Понятие и виды мер пресечения.
В юридической литературе неоднозначно решается вопрос о классификации мер пресечения. Так, одни авторы делят все меры пресечения на 2 группы: 1) общие меры пресечения (подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу, домашний арест и др.); 2) специальные меры пресечения, применяемые к отдельным субъектам (военнослужащим или несовершеннолетним) — наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним. Можно встретить и другую классификацию, например, разделение мер пресечения в зависимости от характера ограничения прав обвиняемых и подозреваемых. Исходя из этой классификации, они делятся на четыре группы: 1) меры пресечения, связанные с лишением свободы (заключение под стражу); 2) меры пресечения, связанные с ограничением свободы передвижения (подписка о невыезде, домашний арест, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним); 3) меры пресечения, связанные с ограничением имущественных прав обвиняемого, подозреваемого (залог); 4) меры пресечения, связанные с гарантией третьих лиц (личное поручительство). Основанием для избрания меры пресечения является наличие данных, указанных в ст. 97 УПК РФ. Меры пресечения могут применяться дознавателем, следователем и судом на различных стадиях процесса. Меры пресечения имеют целью создание условий для успешного раскрытия преступления, изобличения виновных. Безусловно, меры пресечения оказывают воспитательное воздействие на обвиняемого или подозреваемого, но непосредственной целью мер пресечения является воспрепятствование обвиняемому или подозреваемому скрыться от дознания, следствия и суда и т.д. Следует отметить, что меры пресечения не влияют на характер наказания. Однако следует отметить и то, что меры пресечения не должны быть более строгими, чем санкция закона, по которой квалифицируются действия обвиняемого или подозреваемого.
Таким образом, меры пресечения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры процессуального принуждения, которые применяются дознавателем, следователем или судом к обвиняемому, подозреваемому с целью помешать им: · скрыться от дознания, следствия или суда; · продолжать заниматься преступной деятельностью; · угрожать свидетелям, потерпевшим, иным участникам уголовного процесса; · уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. К видам мер пресечения относятся: · подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ); · личное поручительство (ст. 103 УПК РФ); · наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ); · присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым (ст. 105 УПК РФ); · залог (ст. 106 УПК РФ); · домашний арест (ст. 107 УПК РФ); · заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ). Следует сказать, что залог, домашний арест, заключение под стражу допускаются только по судебному решению. Порядок получения такого решения прописан в ст. 108 УПК РФ. В уголовно-процессуальном законе регламентированы гарантии законного и обоснованного избрания мер пресечения: 1) обязательность вынесения постановления (определения) дознавателем, следователем или судьей (ч. 1 ст. 101 УПК РФ); 2) получение согласия руководителя следственного органа или прокурора на возбуждаемое перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога (ст.ст. 29, 108, 107, 106 УПК РФ); 3) точное описание в постановлении (определении) оснований (ст. 97, 108 УПК РФ) и условий (ст. 99 УПК РФ) для избрания меры пресечения; 4) вручение копии постановления (определения) лицу, в отношении которого она избирается, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе (ч. 2 ст. 101 УПК РФ);
5) разъяснение порядка обжалования данного решения лицу, в отношении которого избрана мера пресечения (ч. 5 ст. 101 УПК); 6) отмена или изменение меры пресечения, которая избрана с согласия руководителя следственного органа или прокурора, допускается только с их согласия (ч. 3 ст. 110 УПК). Виды мер пресечения Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК РФ. Остановимся подробно на некоторых, которые вызывают определенные трудности при их применении. Новый УПК РФ внес некоторые изменения в перечень мер пресечения. В частности, исключена такая мера пресечения как поручительство общественной организации, и появилась такая мера пресечения как домашний арест (ст. 107 УПК РФ). Данная мера пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого решением суда по основаниям и в порядке, установленном для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 107 УПК РФ). Обстоятельствами, которые суд может положить в основание решения об избрании лицу в качестве меры пресечения домашнего ареста вместо заключения под стражу, являются его пожилой возраст, плохое состояние здоровья, семейное положение, а также процессуальное положение в качестве подозреваемой или обвиняемой беременной или кормящей грудью женщины. Вместе с тем суд, учитывая названные, а также и иные обстоятельства (например, явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, заглаживание причиненного преступлением вреда), не ограничивается изоляцией на дому подозреваемого, обвиняемого, но, кроме того, принимает решение подвергнуть его следующим возможным запретам: · общаться с определенными лицами; · получать и отправлять корреспонденцию; · вести переговоры с использованием любых средств связи (ч. 1 ст. 107 УПК РФ). При этом суду должны быть представлены необходимые материалы о наличии у подозреваемого, обвиняемого изолированного жилища, имеющего необходимые удобства, а также близких лиц, способных оказать ему помощь в решении проблемы жизнеобеспечения в данных условиях. Домашний арест так же, как и заключение под стражу, имеет своей целью пресечь возможность подозреваемого, обвиняемого скрыться от следствия и суда, совершать преступления, незаконным образом препятствовать производству по уголовному делу (ст. 97 УПК РФ).
Таким образом, домашний арест среди мер пресечения занимает второе место после заключения под стражу по степени ограничения прав личности. Это говорит о том, что домашний арест ограничивает права обвиняемого, подозреваемого. В постановлении или определении суда об избрании данной меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый. Если провести анализ статей о мерах пресечения, то можно заметить, что за нарушение взятых на себя обязательств в определенных случаях предусмотрена ответственность в виде наложения денежного взыскания. Например, денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты предусмотрено для поручителей за невыполнение своих обязательств по личному поручительству (ч. 4 ст. 103 УПК РФ), а также для лиц, которым отдан под присмотр несовершеннолетний обвиняемый (ч. 3 ст. 105 УПК РФ). Закон предусматривает и возможность обращать в доход государства залог в случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым взятых на себя обязательств (ч. 4 ст. 106 УПК РФ). Таким образом, за нарушение этих мер пресечения, когда нет оснований для избрания более строгих, возможно применение иных мер ответственности имущественного характера. В юридической литературе, как и на практике, существует мнение о внесении дополнения в положение ст. 107 УПК РФ о том, что в случае нарушения обвиняемым, подозреваемым ограничений, установленных судом, на него может быть наложено денежное взысканиеБагаутдинов Ф. Новая мера пресечения в УПК РФ — домашний арест // Законность. 2002. № 10.. Отмечаются и другие сложности, возникающие при избрании данной меры пресечения. Так, в ст. 107 УПК РФ нет ничего о том, может ли подозреваемый, обвиняемый покинуть свое жилище на какое-то время. Данная мера пресечения предполагает ограничение свободы передвижения и запрет определенному лицу покидать свое жилище. На практике встречаются случаи, когда суд своим решением об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста может разрешить покидать жилище на определенный срок, например, для посещения поликлиники.
В соответствии со ст. 107 УПК РФ суд в своем постановлении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста должен указать орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных судом ограничений. Но в настоящее время нет правового акта, которым регламентировался бы порядок исполнения этой меры пресечения, периодичность проверок, оформление их результатов и т.д. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает механизма осуществления данной меры пресечения. Следует сказать, что Федеральной службой исполнения наказаний разработан законопроект, в котором отводится место и названной мере пресечения. В нем подробно освещаются вопросы о процедуре домашнего ареста. Так, по решению суда в квартирах могут устанавливаться видеокамеры, использоваться специальные электронные браслеты и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|