32. Литературная, пропагандистская и издательская деятельность декабристов.
32. Литературная, пропагандистская и издательская деятельность декабристов. 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ Поэты-декабристы – поэты, которые были участниками декабристских обществ «Союз Спасения» (1816-1818) и «Союз Благоденствия» (1818-1821). Основные: Кондратий Федорович Рылеев, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Федор Николаевич Глинка, Александр Иванович Одоевский, Павел Александрович Катенин, Александр Александрович Бестужев под псевдонимом «Марлинский». Поэтов-декабристов объединяет общность взглядов на современную им литературу. Литературная деятельность рассматривается как высокое общественное дело. Содержание превыше формы и эстетических особенностей. Пропагандистские и дидактические мотивы. Цель литературы: «изложение чувств высоких и к добру увлекающих», т. е. пробуждать у читателя лучшие чувства его души, стремление к добру, свободе и изменению общественного порядка; литература должна быть полезна для читателя. В формировании идей декабристов большую роль играла передовая русская литература: «Горе от ума», политическая лирика раннего Пушкина. 2. ПРОПАГАНДИСТСКАЯ Декабристы стремятся использовать литературные общества и легальную печать для пропаганды политических идей. Журналы и альманахи используются как сила, призванная руководить сознанием читателей, проповедующая высокие гражданские идеалы. Печатные издания: журнал «Соревнователь просвещения и благотворения», альманах А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда», «Мнемозина» В. К. Кюхельбекера, «Русская старина» и «Невский зритель». 3. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ Дворянское освободительное движение переживает в 20-х годах XIX века период идейкой подготовки. Среди будущих декабристов, являвшихся наиболее передовой и просвещенной частью дворянства, было много людей, связанных с литературой и наукой. Почти одновременно с организацией декабристами «Союза благоденствия», ставившего себе цели политические, возникло и литературное «Вольное общество просвещения и благотворения», впоследствии переименованное в «Вольное общество любителей российской словесности». В это общество входили те же писатели, которые состояли членами тайного «Союза благоденствия»: К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Тургенев, Ф. Н. Глинка. Основные задачи «Общества» — поощрение литературы и оказание помощи литераторам и ученым. После Отечественной войны 1812 года правительство Александра I окончательно вступило на путь реакции. Последнее десятилетие царствования Александра I получило название периода аракчеевщины — от имени всесильного временщика графа А. А. Аракчеева, вершившего всеми делами управления. Единомышленником Аракчеева был министр народного просвещения A. С. Шишков. Литературная и издательская деятельность декабристов протекала в условиях все усиливавшегося гонения на свободную мысль и на литературу. В 1818—1825 годах «Вольное общество любителей российской словесности» издавало журнал «Соревнователь просвещения и благотворения». В этом журнале широко проводилась проповедь идей гуманизма. Доходы с издания шли на нужды учащихся и ученых. Другой журнал «Невский зритель» издавался декабристом1 B. К. Кюхельбекером в 1820—1821 годах. В «Невском зрителе» К- Ф. Рылеев, обычно подписывавший свои произведения инициалами К. Р., поместил свою знаменитую сатиру «К временщику», Которого он характеризует таким образом: «Неистовый тиран родной страны своей», и в котором все сразу узнали всесильного* Аракчеева. Сатиру автор подписал своим именем, из-за чего он мог жестоко пострадать. Безнаказанным это выступление прошло либо оттого, что Аракчеев, как говорили, не читал журналов, как и вообще ничего не читал, или же оттого, что, прочтя его, не захотел признать себя в портрете изображенного тирана.
33. Журнал «Отечественные записки». Журнал «Отечественные записки» - колыбель русской демократической мысли, один из основоположников русского литературоцентризма и концепции издания в России «толстых» журналов. Толстый журнал в условиях России выполнял многие важные функции: 1. Журнал заменял газету, информируя аудиторию о значимых событиях в политической, экономической и социальной жизни страны. 2. Журнал заменял научную энциклопедию, сообщая читателям знания, малодоступные рядовому гражданину. 3. Журнал заменял художественную книгу, т. к. большая часть литературных произведений публиковалась прежде в журналах, и лишь позже, в случае успеха, они выходили как самостоятельные издания. Журнал «Отечественные записки» прошёл сложный и долгий путь от литературно-познавательного издания до авторитетного печатного органа с выраженной демократической направленностью, умевшего в жёстких условиях цензуры доносить до читателей самые передовые мысли и самые актуальные описания действительности через сатиру и художественное слово. «Отечественные записки» существенно способствовали укреплению логоцентризма русской культуры и развитию русского консерватизма и подлинного патриотизма, для которого были равно неприемлемы ни русофильство, ни русофобство. Журнал был основан в 1818 историком, путешественником и писателем Павлом Свиньиным. Он вознамерился опубликовать свои путевые заметки, записки, наблюдения и исследования в виде «толстого» журнала. Первые номера журнала почти целиком состояли из материалов авторства самого Свиньина, включая иллюстрации. Кроме публикации собственных статей, он помещал материалы на темы истории, географии, быта и нравов России и населяющих её народов. Издатель-редактор журнала Краевский имел опыт издательской работы в «Московском Вестнике», «Энциклопедическом Лексиконе», «Журнале Министерства Народного Просвещения». Он исходил из того, что российский читатель нуждается в легальном и в то же время критическом издании. Поэтому он преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов).
К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Денис Давыдов, историки Михаил Погодин и Степан Шевырёв, Михаил Дмитриев, профессор латинской словесности и философии Иван Давыдов, известный впоследствии славянофил Алексей Хомяков, Сергей Аксаков, Михаил Лермонтов, Владимир Соллогуб, Иван Панаев, Фёдор Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала Василий Межевич, учитель словесности, имевший опыт выступлений в печати. Однако тексты Краевского были непопулярны, и Краевский решил пригласить Белинского, от сотрудничества с которым он раньше категорически отказывался и называл «крикуном-мальчишкой». Белинский и его люди сменили Межевича на посту редактора критического отдела[4]. Белинский активно привлекал к участию в журнале новых сотрудников, в основном своих друзей и единомышленников. Он привлёк к участию Василия Боткина, Михаила Бакунина, Тимофея Грановского, Николая Кетчера, Петра Кудрявцева. Новые сотрудники вытеснили или заставили уйти таких авторов, как Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин». Журнал взял жёсткий либеральный (в тех условиях — антиправительственный ) курс. Позднее в «Отечественных записках» приняли участие Николай Огарёв, Александр Герцен, Николай Некрасов, Иван Тургенев. Журнал враждовал с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. Зато он знакомил читателя с новинками отечественной литературы, в частности — с творчеством Лермонтова. В 1838 году в «Литературных прибавлениях» (редактируемых Краевским лично), вышла «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. В «Отечественных записках» были помещены почти все произведения поэта, написанные в 1839—1841 годах, несколько десятков стихотворений, «Бэла», «Тамань», «Фаталист». Публиковать произведения Лермонтова журнал продолжал и после смерти поэта.
Однако ещё в апреле 1846 года журнал покидает Белинский. Причиной был конфликт интересов. Краевский воспринимал журнал как коммерческое предприятие и платил сотрудникам очень умеренное жалованье. Белинского он оплачивал очень низко, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы. В связи с материальной недостаточностью он перестал работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Место Белинского в отделе критики занял Валериан Майков (утонувший летом 1847 года), активное участие в журнальной деятельности принимал И. Тургенев. После смерти Майкова отдел возглавил Степан Дудышкин. В 1847 году журнал пережил первый пик популярности: у него было более 4000 подписчиков (для своего времени — огромное число). Журнал считался одним из самых влиятельных в России. В 1848 году в связи с ситуацией в Европе и опасениями правительства о возможности беспорядков в России требования властей к журналу устрожились. Сильным ударом по журналу стала высылка из Петербурга М. Е. Салтыкова-Щедрина, повести которого «Противоречия» и «Запутанное дело» были напечатаны в «Отечественных записках» (1847. No 11; 1848. No 3) и вызвали негативную реакцию цензуры. Краевский был вызван в III Отделение, где ему было предписано изменить редакционную политику «в согласии с видами правительства». После этого визита Краевский был вынужден написать и опубликовать статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту» (1848. No 7), которая была воспринята многими читателями как ренегатская. Тем не менее, журнал, став более умеренным, не изменил своим основным принципам. Не имея возможности высказываться об актуальных политических вопросах в прежнем духе, Краевский стал делать журнал научно-литературным. В связи с этим он привлёк к сотрудничеству таких авторов, как Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихомиров, А. Н. Пыпин, С. М. Соловьев, И. И. Срезневский, А. Н. Афанасьев, Б. И. Ордынский и другие. Отношение правительственных инстанций к журналу было противоречивым. У журнала было много высокопоставленных врагов, однако он также рассматривался как полезный ресурс для выражения правительственных мнений. Краевский даже получил официальное разрешение на публичную полемику с Герценом. В журнале появилось несколько статей, споривших с публикациями «Колокола». Летом 1863 г. (No6) «Отечественные записки» «поздравили» правительство с «победой» над Герценом, перешедшим на сторону бунтующей Польши.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|