Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи




Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [15, с. 97].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В состав «полной» семьи, как известно, входят: муж, жена, дети. Но сегодня такая семья, особенно в городе, постепенно уступает место семье другого рода, уменьшенного состава: один родитель и дети. Эту семью называют «неполной».

Если после развода один из супругов не заключает второго брака и начинает жить только с ребенком (детьми), возникает неполная семья. Ее традиционно рассматривают как проблемную семью, отличающуюся некоторыми особенностями, возникающими в результате «диадности» ее существования и отсутствия в семейной системе супружеских отношений [16, с. ].

Как и в любой неполной семье, главными являются функции, связанные с эмоциями и общением. На первый план выходят такие сферы семейной деятельности, как воспитание, духовное общение, первичный социальный контроль.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В ней складываются специфические условия для воспитания. Матери, а чаще всего именно они остаются с детьми, вынуждены доказывать себе, бывшему мужу, окружающим, что могут справиться с воспитанием ребенка [17, с. 7].

Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей [18, с. 63].

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

) Принимать активное участие в жизни семьи;

) Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

) Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

) Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

) Уважать право ребенка на собственное мнение;

) Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

) С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

) Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек старшего школьного возраста. Так мальчики старшего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки - здоровье и жизненную мудрость. Мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми - счастье других, творчество, красоту природы и искусства. При разрыве отношений родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что опять-таки сказывается на детях. Наблюдения зарубежных ученых показали, что на самооценку и поведение мальчиков большее влияние оказывает мать, а не отец. Если ее желания оптимистичны, поддерживают уверенность ребенка в своих силах, то подросток, в конце концов, начинает относится к себе самому аналогичным образом (хотя ожидания отца могут быть и более разумными). Если же воспитательные позиции и ожидания родителей существенно расходятся, то это вызывает у ребенка ощущение растерянности, формирует чувство собственной неполноценности. Такие подростки, особенно мальчики, обычно хуже адаптируются в социальной среде.

Принято считать, что одинокие матери и отцы, в силу сходных обстоятельств семейной жизни, заставляющих выполнять и женские, и мужские роли по отношению к ребенку, имеют сходные характеристики поведения:

* их социальная жизнь более ограничена;

* для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком;

* у них со временем нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак.

Принято считать, что одинокие отцы в большей степени вызывают сочувствие и получают помощь от друзей и родственников, однако у них значительно суживается круг социального общения по сравнению с одинокими матерями. В свою очередь, одинокие матери чаще одиноких отцов сталкиваются с проблемой воспитания детей, особенно в области дисциплины. Отцы, в свою очередь, могут со временем осознать, что их эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В диадических семьях типа «мать - сын» встречаются и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу их столкновения начинают напоминать супружеские конфликты. При отсутствии мужа претензии к сыну могут сочетаться с перенесением на него отношения матери как взрослой женщины к своему брату. Таким образом, мать фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужских ролей (мужа и брата). Но поскольку ее сын реально другой, отличный от отца и дяди человек (к тому же подросток, а не взрослый), он, естественно, не может соответствовать неадекватным ожиданиям матери, осложняя этим уже достаточно «эмоционально спутанные» отношения с нею [19, с.50].

Достаточно сложной оказывается такая ситуация в неполной семье, когда оставшийся с ребенком родитель (чаще мать) стремится воспитать ребенка таким образом, чтобы продемонстрировать обществу, что и в отсутствии отца ее ребенок вырос достойным человеком. Обычно в подобных случаях мать стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом склонности и особенности самого ребенка игнорируются. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участников детско-родительские конфликты [20, с.183].

В неполных семьях существует опасность и другого рода: одинокая женщина может стремиться обезопасить себя от возможного одиночества в будущем и привязывает детей к себе различными методами психологического давления. Иными словами делает «депозитный вклад» в ребенка, рассчитывая получить его в будущем в виде материальной и духовной поддержки.

Подобная практика неэффективна и заведомо опасна: ребенок - не собственность матери. Дав ему жизнь, она, тем не менее, не имеет права распоряжаться ею.

Не менее проблематичные ситуации возникают и в том случае, когда одинокие женщины предпринимают попытки найти нового мужа, рассматривая при этом ребенка как обузу или как запасной аэродром, на который можно присесть, отдохнуть и лететь дальше в поисках мужчины.

Женщина, воспитывая детей одна, часть отцовских функций неминуемо пытается взять на себя. Но заменить мужчину она не в состоянии. Тщетность таких усилий может ей дать повод разочароваться в себе, как в воспитателе. Сам фактор того, что мать оказалась в одиночестве (не важно по какой причине), снижает ее самооценку, а значит, обязательно сказывается на процессе воспитания.

Как уже отмечалось ранее, причина образования неполной семьи может по-разному влиять на процесс воспитания. Для детей из неполных семей, образовавшихся в результате смерти одного из родителей, характерны повышенная тревожность и чувство «ущербности», а для детей разведенных родителей - заниженная самооценка.

Взаимоотношения в неполных семьях, где главой являются отцы, отличаются особенной теплотой. К тому же одинокие отцы строят свою жизнь в доме с учетом интересов детей. Обычным для таких семей является совместное выполнение домашних обязанностей, общий досуг: игры прогулки, занятия спортом.

В неполных семьях отношения между родителями и ребенком обычно более равноправные, чем в полных. Это само по себе и неплохо, но настараживает другой факт. Эмоционально родитель, и в первую очередь, мать, гораздо сильнее воздействует на психику ребенка, чем он на материнское состояние. Беспокойство и гнев матери приводит к последующему бесспокойству и гневу подростка.

В семьях, где вспышки раздражения и бесспокойства матери происходят ежедневно, этот процесс может создать у ребенка устойчивый отрицательный эмоциональный фон, что в дальнейшем чревато чувством хронической неуспешности детей.

Поэтому воспитание детей вообще и особенно в неполной семье, должно строиться на основе постоянного пристального внимания родителей (одинокого родителя) к своему поведению.

Таким образом, можно сделать вывод: воспитательная ситуация в неполных семьях имеет свои особенности. Например, в период после развода воспитательная система семьи складывается заново. Мать и дети должны пройти довольно длительный период адаптации, пока не «встроятся» в новую жизнь. Нередко проблемы, связанные с воспитанием и социализацией детей накапливаются и с возрастом становятся только острее. Особенно это типично для семей, в которых дети остались без попечения одного из родителей в раннем детстве или подростковом возрасте.И конечно, говорить о полноценном и успешном воспитании в неполной семье затруднительно: бесспорно имеет место деформация самого процесса воспитания. Одинокая мать, к сожалению, не может решить всех проблем - как собственных, так и проблем своего ребенка [17, с. 11].

личность подростковый семья воспитание


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...