Исследование защитных механизмов личности у подростков из неполных семей
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Сегодня многие справедливо отмечают необходимость резкого усиления социальной заботы о здоровье неполных семей, их правовой защите, полноценном включении в жизнь общества. Особую тревогу вызывает постоянно увеличивающееся количество неполных семей. Последствия влияния неполной семьи на личностный рост ребенка для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. У детей могут развиваться такие негативные отклонения в развитии личности, как: психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям. У мальчиков может не сложиться представление о собственных гетеросексуальных влечениях. У девочек собственная половая идентификация. Может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Возникают различного рода зависимости или «созависимости», препятствующие нормальному развитию личности. У подростков из неполных семей формируются защитные механизмы, которые обладают определенными особенностями. Поэтому целью данного исследования является экспериментальное изучение защитных механизмов личности у подростков из неполных семей. Поставленная гипотеза следующая: превалирующими защитными механизмами у подростков из неполных семей являются такие защитные механизмы личности как: рационализация, проекция, отрицание, и регрессия. Исследование проводилось на базе Светлогорской СШ. № 10 среди учащихся 7-9 классов. Выборка составила 52 человека из неполных семей, из которых 29 девочек и 23 мальчика в возрасте 13-15 лет. Исследование было проведено с помощью личностного опросника для изучения индекса жизненного стиля Плучека-Келлермана-Конте, адаптированного У.Б. Клубовым.
Данный личностный опросник помогает выявить уровень развития следующих механизмов защиты «я»: вытеснения, регрессии, замещения, отрицания, проекции, компенсации, гиперкомпенсации и рационализации. Полученные результаты говорят о том, что все эти защитные механизмы личности у подростков из неполных семей являются довольно выраженными, однако наибольший уровень развития имеют такие механизмы защиты «я», как рационализация, проекция, отрицание, а также такие подростки нередко регрессируют. К этому ведут усталость, переживания или болезни, вызванные потерей одного из родителей (рис.). Подростки в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неуловлетворенности или, как говорят психологи, в состоянии фрустрации. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, у подростков появляется «чувство незащищенности. Нередко подростки ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие подростки «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, предупредительность, вежливость. В итоге нередко грешат «перегибанием палки». Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость - до потери собсвенной системы ценностей; а чрезмерная предупредительность и вежливость - до угодничества.
Рисунок Уровень развития защитных механизмов у подростков, воспитывающихся в неполных семьях На данной диаграмме по оси У показана выраженность данного защитного механизма в процентах, по оси Х - защитные механизмы личности: - вытеснение
- регрессия - замещение - отрицание - проекция - компенсация - гиперкомпенсация - рационализация Из полученных данных видно, что доминирующими защитными механизмами у подростков, которые воспитываются в неполных семьях являются, прежде всего, проекция (86%), отрицание (68%), регрессия (64%), а также рационализация (62,2%). Немного реже подростки прибегают к использованию таких механизмов защиты «я», как замещение (50,5%) и компенсация (42,7%). Меньше всего они используют компенсацию вытеснение (30%), а также гиперкомпенсацию (23%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые лица, окружающие ребенка, способствуют формированию у него и закреплению в дальнейшем определенных защитных механизмов личности; определяют условия жизни и социализации не только в актуальной ситуации младенчества и детства, но они продолжают оказывать влияние (иногда катастрофически фатальное) и дальше, в другие возрастные периоды человека, в том числе и в подростковый. Мера и драматизм психических конфликтов детства, в которых первые шесть лет жизни играют особенную роль, определяют меру и диспозицию будущих невротических страданий. Невротическое страдание, естественно, не означает понятия болезни. Люди, страдающие от невротических конфликтов, очень часто подводят свои симптомы под новообразовывающуюся, чаще всего нарцисстически мотивированную оборону, чтобы не чувствовать себя больными или "виновными" в своем несчастье: симптоматические действия, чувства, желания, соматические страдания и т.п. рационализируются,т.е., на первый взгляд, имеют кажущееся благоразумное и "безобидное" обоснование; идеализируются и таким образом представляются ценными и целесообразными; просто отрицаются; проецируютвероятные причины на других персон и на другие отношения и т.д. Идентификация с «утраченным объектом» выступает в роли защитного механизма, так как уменьшает силу фрустрации, возникшей вследствие такой утраты. Подобная идентификация не только позволяет без патологических нарушений подавлять, преодолевать Эдипов комплекс, но одновременно интернализовать идеалы и установки родителя противоположного пола. Защитная функция такой идентификации, согласно психоанализу, простирается далеко за пределами детства и проявляется позже при потере близких людей, любимого существа и т.д.
Анализируя полученные материалы, мы приходим к выводу, что в неполной семье ребенку трудно создать целостный образ о мужчинах и женщинах. Единственному оставшемуся родителю трудно создать у подростка объективное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с чем-то, причиняющим сильную боль. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость». И это неудивительно: мальчики-подростки, выросшие без отца, нередко усваивают «женский» тип поведения, считая мужским грубое и резкое поведение. Мальчики-подростки в неполной семье сталкиваются и с еще одной проблемой: заласканные матерью или убедившиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают считать: мужчины - ничтожества. На этом фоне развивается стремление стать настоящим мужчиной, защитить беспомощную мать. Но случается и по-другому: подросток восстает против матери и убегает из дома с чувством, что все женщины - враги. Для детей в подростковом возрасте (особенно для мальчиков) важно, чтобы отец был моделью для подражания. Для девочек-подростков характерны крайности в поведении. Они или очень застенчевы и тревожны в общении с мальчиками, или неразборчивы в связях. Таким образом, анализ научных исследований свидетельствует о том, что развитие ребенка, воспитывающегося в неполной семье, идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые «часто нельзя сказать хуже они или лучше, чем у ребенка, воспитывающегося в полной семье - они просто немного другие». ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении необходимо отметить, что поставленные задачи были решены и гипотеза подтвердилась. В данной работе рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные защитным механизмам личности, выделены основные подходы к изучению данного феномена, а так же проанализировано содержание понятия защитного механизма.
Опираясь на работы ведущих специалистов в этой области, были рассмотрены особенности защитных механизмов личности в подростковом возрасте. При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой особенностей защитных механизмов у подростков, были выделены факторы, влияющие на их развитие. При анализе соответствующей литературы были отображены основные проблемы развития личности подростка, воспитывающегося в неполной семье. Рассмотрели особенности защитных механизмов таких подростков и влияние неполной семьи на особенности защитных механизмов подростка. В результате было отмечено, что подростковый возраст - это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к обществу. В целом были зафиксированы негативные последствия родительского развода, которые серьезно сказываются на формировании характера и жизненной позиции ребенка, а также влияют на формирование у подростков различного рода защит (чаще проекция, отрицание, рационализация, регрессия; реже замещение, компенсация, вытеснение, гиперкомпенсация), которые со временем могут становиться «хроническими». Но эти механизмы мешают им осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для подростков, воспитывающихся в неполной семье, являются: постоянное чувство обделенности, неуловлетворенности; часто занимают «самообвиняющую» позицию, даже не пытаясь отстаивать свое мнение или поступок, больше склонны к конформизму; страх, внутренняя неуверенность, обида и злость на окружающих и мир в целом. Итак, отсутствие отца ослабляету у мальчиков-подростков формирование отцовских чувств, а у девочек отсутствие отца нарушает целостность образа мужчины. Таким образом, используя защитные механизмы, подростки бессознательно оберегают свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|