Заключительное слово о нижегородской игрушке
Даже при беглом взгляде видно, сколь богаты, разнообразны и уникальны промыслы нижегородской народной игрушки. Многие образцы, как, например, семеновская матрешка или городецкая роспись, известны во всём мире. Народная игрушка относится к массовой материальной культуре, и ее возникновение и развитие обуславливалось в каждое время многими причинами. Из поколения в поколение, от деда к внуку, от отца к сыну передавали нижегородские мастера секреты изготовления токарных, топорных и керамических игрушек. Бережно хранились традиции, но не чурались народные умельцы и новаций. При создании крупных промысловых центров игрушки во второй половине XX века, наряду с традиционными изделиями, разрабатывались и внедрялись в производство экспериментальные формы, созданные профессиональными художниками-конструкторами в специальных научных институтах Москвы. Как видно из приведенных данных, 60-е – начало 80-х годов были временем расцвета нижегородской игрушки. Получая правительственную поддержку, промыслы и сами давали значительную прибыль региону. Над развитием игрушечного дела в области трудились экспериментальные лаборатории, созданные при основных промысловых производствах. В постсоветский период народные промыслы испытывают серьезные трудности, так как современный мир диктует свои условия выживания. Сохранение и развитие традиций изготовления русской игрушки – задача, от решения которой зависит, смогут ли будущие поколения пить из чистого родника народного искусства. За последние годы интерес к традиционным промыслам оживился, и народная игрушка вновь стала пользоваться спросом. Возрождаются и развиваются старые промысловые формы этих изделий, разрабатываются новые. Живет древо традиционных ремесел, а с ним множатся и его плоды – по-праздничному яркие и нарядные, со сказочными узорами и скромным декором, народные игрушки. Пуриховские, городецкие, курцевские, семеновские, лысковские, ермиловские, полховмайданские лошадки представляют все многообразие подходов народных мастеров к натурному объекту и древнему символу коня, слуги солнца, приносящего на землю радость и благодать, праздник и веселье. Народная игрушка – это неистощимый источник юмора, метких наблюдений за природой, животными и людьми, это память о сакральных знаниях, мифологических представлениях. Нижегородская традиционная игрушка, как правило, нарядна и празднична, богато орнаментирована растительными узорами. Ее образы наполнены оптимистическим настроением и яркими красками. Ее философия и эстетика изначально настроены на положительные эмоции, они пронизаны праздничным настроением, нацелены на добро и благо, хотя в последнее время стали появляться и образы из параллельного печального мира. В традиционной же нижегородской игрушке нашли свое отражение, прежде всего, те поэтические воззрения на мир, которыми так полны фольклор, сказки, былины и русские крестьянские праздники. К сожалению, художественно-поэтическое осмысление мира сейчас стремительно уходит, оставляя после себя памятники материальной культуры, которые являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, тем Трояном, который и обеспечивает связь времен. За каждым видом нижегородской игрушки стоит вековая мудрость многих поколений, морально-нравственная ответственность за сотворенное, поэтому в народном искусстве не могло появиться то, что не соответствовало бы исконному жизненному укладу и традиционным представлениям о красоте. Любое новаторство корректировалось коллективом, и чуждое отметалось само собой. Феномен народной игрушки неразрывно связан с домом, где ремесленное производство и крестьянский труд, дополняя друг друга, способствовали жизнеобеспечению семьи, ее благополучию.
Игрушки Городца, Семенова, Полховского Майдана и других промысловых центров Нижегородского края – это золотой фонд областного культурного потенциала, который мы, к сожалению, постепенно теряем. Как говорил один известный нижегородский журналист, народное крестьянское искусство – это русский эдем, рай, который мы все более утрачиваем, меняя его на заморский ширпотреб. А как бы хотелось, чтобы не только внуки, но и правнуки сегодняшней молодежи могли подивиться расписным лошадкам, покрутить крылья деревянной мельницы, покачаться на коне или петушке, пошуметь трещотками и погремушками, посвистеть в размалеванных яркими красками птичек, поиграть на расписной, в узорах, балалайке, словом, окунуться в стихию народного праздника, в наш национальный эдем, сохранение или разрушение которого зависит только от нас, нашей ответственности перед собой и следующими поколениями. А в вашем доме есть нижегородские народные игрушки? Златогривые кони, строгие или улыбающиеся матрешки, грибы или коты-копилки, мельницы-вертушки или веселые карусели, трогательные, в цветах, собачки или звонкие свистульки. Если есть, то вы – обладатели частички русского ирия-рая, и пусть в вашем доме всегда светит солнце согласия и лад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|