Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение Техники. Антисциентизм.




В современном обществе не только наука, но и техника занимает одно из ведущих мест. Более того, техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилизация была бы невозможной. «Мы можем сказать, что хотя технология perse не детерминирует историческую эволюцию и социальные изменения, технология (или ее отсутствие) воплощает способность обществ трансформировать себя и определяет направления, на которых общество (всегда через конфликтный процесс) решает применить свой технологический потенциал». Последствия технического развития современной цивилизации в условиях драматических социально-экологических изменений ставят нас перед необходимостью переосмысления самого понятия научно-технического прогресса и, соответственно, места техники в современной культуре.

Технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни, – это лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Приобщение же к технической цивилизации прививается воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Техника относится к сфере материальной культуры. Но материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Поэтому техника должна быть понята как совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, а также технических знаний.

К сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня это очевидно, однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

Техника возникла вместе с появлением человека и долгое время развивалась независимо от всякой науки. В самый ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием, а наука была еще неотделимой от практики и техники. Лишь античная революция в науке выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В античности понятие «технэ» включает и технику, и техническое знание, и искусство, но не включает теорию. Поэтому в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. И действительно, «технэ» не имело никакого теоретического фундамента и являлось всего лишь практическим ремеслом.

В средние века ситуация принципиально не изменилась: ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете, часто передавалось по наследству и со временем изменялось незначительно.

«Смена вех» произошла в эпоху Возрождения, когда теория стала ориентироваться на практику. Стремление к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилось в формировании идеала энциклопедически развитой личности художника, ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различных областях науки и техники.

Но в науке Нового времени, наоборот, наблюдается стремление к специализации. Выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой техники, основанной на науке. Это и привело к дисциплинарной организации науки и техники, к появлению множества научных и технических дисциплин. Во многом это было связано с развитием специально-научного и инженерного образования.

Высшую на сегодня ступень рационального обобщения в технике представляет собой системотехника как попытка комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т.е. при ориентации на системную картину мира.

Таким образом, современная цивилизация может быть названа не только научной, но, скорее, научно-технической. Еще Бердяев заметил, что «в век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века, единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви».

Научно-техническая цивилизация – крайне неоднозначный феномен культуры, которому присущи как положительные, так и отрицательные стороны. Подробный анализ соотношения такой цивилизации с системой культуры в целом дал В.В. Миронов в своей книге «Образы науки в современной культуре и философии». В частности, он считает, что претензии науки на ведущее место в культуре необоснованны: многообразие мира не может быть познано только с позиций научной рациональности. Однако наука (точнее – представления о ней) абсолютизируются в таких противоположных социокультурных (мировоззренческих) позициях, как сциентизм и антисциентизм.

С точки зрения сциентизма, научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия (при этом исторически идеалом для сциентизма выступает не наука вообще, а естественные и математические науки).

Антисциентизм же основан на широкой критике науки и рассматривает ее как «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные способы постижения бытия, а наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и миром в целом.

Радикальный антисциентист П. Фейерабенд – лидер т.н. «эпистемологического анархизма» – заявляет: «Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставить самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки - этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение - наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали... Вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе. Предоставить им эти равные шансы - задача институтов свободного общества. Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения».

Но и в сциентизме, и в антисциентизме ощущается стремление переложить всю ответственность за судьбу человечества на науку, только в одном случае науке отводится положительная роль, а в другом – отрицательная. Фактически в центре противопоставления «сциентизм – антисциентизм» находится не наука как таковая, а ее интерпретация на уровне обыденного сознания, зафиксированная в культуре. Впрочем, само появление сциентизма и антисциентизма указывает на огромное влияние науки и техники на современную культуру.

Так, успехи научно-технического прогресса порождают целый ряд сциентистски ориентированных технократических футурологических и социальных моделей общественного развития, в которых не обращается особого внимания на негативные стороны научно-технического прогресса. Развитие общества отождествляется лишь с научно-техническим прогрессом (на высшей стадии развитии которого якобы будут открыты все «объективные законы» функционирования общества), что, в сущности, является утопизмом.

Такому агрессивному технократизму противостоят антисциентистские рассуждения, апеллирующие к гуманизму. Представители данной ориентации обращают внимание на дегуманизирующую роль науки в современной культуре, на проблему отчуждения человека и, в конечном счете, на разрушение личности. Сциентистской утопии противостоит мрачная антиутопия, в которой наука неизбежно приводит к падению нравов, экологическому кризису, наконец к гибели всего человечества. Выходом может стать создание общей гуманистической системы ценностей, основанной на традициях человеческой культуры, но на практике эти благие пожелания приводят лишь к конструированию очередной утопии.

Современная гуманитарная наука также во многом зависит от научно-технического прогресса, поскольку новейшие достижения науки и техники значительно влияют на сам характер творчества в этой области. Наиболее заметно это становится в связи с развитием компьютерной техники, изменившей коммуникационное поле современной культуры, методы и средства гуманитарного исследования.Глобальная компьютеризация современного общества влияет на формы и характер общения между людьми, способы контроля за информацией, степени свободы ее получения и выбора. Превращение всего человечества в единую информационную систему может помочь раскрытию творческого потенциала личности, осуществить синтез не только между «двумя культурами» – гуманитарными и естественными науками, но и вообще между всеми видами творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить важность наук в наше время, наиболее важными из которых является техника, которая и сама по себе очень необходима была и есть.

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Поэтому наука и техника занимают важное место в современной культуре. Благодаря развитию науки и техники стала возможна информатизация и глобализация, но именно развитие этих процессов и привело науку к современному кризису. Сложно сказать, каким будет статус науки в полистилистической культуре будущего, но можно предположить, что она станет менее узконаправленной и прагматичной и более целостной и гуманистичной.

 

Список использованной литературы

1) Гуревич, П. С.

Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений

Издательское объединение "ЮНИТИ", 2009

2) Маркова, А. Н.

Культурология: История мировой культуры: учебное пособие

Волтерс Клувер, 2009

3) Никитич Л.А.

Культурология: Учебное пособие для вузов

Издательское объединение "ЮНИТИ", 2009

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...