Глава первая. Нижегородская народная игрушка. Иллюстрации смотрите в конце страницы.. Притяжение традиционной игрушки
Глава первая Нижегородская народная игрушка Иллюстрации смотрите в конце страницы.
Притяжение традиционной игрушки Народная промысловая игрушка – особый пласт культуры Нижегородского края, который по размерам территории сопоставим с некоторыми европейскими государствами, а по климатическим условиям находится в нескольких зонах – от южных степей до таежных лесов. Населенный многими народами, он, поистине, является кладезем народного творчества, существенную часть которого составляет детская промысловая игрушка. Издревле нижегородские земли славились своими умельцами. От маленькой свистульки, деревянной ложки и колыбели до избы с резным убранством и величественного храма – всё умели делать нижегородские мастера. Создавая архитектурные ансамбли, деревянную посуду и разнообразную утварь, необходимую для бытовых нужд, не забывали народные умельцы и про детские игрушки, изготовляя их для игры, вразумления и забавы подрастающего поколения. Каждый народный промысел несет в себе отпечаток того места, где он возник и развивался. В народной игрушке своеобразно отражались и природные особенности края, и жизненный уклад, история, культура и даже характеры людей. Пройдя сложный путь развития, промысел то расцветал, то переживал не лучшие времена, затем воскресал и вновь набирал силы. Следуя не внешней форме, а сути традиции народного творчества, игрушка смело вбирала в себя черты нового, чутко реагируя на запросы времени. В Нижегородской области встречаются как архаические, так и современные формы народной игрушки. Лошадки, птички-свистульки, игрушечная мебель, погремушки и карусели, мельницы, лодочки, кораблики и деревянные пароходики, самолеты и танки, туески и коробочки, домики, грибки и кошки-копилки, фигурки людей, животных и многое-многое другое составляют ассортимент мастеров-игрушечников Нижегородского края.
Как считают многие ученые, игрушка – один из самых древних и примечательных видов декоративно-прикладного искусства. Ответить на вопрос, кто и когда первым стал мастерить игрушки для детей, очевидно, невозможно. Это вопрос скорее риторический, чем исторический, так как нельзя по археологическим находкам и сохранившимся артефактам установить точную дату начала изготовления игрушек и точно определить: игрушка это или культовая пластика. Но можно предположить, что изначально игрушки изготовлялись и для магических целей – как, например, погремушки, призванные отгонять злых духов, – и для развлечения, утехи, веселья, забавы, а также с дидактической целью, как наглядный материал для обучения той или иной практической деятельности (7, 15, 22). Некоторые игрушки были маленькими моделями настоящих орудий труда. Таким образом, выполняя различные социализирующие функции, игрушки становились и своеобразными оберегами, и пособиями, вводящими ребенка в мир повседневных забот и праздничных обрядовых представлений. Например, можно предположить, что палеолитические и неолитические женские фигурки без лиц, выполненные из камня и кости, являлись древними игровыми куклами, а не только ритуально-магическими божествами. Не случайно, по всей видимости, в России, как и в других регионах, в крестьянской среде вплоть до XIX века сохранялись традиции изготовления тряпичных, соломенных и деревянных кукол без изображения черт лица. Как предполагают некоторые исследователи, это связано с представлениями о возможности вселения нечистого – злого духа – через изображенные глаза, нос или рот куклы, которая в таком случае становилась опасной для ребенка (7, 20, 26).
Нижегородские игрушки имели много общих видовых черт с изделиями других регионов России, но немало в них было оригинального и своеобразного. Игрушка, имевшая практическое назначение, способствовала приобщению детей к посильному труду и развивала познавательную сферу, исполняя роль своеобразного стимулятора творческого подхода к игре, во многом связанной с важнейшими жизненными процессами. Семья, материнство, отцовство, земледелие, крестьянские ремесла, домашняя работа, встреча гостей, праздничные гулянья и отдых – темы детских игр, в которых активно были задействованы самые разнообразные игрушки. В нижегородской народной игрушке встречаются как реальные образы, так и сказочные персонажи, а еще и трудовой инвентарь, и музыкальные инструменты. Все вместе они составляют незатейливый, но достаточно многообразный игрушечный арсенал. Самыми популярными материалами, из которых изготовлялись в Нижегородском крае промысловые игрушки, были глина и дерево. По технике исполнения выделяется такая группа деревянных игрушек, как топорная игрушка, или топорщина, сделанная при помощи топора; она могла быть дополнена резными элементами, выполняемыми ножом или стамесками. Практиковали мастера и целиком резную игрушку, изготовленную ножом. Щепную деревянную игрушку мастерили из тонких дощечек, которые скрепляли пазами или гвоздиками, либо соединяли при помощи клея. Токарная игрушка вытачивалась на специальном станке, приводимом в движение человеком (станок на ручной тяге) либо лошадью, а в более поздние времена – силой электричества. Была и комбинированная игрушка, составленная из элементов разной обработки, например, топорно-резная, топорно-щепная, токарно-резная. Глиняные игрушки – балахнинские, жбанниковские и других мест – в основном были лепными и сопутствовали они, как правило, гончарным посудным промыслам. Часто игрушки имели цвет естественного материала – глины, иногда их окрашивали какой-либо одной краской или они были разноцветными – в два-три цвета, с узорами или без них, с растительным или геометрическим орнаментом, с содержательной символикой, понимание которой уже к XIX веку было затруднено. Но то, что красные и желтые кони – это символы дневного солнца, а черные – это олицетворение ночи, знали все.
Нижегородские игрушки можно было бы разделить на группы: фигурно-пластические, воспроизводящие людей и животных; передающие в миниатюре реальные объекты (это транспортные средства, соответствующие каждому времени – от повозки до танка и самолета; инструменты и различные приспособления для работы – прялки, моталки, вальки, топоры, бороны, сошки и другие полезные в крестьянском быту вещи); а также игрушки, представляющие архитектурные объекты, – это модели жилых, культовых и производственных сооружений в виде, например, мельниц, колодцев разной конструкции, башенок и церковок. Была и такая группа игрушек, как мебель – кроватки, стульчики и столики, целые мебельные гарнитуры. Механические, сборно-разборные игрушки способствовали развитию интеллекта ребенка. Изготовлялись мастерами игрушки для сюжетно-ролевых и театрализованных игр детей. Были игрушки, развивающие вестибулярный аппарат и способствующие укреплению навыков хождения – это различные качалки и каталки. Особую группу составляют детские музыкальные инструменты: погремушки, дудочки, свистульки, свирели, балалайки, рожки, трещотки, барабанчики, шарманки, жалейки, детские гармошки. Одни из них развивают дыхательную систему, другие – пальцы, слух и чувство ритма, третьи относятся к манипуляционным. Погремушка в свое время была инструментом, отгоняющим злых духов, а после – просто детской забавой, утехой. Словом, игрушки изготовлялись по разным поводам и на все случаи жизни и для каждого возраста – своя. Существовали и особенные праздничные игрушки, которые делались и покупались к определенному сроку. Нижегородская игрушка, имея глубокие исторические корни и много общего с народными изделиями других областей нашей страны и Европы, обладала тем своеобразием, которое позволяло выделять ее из потока идентичного товара. Развиваясь как в русле общих тенденций, так и самобытно, нижегородская игрушка отражала особенности региона. Язык народной игрушки, яркий, лаконичный, символический, привлекал не одно поколение детей и взрослых, заставляя испытывать. радость от сопричастности к высокому мастерству.
По сохранившимся образцам можно проследить основные этапы развития нижегородской промысловой игрушки. В музеях самые старые экспонаты принадлежат, как правило, XIX веку, более ранние не сохранились. Нижегородские промысловые изделия на протяжении всего XX века оставались значимой частью национальной культуры. Русская народная игрушка уже в начале XX века проникла за пределы российского государства, а во второй половине века нарядная розовощекая семеновская матрешка стала считаться за рубежом символом России. Двадцатые годы XX века были трудным временем для народных промыслов, страна находилась в разрухе и тяжело восстанавливала экономику. В советский период вопросы развития промысловой игрушки рассматривались на самом высоком правительственном уровне. Уже с 30-х годов на различных конференциях, сессиях, собраниях, в прессе вставал вопрос о расширении видов этой продукции. Благодаря работе Московского научно-исследовательского института и его филиалов значительно обновился ассортимент. Созданные в 30-е годы артели наряду с традиционной игрушкой освоили изготовление современного набора: автотранспорта и военной техники, фигурок красноармейцев и колхозников. Учитывая, что большинство населения тогдашней России было сельским, особое внимание уделялось обеспечению игрушкой деревенских детей. В 30-х годах в Нижнем Новгороде, тогда – Горьком, проходила краевая конференция кустарей-игрушечников, на которой ставились вопросы, связанные с развитием промыслов, и обсуждались образцы хороших политехнических игрушек, изготовленных Вятским филиалом научно-исследовательского института по игрушке, и представляющих собой модели танков, бронемашин, автофургонов и другой техники того времени. В годы Великой Отечественной войны, конечно, было не до выпуска мирной продукции. Но даже в эту пору изготовление игрушек во многих местах не прерывалось, хотя большинство мастеров ушли на фронт. Изготовлением игрушек тогда часто занимались женщины и дети. Непростыми для игрушечников-кустарей были и пятидесятые годы, когда они сами товар производили, сами его и сбывали, куда могли, зарабатывая на жизнь. В 60-х годах наметилось оживление производства промысловой игрушки, создавались новые и укрупнялись старые центры народных промыслов. В это время правительство и партийное руководство уделяли много внимания развитию народного творчества. В результате развития крупных промысловых центров игрушки во второй половине XX века в Нижегородском (Горьковском) крае наряду с традиционными изделиями внедрялись в производство экспериментальные формы, разработанные профессиональными художниками-конструкторами в специальных научных институтах Москвы.
Временем расцвета народных промыслов и, соответственно, игрушки стали 70–80 годы. Городецкая роспись и игрушка, сёминская и семеновская роспись, мериновская и семеновская сувенирная игрушка, полховмайданская, крутецкая и ермиловская игрушка получили свое развитие именно в советский период благодаря государственной поддержке. Но лишь отдельные виды промысловой игрушки были востребованы в 90-х годах в связи с особенностями рынка, ориентированного в основном на иностранного покупателя. Некоторые промысловые центры в начале XXI века прекратили свое существование – например, вознесенское предприятие Полховмайданская роспись, Крутец, Мериново и другие. С трудом вписываются в рыночные отношения даже крупные предприятия, изготавливающие традиционную игрушку, не выдерживая конкуренции со столицей и китайскими товарами. В постсоветский период народные промыслы испытывают большие трудности, так как современный мир диктует свои условия выживания, и традиционная культура, еще в советское время теплившаяся в деревенских домах, клубах и школах, сегодня, с уходом старшего поколения, часто исчезает из современной жизни. Но вместе с тем в самые последние годы интерес к народным промыслам оживляется, и народная игрушка вновь начинает пользоваться спросом. Возрождаются и развиваются старые промысловые формы игрушек, разрабатываются новые, часто, как и в дореволюционной России, в надомном варианте, отдельными мастерами. Все-таки живет древо традиционных ремесел, а потому множатся и его плоды – по-праздничному яркие и нарядные, со сказочными узорами и скромным декором, народные игрушки для сердца и души, хранящие тепло человеческих рук. К началу XXI века многое изменилось в России и в народных промыслах, но богатство художественного содержания народной игрушки, разнообразие и выразительность ее форм, воспитательные, обучающие и развивающие функции, связанные с особенностями народного миропонимания, с непреходящими традиционными ценностями, где всегда царит добро, – все более становятся востребованными сегодня. Нижегородские мастера промысловой игрушки, на себе испытывая все перипетии российской жизни, идут своим путем, надеясь на лучшее, веря в необходимость своего труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|