Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

41. Журнал «Москвитянин» Погодина и Шевырева




41. Журнал «Москвитянин» Погодина и Шевырева

 

Издавался в 1841—1856 годах. Во главе журнала стояли два профессора Московского университета, известные своими верноподданническими взглядами, — историк М. П. Погодин и историк литературы С. П. Шевырев. Погодин был издателем и редактором журнала, Шевырев — его ближайшим помощником и ведущим критиком. Белинский называл их «холопами знаменитого села Поречья».

 

До 1849 года выходил ежемесячно, затем — два раза в месяц. С точки зрения советского литературоведения считался органом крупной торговой буржуазии 1840—1850-х гг. и стоял на позиции официальной народности.

 

В первой же книге журнала Шевырёв в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заострённой критике крепостнического государства. Столь же закономерно «Москвитянин» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции.

 

В «Москвитянине» были следующие основные разделы: «Изящная словесность», «Науки», «Материалы для русской истории и истории словесности», «Критика и библиография», «Московская летопись», «Внутренние известия», «Славянские новости», «Смесь», «Моды» и др. Но энциклопедического журнала из «Москвитянина» не получилось. Очень плох был отдел литературный; в нем печатались малохудожественные, но зато в высшей степени благонамеренные произведения бездарных писателей вроде карамзиниста князя П. И. Шаликова или бывшего сотрудника «Вестника Европы» М. А. Дмитриева. Поэтому понятно возмущение Гоголя, сблизившегося в это время с кругом Погодина и Шевырева: «Москвитянин», издаваясь уже четыре года, не вывел ни одной сияющей звезды на словесный небосклон!

 

В отделе «Славянские новости» помещались письма и статьи славянских ученых.

 

«Москвитянин» едва мог заполучить 300 подписчиков. Но зато журнал Погодина все больше и больше завоевывал симпатий правительства.

 

С 1854 г. начинается упадок «Москвитянина», и в 1856 г., совершенно лишенный подписчиков, журнал прекращает свое существование.

42. Катков как символ охранительной журналистики

Михаил Никифорович Катков (1818 - 1887) выпускал журнал “Русский вестник” и газету “Московские ведомости” при МУ. Его деятельностью укреплялась императорская власть - уникальный случай, когда “4 власть” - действительно власть. К. выступал за счастье и благополучие государства (а не народа, как другие публицисты). Крайне правая, консервативная линия в русской журналистике. Публицистика К. вызывала аллергию даже у тех, кто не принадлежал к лагерю революционных демократов. Тех, кто поддерживал К. идеологически, было немного. Но К. и не нуждался в поддержке, поскольку сам, фактически, представлял государственную власть, имея возможность в большей мере, чем кто бы то ни было, влиять на политику.

 

В 1845 К. стал профессором кафедры логики и психологии в МУ; в 1848 (“мрачное семилетие” началось) кафедру закрывают. В 1850 ему предложили стать редактором “Московских ведомостей”. Только в 1862 К. стал собственником газеты. “МВ” закрылись только в 1917. “Р. вестник” К. начал издавать до 1856 (закрылся в 1905).

 

РВ” вел полемику с демократической прессой, прежде всего с “Современником”. Полемические статьи не были особенно интересны - слишком грубы, резки, жестки, в них не было глубины, как в статьях об экономике. К. полемизировал и со славянофильскими изданиями (“День” Ив. Аксакова, “Русская беседа” и др. ).

 

Своими передовыми статьями К. “делал погоду” - по ним можно было представить себе состояние России во многих отношениях.

43. Журналы бр. Достоевских «Время» и «Эпоха». Статья Ф. Достоевского «Г-н –бов и вопрос об искусстве»

В 1858 году М. Ф. Достоевский и его брат М. М. Достоевский решают издавать свой журнал. Для осуществления этого замысла 18 июня 1860 года М. М. Достоевский подает прошение в Цензурный комитет Санкт-Петербурга для издания «Времени», журнала, освещающего как литературные, так и политические темы, и 3 июля 1860 года он получает соглашение. В сентябре 1860 года люди видят объявление о журнале братьев Достоевских «Время». А выходить журнал еженедельно стал уже в 1861 году. Его объем был примерно 20-30 листов.

 

В журналах развивали Почвенничество – важно (по Достоевскому русская самобытность, п. признавали миссией России спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом, на народной «почве» с религиозно-этической основой)

 

Главной задачей журнала «Время» являлось объединение всех людей, любящих свою Родину. Создатели журнала хотели найти области в жизни, в которых бы соприкасались интересы и народа, и дворян.

 

Ф. М. Достоевский был приверженцем почвенничества, течения, главной идеей которого было единения цивилизации и народного начала, примирения теорий западничества и славянофильства. Это течение, распространившееся в 1860-е годы,

 

определяли, как философское, общественно-политическое и литературное явление. А. А. Григорьев, П. П. Страхов и, конечно, Ф. М. Достоевский являлись главными представителями почвенничества. «Почва» расшифровывается как действительная сила, которая заложена в народе. Все события и явления, когда-либо происходящие, в той или иной мере связаны с народом, именно поэтому в журнале «Время» до людей доносится мысль о том, что обществу нужно объединиться с «почвой» (с народом), а не воевать или враждовать с ним.

 

Журнал «Время» был закрыт уже в мае 1863 года. Причиной стала публикация статьи Николая Николаевича Страхова, которая называлась «Роковой вопрос». В этой статья о польском восстании не было ничего революционного или умаляющего достоинства Российской империи, но она был неправильно понята. Правительство в ней увидело возвышение Польши и принижение Российской империи. К сожалению, в 1863 году так грустно и нелепо журнал «Время» прекратил свое существование. Но уже в 1864 году его сменит журнал «Эпоха», который продолжит начинания «Времени».

 

С момента закрытия «Времени» еще не прошло и года, Михаил Михайлович Достоевский идет к Петру Александровичу Валуеву, министру внутренних дел, чтобы просить о разрешении в 1864 году выпускать журнал «Правда». Редактор убедил Валуева, что журнал будет идти в соответствии с официальным курсом, то есть весь опубликованный материал будет патриотическим.

 

В итоге правительство дало разрешение на издание журнала, но изменило название «Правда» на «Эпоха». К сожалению, журнал из-за позднего разрешения вышел только 21 марта 1864 года, а к этому времени все читатели оформили годовые подписки на другие журналы. Уже это дало понять, что новый журнал не станет популярным. В журнале были впервые представлены перед читателями произведения известных авторов: «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Семеновича Лескова, «Призраки» Ивана Сергеевича Тургенева, «Крокодил» и «Записки из подполья» Федора Михайловича Достоевского. Также публиковались в журнале А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Н. А. Некрасов, Я. Полонский, А. Н. Майков. Еще в «Эпохе» можно было прочитать переводы шедевров Виктора Гюго и Эдгара По, а также много произведений различных жанров от начинающих авторов.

 

10 июля 1864 Михаил Михайлович Достоевский умер. Его брат написал некролог, который назывался «несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском». В нем была описана концепция «Эпохи», а также заявлялось, что именно М. М. Достоевский являлся вдохновителем и идеологом издания. После его смерти на Ф. М. Достоевского легла не только вся работа по журналу, но и большой денежный долг.

 

Смерть главного редактора на некоторое время совершенно остановила работу журнала. Однако все выражали надежду на продолжение жизни издания. Теперь главным редактором был назначен Александр Устинович Порецкий. Выходит несколько номеров, но уже вскоре умирает Аполлон Александрович Григорьев, ценный для издания человек.

 

Еще с момента создания из-за организационных и тем более финансовых нюансов многим было понятно, что прежнего успеха уже не видать. И все же были надежды и планы, которые по большей части осуществить не получилось. «Эпоха» была обречена на провал. После года сложного существования в марте 1865 года журнал «Эпоха» закрывается.

 

«Г-н —бов и вопрос об искусстве» — статья Ф. М. Достоевского, часть цикла «Ряд статей о русской литературе». Впервые опубликована во 2 выпуске журнала «Время» за 1861 год. Отражает эстетические воззрения Достоевского.

 

На вопрос о природе искусства существуют два диаметрально противоположных подхода. Первый представляют утилитаристы, которые считают, что любое произведение искусства должно оцениваться с точки зрения пользы (полезности). По мнению утилитаристов, искусство должно быть ограничено решением конкретной практической цели, стоящей перед обществом в определенный исторический момент. Сторонники же «чистого искусства» («искусства ради искусства») отстаивают идею свободного творчества. По их мнению, красота есть жизненная необходимость каждого человека, а искусство имеет цель в себе самом.

 

Достоевский критикует и утилитаристов, и сторонников «чистого искусства». Он считает, что обе стороны заняты лишь враждой, в то время как сама суть вопроса давно искажена или даже утеряна обеими сторонами. [1] Так, сторонники «чистого искусства» не принимают обличительной литературы и не признают ее ценность даже тогда, когда в ней обнаруживается художественный талант и мастерство автора. С другой стороны, утилитаристы, признавая второстепенность художественности и, вместе с тем, призывая к практической пользе искусства, забывают, что талантливо воссозданные художественные образы способствуют более точному восприятию идеи произведения. [2]

 

Ссылаясь на критическую статью г-на –бова, посвященную оценке творчества Марко Вовчок, Ф. М. Достоевский доказывает сложившейся кризис двух подходов. При этом, он также критикует г-на –бова за «кабинетность» теории, и говорит о невысоком уровне художественного таланта Марко Вовчок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...