Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости и труда. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда: программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия по безработице. Понятие социальная защитарассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т.д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку [Збышко, 2008,114 с.].
К пассивным мерам регулирования занятости населения относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы. К средствам активной политики занятости относятся: информация о рынке труда - сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители - недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации [31].
Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»). Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию). Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу. Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению:
а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой - развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеются трудности организационного и кадрового плана. Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) иподдержка рабочих мест - программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).
Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятостизаключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно. Пожалуй, слабее всего развито в нашей стране территориальное перераспределение рабочей силы.Выбор набора средств политики занятости, как правило, осуществляется из трех вариантов: 1) «активный»; ) «умеренно пассивный»; ) «пассивный». Что касается государственной политики в области труда, то в ходе реформирования трудового законодательства должны измениться не только материальные нормы права, но и процессуальные, обеспечивающие их реализацию, а именно: ― повышение роли органов государственной власти Российской Федерации в регулировании трудовых отношений. Трудовое законодательство должно быть отнесено к ведению Российской Федерации. На нижестоящих уровнях правовой регламентации труда возможно принятие правовых норм, улучшающих положение работников в сравнении с федеральным законодательством. В федеральном законодательстве необходимо решить и вопрос о максимальном расширении сферы применения норм трудового права. При этом следует попытаться нивелировать разницу между нормами трудового и гражданского законодательства, которая имеется в практике регламентации труда. Целесообразно предоставить основные льготы, установленные в трудовом законодательстве, всем лицам, выполняющим личным трудом работу, определенную нанимателем рабочей силы. Возникла потребность и обязательные государственные взносы взыскивать в одинаковом размере с сумм, выплачиваемых за работу по трудовому договору, и с оплаты труда, выполненного на основании гражданско-правовых договоров. Наниматели рабочей силы законодателем должны быть поставлены в условия, при которых они не смогут извлечь материальных выгод при регламентации трудовых отношений нормами гражданского законодательства. Изменения необходимы и в государственном регулировании оплаты труда работников. Государство обязано гарантировать работникам получение заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Кроме этого, следует установить меры государственной защиты интересов работников при распределении прибыли, полученной за счет их труда. Определенный законодателем минимальный размер прибыли работодатели обязаны расходовать на оплату труда работников;
― устранение противоречий норм трудового законодательства. Трудовое право является особой отраслью. Прежде всего, сказанное проявляется в том, что на нижестоящих по отношению к федеральному законодательству ступенях правового регулирования положение работников может быть улучшено. В связи с этим общий критерий разрешения правовых коллизий в пользу нормы, имеющей большую юридическую силу, в данном случае не всегда применим. Требуется новая формула устранения противоречий. Поэтому в федеральном законодательстве следует закрепить правило, согласно которому при возникновении коллизий правоприменитель обязан руководствоваться нормой, создающей для работника более благоприятные условия. При возникновении трудностей выявления такой нормы необходимо руководствоваться мнением заинтересованного в ее применении работника. Положения соглашений, коллективных договоров, иных локальных актов организаций, трудовых договоров, ущемляющие права работников, гарантированные в законодательстве, следует исключить из практики применения. Для этой цели необходимо регламентировать процесс признания Минтрудом РФ и его органами, а также судом названных положений недействительными. При вынесении решений о недействительности таких положений ввиду несоответствия требованиям законодательства они в принудительном порядке должны быть исключены из содержания договоров о труде и локальных актов организаций. Указанные решения следует реализовывать в порядке исполнительного производства; ― систематизация и кодификация трудового законодательства. Давно назрела потребность систематизировать действующие акты трудового законодательства. Данная систематизация может быть закончена путем принятия федеральных законов по отдельным институтам трудового права. В этом случае содержанием законов станут нормы, апробированные на практике. Как отмечалось, нормы трудового законодательства встречаются в нормативных правовых актах, которые к трудовому праву никакого отношения не имеют. Эти нормы должны органично войти в содержание федеральных законов о труде. Проведение такой работы предполагает наличие в федеральном законодательстве правила о недопустимости включения норм трудового права в нормативные правовые акты других отраслей. После принятия данного правила законодателем станет возможным нормы трудового права сосредоточить в актах трудового законодательства, при этом могут быть устранены и многочисленные противоречия федерального законодательства о труде. В настоящее время кодификация трудового законодательства идет исключительно по пути разработки Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) хотя в Указе Президента РФ «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» от 14 февраля 1998 года поставлена задача создания укрупненных отраслевых актов. Ни КЗоТ РФ, ни ТК РФ к числу таких актов не могут быть отнесены. Ведь в их содержание невозможно включить перечисленные федеральные законы, а также Федеральный Закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. В связи с изложенным целесообразно в результате сплошной систематизации и кодификации трудового законодательства разработать Свод законов о труде РФ. Данный Свод должен состоять из солидной общей части и отдельных федеральных законов, принятых по институтам трудового права; - совершенствование деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. Предпочтительным видится создание единой системы органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Хотя перспектива объединения названных органов маячит в далеком будущем в силу, прежде всего, экономических трудностей. Однако в настоящее время предписания надзорно-контрольных инстанций должны получить механизмы принудительной реализации. Предписания органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства необходимо включить в число исполнительных документов. Тогда их реализация будет происходить по правилам, установленным для исполнения судебных решений. Работодатели и сейчас вправе обжаловать в судебном порядке предписания органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Если они не воспользуются: данным правом в течение определенного в законодательстве срока, требования предписаний будут исполняться в принудительном порядке. В тех случаях, когда предписание обжаловано работодателем, его принудительное исполнение станет возможным только после оставления судом жалобы работодателя без удовлетворения. При отмене судом предписания в целом или отдельной его части, суд должен вынести свой вердикт по вопросам, которые были незаконно решены при издании предписания. В Трудовом процессуальном кодексе (далее ТПК) РФ следует закрепить и правило о том, что деятельность по устранению нарушений трудовых прав работников протекает независимо от того, подана ими жалоба на действия работодателя или нет. Сообщение сведений о подаче работниками жалобы и о ее содержании работодателю должно стать возможным только при наличии согласия работников, обратившихся за помощью в органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; ― развитие самозащиты трудовых прав. В ТПК РФ следует детально регламентировать действия работников по самозащите трудовых прав. Работники должны получить возможность адекватно реагировать на допускаемые работодателем нарушения. При этом необходимо разработать критерии соразмерности действий работника допускаемым работодателем нарушениям его прав. Данные критерии также могут носить материальный и процессуальный характер. Материальные критерии должны учитывать материальные интересы сторон трудового правоотношения. Например, работник своими действиями по самозащите трудовых прав не может причинять работодателю ущерб в большем размере, чем работодатель имеет перед ним задолженность. Процессуальные критерии касаются процесса регламентации трудовых отношений. Так, при нарушении работодателем обязанности утвердить в установленные законодательством сроки график отпусков, работнику следует предоставить право использовать отпуск самостоятельно в любое удобное для него время. Причем в ТПК РФ необходимо регламентировать максимально возможное количество случаев самозащиты работниками трудовых прав [26]. Таким образом, политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Выделяют следующие мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости: профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства; профессиональное консультирование, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности; общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов; временная, субсидируемая занятость, а также квотирование иподдержка рабочих мест; поддержка предпринимательской активности безработных; территориальное перераспределение рабочей силы. В отношении государственной политики в области труда можно сказать, что в настоящее время кодификация трудового законодательства идет исключительно по пути разработки Трудового кодекса Российской Федерации. Предлагается в процессе реформирования для достижения поставленных целей выполнить следующие пункты: ― повышение роли органов государственной власти Российской Федерации в регулировании трудовых отношений; ― устранение противоречий норм трудового законодательства; ― систематизация и кодификация трудового законодательства. Давно назрела потребность систематизировать действующие акты трудового законодательства; - совершенствование деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; ― развитие самозащиты трудовых прав.
Заключение
Сущность политики труда и занятости населения заключается в формировании благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости заключаются в понятии её сущности, которая, в свою очередь, состоит в формировании благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Также в понимании видов (активная политика и пассивная политика) и принципов государственной политики труда и занятости населения, которые, как уже известно, существуют в виде трёх форм: ― отражение права граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; ― ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость; ― комплексный подход к решению проблем занятости. Служба занятости - это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Существуют традиционные и новые функции служб занятости, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки в стране. Главной же задачей учреждений данного типа неизменно остается решение проблем трудоустройства граждан. Таким образом, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей. Что касается регионального уровня, то в Волгоградской области активно проводится политика в области занятости населения, осуществляемая Центром занятости населения, Государственной инспекцией труда и другими организациями. В частности на территории Волгоградской области, приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области была утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Волгоградской области на 2011 год. Специфика государственной политики России в области труда и занятости заключается в создании Служб занятости, назначение которых - помощь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда. Также данная политика осуществляет создание государственных программ, которые всячески способствуют выполнению главной задачи Служб занятости населения. Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Выделяют следующие мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости: профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства; профессиональное консультирование, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности; общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов; временная, субсидируемая занятость, а также квотирование иподдержка рабочих мест; поддержка предпринимательской активности безработных; территориальное перераспределение рабочей силы. В отношении государственной политики в области труда можно сказать, что в настоящее время кодификация трудового законодательства идет исключительно по пути разработки Трудового кодекса Российской Федерации. Предлагается в процессе реформирования для достижения поставленных целей выполнить следующие пункты: ― повышение роли органов государственной власти Российской Федерации в регулировании трудовых отношений; ― устранение противоречий норм трудового законодательства; ― систематизация и кодификация трудового законодательства. Давно назрела потребность систематизировать действующие акты трудового законодательства; - совершенствование деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; ― развитие самозащиты трудовых прав.
Список использованной литературы
1. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина; ЮНИТИ.М., 2008.-336c. 2. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение: монография. - М.: Проспект, 2009.-344 с. . Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие.− Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-512 с. . Буянова М.О. Трудовое право.− М.: Проспект, 2009.-240 с. . Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. − М.: Велби, 2008.-235 с. . Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. − М.:, 2008.-71 с. . Горохов Б.А. Трудовые споры. Чему не учат студентов: Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2010.-144 с. . Ершова Е.А. Трудовое право в России / Рос. Акад. Правосудия, - М.: Статут, 2007.-347 с. . Захаров М.Л., Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. − М.: Проспект, 2009.-268 с. . Кашкин Ю.С. Трудовое право Европейского Союза. - М.: Wolters Kluwer, 2009.-224 с. . Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.-608 с. . Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.-608 с. . Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФКЗ) . Лебедев В.М. Трудовое право. - М.: Юристь, 2006.-215 с. . Международное публичное право. Сборник документов. − М.: БЕК, 1996 г. - 515 с. . Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения // Трудовое право. - 2008. - №1.-С. 40-41. . Орловский Ю.П. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации. Комментарии и разъяснения. - М.: Проспект, 2010.-854 с. . Остапенко Ю.М. Экономика труда. − М.: Инфра, 2007.-272 с. . Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие - М.: Юристъ, 2007.-477 с. . Ремизов К.С. Основы экономики труда.− М.: Эксмо, 2007.-218 с. . Рынок труда: занятость населения, экономика ресурсов для труда. Регулируемые и нерегулируемые рынки − А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин; МИК.М., 2008.-385 с. . Трудовой кодекс Российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. . Научная он-лайн библиотека ПОРТАЛУС. Миронов В.И. Правовое регулирование труда в России: вопросы и ответы. url: http:// www. portalus. ru / modules / russianlaw / rus _ show _ archives. php? subaction = showfull & id =1160516460& archive =1254313237& start _ from =& ucat =78& (дата обращения: 17.11.2011). . Трудовое право. Международно-правовое регулирование труда. URL: http://isfic.info/trudpr/trupra21.htm (дата обращения: 19.10.2011). . Трудовые споры. Справочная информация по индивидуальным трудовым спорам. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». URL: http://directorapodsud.ru/arhivzakonov/138-fzozanyatosti.html (дата обращения: 19.10.2011). . Управление персоналом. Сайт Сергея Фишмана. Сущность, формы и виды занятости населения. URL: http://www.hrfaq.ru/203/sushhnost-formy-i-vidy-zanyatosti-naseleniya/ (дата обращения: 21.10.2011). . Официальный сайт Волгоградского центра занятости населения. URL: http://czn.volgadmin.ru/ (дата обращения: 5.11.2011). . Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/ (дата обращения: 17.11.2011). 29. HR-Portal. Сообщество HR-менеджеров. Эффективная занятость. URL: http://www.hr-portal.ru/varticle/effektivnaya-zanyatost (дата обращения: 5.11.2011). . Государственная инспекция труда в Волгоградской области URL: http://git34.rostrud.ru/news.shtml/xPages/entry.18178.html (дата обращения: 17.11.2011).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|