Тема 1: Теоретические и методологические основы курса
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет специального образования
Т.Н. Вержбицкая, Л.И. Алексина ПСИХОЛИНГВИСТИКА Учебно-методическое пособие УДК ББК Печатается по решению учебно-издательского совета БГПУ Рецензенты: Е.С.Грабчикова: проректор по научной работе УО «ОИУУ», кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики русского языка. С.Н.Феклистова: заведующая кафедрой сурдопедагогики УО «БГПУ имени М.Танка», доцент, кандидат педагогических наук. Вержбицкая Т.Н., Алексина Л.И. Психолингвистика: Учебное пособие. – Мн.: БГПУ, 2007. - с. 245 ISBN В учебно-методическом пособии представлено краткое содержание лекций по основам психолингвистики, предложены материалы как для проведения практических и лабораторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Предназначены для студентов факультета специального образования педагогических вузов, а также могут быть использованы в практической работе специалистов и родителей детей, имеющих особенности психофизического развития. УДК ББК СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………………………...5 Раздел I. Общие вопросы психолингвистики Тема 1: Теоретические и методологические основы курса …………………..7 1.1. Предмет, объект и задачи психолингвистики……………………………..7 1.2. Основные положения психолингвистики ………………………………...9 1.3. Речевая деятельность: предмет, средства (языковая система), способы, виды, продукты………………………………………………………………………..10
Раздел II. Психолингвистический анализ структуры процессов восприятия и порождения речи Тема 1: Психолингвистический анализ процесса восприятия и понимания речи ………………………………………………………………………….………….16 1.1. Восприятие речи…………………………………………………………...16 1.2. Модели процесса восприятия речи……………………………………….20 1.3. Динамика исследовательских подходов к пониманию текста………….24 1.4. Уровни понимания текста………………………………………………...27 Тема 2: Психолингвистический анализ процесса порождения речи ………..31 Тема 3: Внутренняя речь. Соотношение языка и мышления в психологии ……………………………………………………………………………..42 Раздел III. Психолингвистика развития Тема 1: Психолингвистические механизмы онтогенеза речевой деятельности ребенка ………………………………………………………………..52 Тематика практических и лабораторных занятий……………………………71 Вопросы и практические задания для самоконтроля………………………...88 Литература………………………………………………………………….......92 Хрестоматийные материалы ……………………………………..………….95 Раздел I. Общие вопросы психолингвистики. Тема 2.1. «Психолингвистические проблемы семантики» ……………….….96 А.Р. Лурия Язык и сознание – МГУ 1999г. Лекция II Слово и его семантическое строение…………….…………….….96 Лекция Ш Развитие значения слов в онтогенезе……………………………116 Лекция IV Развитие понятий и методы их исследования…………………..133 Лекция V «Семантические поля» и их объективное изучение…………….151 Тема 2.2. «Семантическая структура фразы»»………………………..….161 А.Р.Лурия Язык и сознание – М. 1999г. Лекция VIIIСинтаксическая и семантическая структура фразы………….161 Раздел II. Психолингвистический анализ структуры процессов восприятия и порождения речи. Тема 1: «Психолингвистический анализ процесса восприятия и понимания речи» …………………………………………………………………………………..172
А.Р. Лурия Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. МГУ, 1969 Исследование речевых функций. Импрессивная речь…………………...…172 Раздел ІІІ. Психолингвистика развития. Тема: «Психологические механизмы онтогенеза речевой деятельности ребёнка» ………………………………………………………………………………178 А.А. Леонтьев Слово в речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. Глава II. Слово: его фазический аспект…………….................................178 Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения - М., 1974. Раздел I. Принципы и пути изучения речи в ходе её активного формирования. Глава I. Генезис функций и форм языка в разные периоды детства. Периодизация речевого развития……………………………………………...……194 ПРЕДИСЛОВИЕ Современный уровень развития теории и практики оказания помощи детям с особенностями психофизического развития предполагает знание операциональной структуры процессов восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Междисциплинарная проблема речеобразования является особенно актуальной в профессиональной подготовке учителя-дефектолога поскольку «… речь есть сосредоточение и выразитель всей психологической жизни человека» (И.А. Зимняя, 2001, с. 5). В сфере общенаучного знания речь традиционно рассматривается в качестве одной из глобальных, узловых проблем. Это определяется исключительностью роли речи в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его развитии как личности и субъекта деятельности. До сих пор со времен античности язык, речь, слово остаются всесторонне изучаемыми и все еще недостаточно изученными проблемами, что объясняется сложностью этих феноменов. Многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: психология, лингвистика, психофизиология, нейро- и психолингвистика, психосемантика и другие. При этом всеми отмечается роль языка как сложнейшей знаковой системы, в семантической единице которой – слове сплетаются обобщение и общение, значение и смысл. Еще более сложными и многочисленными являются речевое поведение и речевая деятельность, осуществляемые посредством языка, особенно когда они рассматриваются в контексте коммуникативных процессов – процессов приема, переработки, сохранения и использования вербальной информации, когда возникает необходимость обращения к человеку как субъекту речевой деятельности, процессам порождения и восприятия речевого сообщения.
Необходимость учебного пособия связана как с возросшим интересом к проблемам психологических механизмов функционирования языка в речевой деятельности индивида, в том числе и ребенка с особенностями психофизического развития, так и с необходимостью оказания помощи студенту в организации самостоятельной работы при изучении курса «Психолингвистика». В предлагаемом пособии за основу рассмотрения всех речевых и коммуникативных процессов взята речевая деятельность и единицы языка с их функцией в речевой деятельности. Это позволяет интерпретировать язык, речь, речевое поведение в единой системе целостного деятельностного представления. Цель настоящего пособия – помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть знаниями и навыками в плане изучения речи человека, его языковой способности, видов и механизмов речи, а также определении трудностей при формировании процессов речевосприятия и речеобразования у детей с особенностями психофизического развития. В основу курса легли как традиционные дисциплины – общее языкознание, русский и белорусский языки, психология, так и относительно новые науки – психология речи, семиотика, культура речи, психолингвистические исследования детской речи, психология общения и др. Содержание пособия отражает основные теоретические и методологические вопросы психолингвистики, психолингвистический анализ порождения и восприятия речи, психолингвистику развития в объеме изучаемого студентами-дефектолагами курса, материалы для практических и лабораторных занятий, задания для самостоятельного изучения и контроля. Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы для изучения процессов речеобразования при нормальном и отклоняющемся развитии.
Раздел I. Общие вопросы психолингвистики Тема 1: Теоретические и методологические основы курса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|