Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Наука - как сфера человеческой деятельности.




CoolReferat.com

Московский Институт Экономики Менеджмента и Права

 

Тема Реферата:

Наука в системе культуры

 

 

Выполнила:

студентка

группы УСс 101\0-09

Киселева М.А.

 

 

2009 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Наука - как сфера человеческой деятельности…………………..5

1.1 Типы научности. Антифундаментализм…………………………………11

Глава 2. Техника как совокупность технических устройств…………….14

2.1 Возникновение Техники. Антисциентизм……………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………19

 

 


Введение.

Данный реферат состоит из введения, в котором я рассказываю что такое наука, с чем связано её формирование, на какие части делится наука и какие различия между ними. Цель данного реферата заключается в том, чтобы студент узнал о свойствах науки и техники. Задачей является выявление навыков у студентов о гуманитарной и естественной науке. Одним из самых актуальных вопросов в современной ситуации становится вопрос об определении статуса современной науки, ее потенциале или его отсутствии. В этом смысле показательным является переосмысление в науке фундаментального для нее понятия рациональности.

В первой главе рассказывается о науке в средневековье, какие науки существовали именно в это время.

Вторая глава описывает такие науки как техника и научно-технический прогресс и как именно эти науки возникали.

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение, прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании).

 

Таблица №1

Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны:
знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий); деятельность (система теоретических и эмпирических методов); социальная организация (наука является социальным институтом).

 

Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть, то, что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается, разумеется, в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна, и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.


Глава 1. Наука - как сфера человеческой деятельности.

Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание

В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и судьбы цивилизации в целом. В то же время перед человечеством сегодня стоят серьезные проблемы: глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности несет за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своей цивилизационной парадигмы.

Многочисленные религии, политические партии, движения предлагают свои варианты решения современных проблем. Но с точки зрения науки (по крайней мере, классической) выход из кризиса невозможен без обладания научной картиной мира. Под этим термином подразумевается рационалистичная система мышления, сформированная, прежде всего на основе естественнонаучного подхода. Конечно, это уже не механистический рационализм или эмпиризм времен Декарта и Ньютона, но целостное мировоззрение, интегрирующее достижения науки, техники и гуманитарной культуры предыдущих веков и XX столетия.

Научное мышление рационально, критично и аналитично. Это вовсе не означает отказа от художественной и религиозной картин мира. Научная рациональность важна потому, что она приучает людей к осознанию относительности и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших представлений о мире, к стремлению к объективности знаний. Возможно, именно сейчас зарождается новый, синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, вероятности, самоорганизации и системного подхода. Это проявляется не только в естественно-технических, но и в гуманитарных науках. Все больше выявляется сходство между объектами неживой и живой природы и общественными явлениями.

В принципе, стремление к синтезу научного знания, к целостному взгляду на мир – явление не новое и свойственное любым культурам. Напротив, глубокая дифференциация наук на многочисленные специализации со своими языками, непонятными непосвященным, характерна, прежде всего, для европейской науки Нового времени. Возникает проблема установления связей между отдельными областями науки, которую невозможно решить без наличия объединяющей «метапарадигмы», формирующей общее миропонимание. Необходимая целостность современной картины мира, на наш взгляд, может быть достигнута путем интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Деление системы наук на естественные и технические, с одной стороны, и на гуманитарные и общественные, с другой, весьма условно. Ведь основная функция науки как сферы человеческой деятельности – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Конечно, специфика предмета науки должна учитываться, но это не значит, что необходимо противопоставлять друг другу различные области научного знания, лежащего в основе научной картины мира. И непосредственные цели науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, в сущности, совпадают как для гуманитарных, так и для естественных наук.

Наука тесно связана со всей сферой культуры. Так, по мнению В.И. Вернадского, «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении». Но прежде чем рассмотреть особенности функционирования подсистемы «наука» в системе современной культуры, надо ответить на вопрос: как вообще стала возможна современная наука? Чтобы лучше осмыслить особенности науки наших дней, соотнесем ее с опытом предыдущих эпох.

Наука отделилась от обыденного знания в глубокой древности. Началом развития науки можно считать процесс накопления единичных эмпирических фактов, происходивший в течение длительного времени. Уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного знания: возникли древняя медицина, астрология, математика. Благодаря появлению философии в древней Греции и Риме стали возникать научные (а не мифологические) теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако отсутствие методологии и опоры на опыт не позволило развиться большинству естественных наук (за исключением разве что математики). В то же время многие гуманитарные науки уже в античную эпоху достигли больших успехов. Основой для античного мировоззрения являлся космоцентризм, т.е. природа понималась как космос – вечный и неизменный порядок, где все имеет свое естественное место и подчиняется космическому закону.

В эпоху средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала христианская религия. Космоцентрическое мировоззрение не исчезло, но космос стал представляться как творение Бога; соответственно, основным опытом средневекового человека был Бог, а не природа. Влияние средневековых теоцентрических представлений на науку было неоднозначным. С одной стороны, всегда существовала опасность недооценки практических сторон бытия и недоверия к разуму, ведь человек мыслился лишь странником на этой земле. С другой стороны, не стоит противопоставлять веру и разум, религию и науку. В системе культуры многие ее функции распределены между всеми ее подсистемами: как религия несет в себе элементы познавательной информации, так и наука содержит в себе моменты ценностного отношения к миру. Поскольку же религия выполняет познавательные функции, то она является знанием. Конечно, это знание не научное и зачастую бездоказательное, но по результату воздействия на человека и общество оно может превосходить научные теории, история многих религий – тому подтверждение.

Но лишь в эпоху Возрождения и особенно в Новое время ситуация стала кардинально меняться: центр культуры смещается от Бога к человеку (антропоцентризм). Именно тогда происходит рождение современной науки. Физическая природа понимается уже не как некая вечная данность и не как творение Бога, но как объект человеческого исследования и господства при помощи науки и техники. Природа становится материалом, используемым человеком для своей пользы, а сам человек решительно противопоставляет себя природе.

Одним из решающих факторов, повлиявших на культуру того времени, стала научная революция. Несколько ниже мы подробно рассмотрим вопрос о движущих силах научных революций, пока же обозначим границы научной революции Нового времени.

Основные черты науки, сформировавшейся в Новое время, в той или иной степени свойственны и нашему времени.

Так, метод новой науки состоит в аналитическом рассмотрении явления, предварительно изолируемого от окружающей среды, чтобы не учитывать отдельные сопровождающие факторы, не оказывающие влияние на это явление. Вначале формулируется гипотеза, являющая собой рационально упорядоченный априорный опыт, а затем доказывается ее истинность (как правило, с помощью эксперимента). Экспериментом подчеркивается соединение теории с практикой: математический метод доказывает свою действенность в реальном мире. Именно поэтому происходит интенсивное развитие практически ориентированных наук, а также техники.

Но вернемся к поставленному ранее вопросу: как вообще стала возможна современная наука? Довольно часто история науки излагается как простой перечень фактов и открытий, а прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Мы же полагаем, что современная наука была бы невозможной без научной (а точнее – общекультурной) революции Нового времени. Для подтверждения этого тезиса обратимся к знаменитой книге Томаса Куна «Структура научных революций». Согласно Куну, развитие науки происходит неравномерно. Старые теории, опровергаются новыми фактами, не укладывающимися в эти теории, и тогда появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты. То есть в развитии науки заметны две фазы: фаза спокойного развития науки и фаза научной революции. При этом научные революции в истории развития науки происходят достаточно редко, а основное время приходится на фазу «нормальной науки».

Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1),она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2),она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Концепция Куна во многом носит социально-психологический характер, поскольку подразумевается, что члены научного сообщества разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается их социальным статусом и научным положением, научными стереотипами, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Научные революции могут быть вызваны различными причинами: это и случайный фактор (некоторые революционные открытия произошли незапланированно), и личностный фактор (роль личности ученого). Но, помимо случайного или личностного фактора, должны быть объективные предпосылки, т.е. факты и наблюдения, противоречащие доминирующей на тот момент теории, которые приводят к осознанию кризиса теории или научного направления. На наш взгляд, с точки зрения системного подхода, рассматривающего науку как часть культуры, объективные предпосылки научных революций особенно важны, но это могут быть не только собственно научные предпосылки, но, не в последнюю очередь, предпосылки культурные. Ведь как наука, так и ее творцы погружены в культуру, поэтому любые новшества в, казалось бы, далеких от науки областях культуры могут отозваться в виде новых научных гипотез и открытий. Следствием этого может стать появление на свет нового научного направления или целой научной дисциплины (а иногда и закрытие старого научного направления). Но главным последствием научной революции является уточнение знаний об окружающей действительности и, следовательно, изменение картины мира.

Позиция Т. Куна повлияла на многих других ученых. Например, Ф. Капра придал понятию парадигмы очень широкий смысл, противопоставив парадигму классической, картезианско-ньютоновской науки и новую («холистскую», «экологическую») парадигму, призванной заменить собой рационально-дискретную методологию ортодоксальной науки Нового времени. В книге «Время перемен» он приходит к выводу, что современная наука почти полностью освободилась от наследия позитивизма, эмпиризма и рационализма, и вплотную подошла к холистскому пониманию реальности. Конечно, это довольно смелое утверждение, но стремление к холизму (другими словами, к интеграции всего научного знания) действительно присутствует во многих областях современной науки, самый яркий пример здесь – синергетика. Другое дело, что Капра призывает к донаучному, мистическому пониманию природы реальности, охотно заимствуя восточные религиозно-философские концепции (одна из его книг даже называется «Дао физики»). С этим не всегда можно согласиться. Любопытно, что если в свое время рационализм схоластики сыграл свою роль в становлении науки, то сегодня во взаимоотношениях науки и религии имеет место противоположный процесс – наука своим авторитетом придает вес мистическим утверждениям. При этом остается открытым вопрос, полезно ли это науке, авторитет которой беззастенчиво используется различными экстрасенсами и знахарями.

Становится все заметнее то, что современная наука претерпевает фундаментальные изменения, вызванные социокультурными преобразованиями. Меняется облик науки, ее место в современном обществе. По-новому осмысляются ее задачи, способы и методы взаимодействия с окружающей действительностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...