Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших          




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.А. ШОЛОХОВА

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Лукунина Анна Михайловна

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,

КАК ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

                                                       Научный руководитель:

                           Е.Б.Пучкова, к.п.н.

                                                       

Москва

2007                                                    

Содержание

Введение                                                                                                                       3-5

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших          

Школьников                                                                                                     6-22

§ 1. Общая характеристика учебной деятельности детей                                 

 младшего школьного возраста                                                              6-10    

§ 2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости

младшего школьника                                                                                        10-16

§ 3. Влияние учителей на становление личности ученика                          16-22

Глава 2. Возрастные особенности младших школьников                                  23-46

§ 1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста               23-26

§ 2. Особенности познавательной сферы детей младшего

школьного возраста                                                                                          26-30

§ 3. Учебная деятельность – как ведущая в младшем школьном

возрасте                                                                                                              30-37  

§ 4. Трудности в обучении младших школьников и характеристика

трудностей                                                                                                         38-46

Глава 3 Экспериментальное исследование

       Влияние возрастных и психологических особенностей

Личности младших школьников на школьную успеваемость                                                  48-59

§ 1. Цели, задачи и методы                                                                              48-50

§ 2. Анализ результатов диагностики                                                            50-59

Заключение                                                                                                               59-60

Библиография                                                                                                               60-61

Введение

Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. Конец XX – начало XXI века требуют от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы.

При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников. Учебную деятельность, являющуюся ведущей в младшем школьном возрасте, необходимо отличать от других видов деятельности и форм организации учебной работы, учащихся в классе, которые могут присутствовать в учебном процессе младших школьников. Нужно определить специфику учебной деятельности, отличив ее и от усвоения, и от тренировки, и от других форм учебной работы школьников.

Учебная деятельность – это преобразование. Преобразование – это ломка стереотипов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное.

Актуальность темы исследования. Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ «Об образовании» определяется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, который не в полной мере отвечает требованиям по подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности.

Цель исследования выявить и проанализировать влияние возрастных и психологических особенностей формирования личности младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – особенности развития личности младших школьников, создающие трудности в обучении в рамках общеобразовательной программы.

Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе работы психолога с детьми младшего школьного возраста необходимо выявление личностных психологических характеристик, исходя из которых, программа обучения может подлежать корректировке в процессе учебной деятельности в зависимости от психических особенностей ученика, а также формирование у младших школьников адекватной самооценки в ходе учебного процесса.

Соответственно, модель организации учебной деятельности должна включать в себя следующие элементы:

1) целевой, обусловливающий направленность деятельности учителя в ходе организации учебной деятельности младших школьников на формирование у них адекватной самооценки.

2) содержательный, предполагающий развитие у учащихся системы представлений о себе, развитие чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности, в совокупности обусловливающих формирование востребованных личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность).

3) организационно-деятельностный, включающий формы, методы и средства организации учебной деятельности при решении поставленной в исследовании цели выявление и анализ влияния возрастных и психических особенностей формирования личности в процессе учебной деятельности.

4) совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность организации учебной деятельности: организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества, актуализация и развитие рефлексивных навыков учащихся, педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости.

2. Доказать, что в организации учебной деятельности необходимо отталкиваться и от индивидуальных особенностей учащегося.

Для решения поставленных целей и задач исследования были использованы следующие методы:

1. Беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности   

2. Наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности

       3. Проведения в классе тестирования по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест), с целью определения уровня интеллектуального развития, как каждого ученика, так и среднего уровня по классу (Приложение №1)

 4. Проведения в классе тестирования по методике многофакторного опросника Кеттела (детский вариант), отражающего факторы, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. (Приложение №2)

5. Проведение в классе тестирования по методике Будасси на выявление самооценки учащихся (Приложение №3)

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями экспериментально подтверждены особенности организации педагогического процесса обучения слабоуспевающих младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших          

Школьников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...