено на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня.

Большой психологический словарь дает следующее определение: "Самообразование - образование <http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%CE%C1%D0%C0%C7%CE%C2%C0%CD%C8%C5>, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма <http://vocabulary.ru/dictionary/13/word/%D4%CE%D0%CC%C0> учебной деятельности. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако, начиная с подросткового возраста, самообразование может быть систематическим и очень результативным".

Самообразование определяется как социальный процесс, связанный с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, 1986, А.В. Даринский, 1977 и др.), как особая целенаправленная познавательная деятельность, имеющая положительную мотивационную активность и самоорганизованность; характеризуемая проявлением волевых усилий; наличием определенной системы познавательных умений и адекватного уровня самооценки (Г.С. Сухобская, 1996, Ю. Н. Кулюткин, 1996).

Определение в педагогическом словаре Б. М. Бим-Бада: "самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой - либо области науки, техники, культуры, политической жизни" (Б. М. Бим - Бад, 2002, с. 252).

В информационном обществе самообразование становится ведущим видом деятельности, поскольку информационная революция коренным образом преобразует всю систему социальных отношений, в том числе и самообразование.

Для изучения самообразования важно понять, что социальная технология возникает естественным путем, но может быть и искусственно спроектирована. В естественном виде она представляет собой социокультурно опосредованную, целесообразную, оптимизированную и повторяющуюся совокупность действий, которая, с одной стороны, выступает механизмом саморегуляции субъекта.

В содержании профессиональной деятельности сотрудников полиции заложено стремление к непрерывному самообразованию. Осознание этого факта должно стать отправной точкой для использования новых, в том числе информационных технологий в самообразовательной деятельности. Профессиональное образование в обязательном порядке предусматривает самообразование как готовность служащих ОВД освоить мир профессии.

Если образование, как подчеркивал Б.Г. Матюнин,предполагает в основном переход от незнания к знанию, то самообразование - от знания к незнанию. Это объясняется тем, что самообразование - это систематический процесс разрушения, преодоления самодостаточности образовательного уровня. Самообразование становится основой переосмысления места и роли сотрудника полиции в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала.

По мере усложнения общества повышаются требования к самообразовательной активности личности сотрудника полиции.

Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника полиции, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности. Она является составной частью любой другой формы обучения, а также необходимым условием эффективного функционирования системы внешкольной профессиональной учебы в целом.

Самообразование позволяет сотруднику полиции:

обеспечить непрерывность и системность деятельности по овладению профессиональным мастерством;

максимально учесть индивидуальные особенности и познавательные потребности каждого сотрудника полиции;

решить учебные задачи без отрыва от оперативно-служебной деятельности.

Предметом самообразования сотрудника полиции являются все содержание внешкольной профессиональной учебы, а также основы общей культуры.

Роль непосредственного руководителя в организации самообразования конкретного сотрудника полиции заключается в развитии у него потребностей и в формировании мотивов самосовершенствования, оказании помощи в разработке программы и разъяснении методики самообразования, в осуществлении контроля, а также в воздействии на обучаемого через личный пример в работе над собой.

Следует подчеркнуть, что опыт организации внешкольной, ориентированной на самостоятельное образование, профессиональной учебы правоохранительных ведомств страны выработал несложную и достаточно эффективную методику проведения различных форм обучения сотрудников практических подразделений ОВД. Непременным условием полного достижения целей в системе внешкольного обучения является активная работа каждого сотрудника над своим самообразованием.

Цель самообразования сотрудника полиции заключается в формировании творческого мышления, ориентированного на выработку наиболее рациональных методов профессиональных действий, овладении ими, системой современных знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное, в строгом соответствии с законом и при широком использовании передового опыта, решение задач, возлагаемых на органы внутренних дел; формирование у сотрудника полиции гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности при выполнении поставленных перед ними оперативно-служебных задач.

Практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на самообучение, самообразование, умение самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Идеальная система самообразования сотрудника полиции:

- формирует у сотрудника полиции желание учиться и цель обучения;

обеспечивает каждого сотрудника полиции индивидуально адаптированными учебными пособиями;

дает каждому сотрудника полиции возможность занятий по индивидуальному графику;

непрерывно оценивает результаты обучения.

Самообразование выступает важнейшей составляющей, обеспечивающей эффективную профессиональную деятельность сотрудника полиции и оказывает значимое влияние на такие объективные и субъективные показатели ее эффективности, как: временные параметры; качественные показатели; количественные показатели; удовлетворенность профессиональной деятельностью; заинтересованность профессиональной деятельностью. При этом профессиональное самообразование представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности.

Шалаковым Ю. А. выявлены динамические характеристики самообразования на различных этапах профессионального развития личности офицера полиции. Показано, что по своему содержанию профессиональное самообразование может выполнять как адаптивную (приспособительную), так и продуктивную (творческую) функции. Так, в ходе адаптационного периода профессиональное самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера полиции.

Насыщение сотрудника полиции как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков не может быть сегодня целью его образования. Современные сотрудники полиции должны сами уметь добывать необходимые знания. С этой целью необходимо использовать дидактические свойства, предоставляемые новыми информационными технологиями.

Поскольку основным видом деятельности большей части членов современного общества является работа с информацией, самообразование в нем для сотрудника полиции обретает статус ведущего вида деятельности. Информационная революция трансформирует и самообразовательные процессы, создавая новый тип технологий самообразования.

Во-первых, меняется "визави" самообразовательной деятельности субъекта. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование преимущественно осуществлялось в контексте межличностных отношений (как аспект коммуникативной деятельности), а в индустриальном обществе доминировал "книжный" тип самообразования, реализуемого в рамках текстовой деятельности, то в постиндустриальный период - это новые информационные и коммуникативные технологии обработки информации. Компьютер, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразовательной деятельности.

Во-вторых, новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью последнее в качестве активной составляющей внедряется в любой вид деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной (обучающие программы) деятельности.

В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, в то же время предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества. профессиональный самообразование полиция сотрудник

Эти технические и технологические достижения имеют далеко идущие социальные последствия, связанные с интеграцией самообразования. Она выражается в объединении различных видов текстовой деятельности (работа с "книжными", аудиовизуальными текстами) с элементами коммуникативной деятельности (диалог с "экраном" в рамках существующего программного обеспечения либо с реальным оппонентом с помощью Интернета).

В информационном обществе происходят интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях. При этом прежние способы самообразования, характеризующие традиционные механизмы воспроизводства и трансляции знания, не уходят из арсенала человечества, а локально функционируют.

Управление самообразованием становится нормой его существования и видом профессиональной деятельности. Можно сказать, что самообразовательная сфера определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, и акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную. Для управления самообразованием характерны тенденции дестандартизации, позволяющие реагировать на высокий уровень инновативности социальных процессов. Управление самообразованием представляется технологизированным, что позволяет ему быть подвижным, чувствительным к социальным изменениям. В информационном обществе наиболее полно реализуется смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования.

Важность личностного подхода в решении проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности современного офицера полиции, его профессионализма посредством самообразования, отмечена в Законе о полиции, сформулирована в Кодексе чести офицера полиции.

Однако, формы подготовки специалиста не могут в достаточной степени охватить тот большой круг задач, которые встают перед офицерским составом. В этих условиях особая роль отводится процессу профессионального самообразования, которое предусматривает интеграцию в личности офицера целой системы гражданских, социально-психологических и узкопрофессиональных качеств. Эффективность данной интеграции во многом определяется владением специалистом средствами и способами профессионального самообразования, направленностью личности офицера полиции на постоянное повышение своей квалификации, сформированностью мотивации профессионального самосовершенствования.

Сегодня можно говорить о возникновении в информационном обществе нового типа самообразовательной технологии - компьютерной, информационной, характеризующей переход самообразования на качественно иной уровень.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...