Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших
Стр 1 из 9Следующая ⇒ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.А. ШОЛОХОВА Факультет психологии Кафедра практической психологии Лукунина Анна Михайловна НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, КАК ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Дипломная работа Научный руководитель: Е.Б.Пучкова, к.п.н.
Москва 2007 Содержание Введение 3-5 Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших Школьников 6-22 § 1. Общая характеристика учебной деятельности детей младшего школьного возраста 6-10 § 2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника 10-16 § 3. Влияние учителей на становление личности ученика 16-22 Глава 2. Возрастные особенности младших школьников 23-46 § 1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста 23-26 § 2. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста 26-30
§ 3. Учебная деятельность – как ведущая в младшем школьном возрасте 30-37 § 4. Трудности в обучении младших школьников и характеристика трудностей 38-46 Глава 3 Экспериментальное исследование Влияние возрастных и психологических особенностей Личности младших школьников на школьную успеваемость 48-59 § 1. Цели, задачи и методы 48-50 § 2. Анализ результатов диагностики 50-59 Заключение 59-60 Библиография 60-61 Введение Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. Конец XX – начало XXI века требуют от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решение. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы.
При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников. Учебную деятельность, являющуюся ведущей в младшем школьном возрасте, необходимо отличать от других видов деятельности и форм организации учебной работы, учащихся в классе, которые могут присутствовать в учебном процессе младших школьников. Нужно определить специфику учебной деятельности, отличив ее и от усвоения, и от тренировки, и от других форм учебной работы школьников. Учебная деятельность – это преобразование. Преобразование – это ломка стереотипов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Актуальность темы исследования. Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ «Об образовании» определяется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, который не в полной мере отвечает требованиям по подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности.
Цель исследования выявить и проанализировать влияние возрастных и психологических особенностей формирования личности младших школьников в процессе учебной деятельности. Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности развития личности младших школьников, создающие трудности в обучении в рамках общеобразовательной программы. Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе работы психолога с детьми младшего школьного возраста необходимо выявление личностных психологических характеристик, исходя из которых, программа обучения может подлежать корректировке в процессе учебной деятельности в зависимости от психических особенностей ученика, а также формирование у младших школьников адекватной самооценки в ходе учебного процесса. Соответственно, модель организации учебной деятельности должна включать в себя следующие элементы: 1) целевой, обусловливающий направленность деятельности учителя в ходе организации учебной деятельности младших школьников на формирование у них адекватной самооценки. 2) содержательный, предполагающий развитие у учащихся системы представлений о себе, развитие чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности, в совокупности обусловливающих формирование востребованных личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность). 3) организационно-деятельностный, включающий формы, методы и средства организации учебной деятельности при решении поставленной в исследовании цели выявление и анализ влияния возрастных и психических особенностей формирования личности в процессе учебной деятельности. 4) совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность организации учебной деятельности: организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества, актуализация и развитие рефлексивных навыков учащихся, педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости. 2. Доказать, что в организации учебной деятельности необходимо отталкиваться и от индивидуальных особенностей учащегося. Для решения поставленных целей и задач исследования были использованы следующие методы: 1. Беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности 2. Наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности 3. Проведения в классе тестирования по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест), с целью определения уровня интеллектуального развития, как каждого ученика, так и среднего уровня по классу (Приложение №1) 4. Проведения в классе тестирования по методике многофакторного опросника Кеттела (детский вариант), отражающего факторы, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. (Приложение №2) 5. Проведение в классе тестирования по методике Будасси на выявление самооценки учащихся (Приложение №3) Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями экспериментально подтверждены особенности организации педагогического процесса обучения слабоуспевающих младших школьников. Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших Школьников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|