Сущность политики труда и занятости населения
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты. Сегодня существует реальная потребность в теоретическом осмыслении действующего законодательства и практики его применения. Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений. Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством. Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала. Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения; ― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения; ― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения; ― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области); ― выявить мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики в области труда и занятости населения. Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. Основная направленность моей работы заключается в том чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, эффективны ли современные меры, правовые нормы в области содействия занятости населения и каким образом на сегодняшний день складывается ситуация на рынке труда.
Среди международных норм в области занятости и защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства. Предметом исследования данной работы является совокупность мер, программ и мероприятий, проводимых правительством в ходе осуществления политики труда и занятости населения. Объект исследования - процесс осуществления государственной политики в области труда и занятости в Российской Федерации. При написании данной работы были использованы законодательные и нормативно-методические материалы федерального и регионального уровня, данные органов статистики местного уровня, материалы специализированных печатных изданий таких авторов как Лебедев В.М., Адамчук В.В., Буянова М.О.
Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости Сущность политики труда и занятости населения занятость государственный политика правовой Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом [Лебедев, 2008, 115 с.].
Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала [28]. В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций. Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают: Конституция Российской Федерации; Кодекс законов о труде Российской Федерации; Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др. Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.
В рамках данной стратегической линии основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику. По этой причине результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям: преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда; последовательная стабилизация уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда; развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение не имеющих работы к активному труду [Адамчук, 2008, 362 с.]. С точки зрения формально приданной юридической силы на втором месте после Конституции РФ в числе источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы международно-правовой регламентации труда. В п. 5 постановления №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство Российской Федерации вступает с ними в противоречие. В частности, в названном постановлении суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных актах имеются нормы, которые могут быть применены к регулированию отношений, составляющих предмет трудового права. Например, в этих актах дано определение права на труд, которое внезапно исчезло из нашего внутреннего законодательства. В связи, с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных актах. С позиции формального выражения Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов. К числу источников трудового права относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных конвенций МОТ. С точки зрения формального выражения конвенции МОТ являются источниками трудового права. Однако материализация норм конвенций в конкретные отношения может состояться лишь благодаря включению в содержание внутреннего законодательства. Такое положение обусловлено тем, что с текстом ратифицированных конвенций могут ознакомиться далеко не все правоприменители, они до настоящего времени официально не опубликованы. При принятии федеральных законов о ратификации конвенций МОТ их текст не приводится, а делается ссылка на номер конвенции и ее название [27]. Кроме того, органы надзора и контроля не вправе вмешиваться в процесс реализации трудовых прав работников при отсутствии у них жалобы на действия работодателя. Это правило вытекает из содержания гражданско-процессуального законодательства. В связи с чем работодатель, убедивший работника отказаться от гарантированных трудовым законодательством прав, вполне может потребовать от представителей органов надзора и контроля прекратить вмешательство в регулирование трудовых отношений в подвластной ему организации. Данное положение способствует нарушению норм трудового законодательства. Одним из основных элементов формирования эффективной политики труда является разработка и задействование механизма государственного регулирования. Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица - два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе. Сущность политики труда и занятости населения заключается в формировании благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|