Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Миграционная политика России




СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Серия: Развитие России

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

№ 6 (449)

О состоянии миграционной политики
в Российской Федерации
и путях ее совершенствования

(материалы к «правительственному часу»
311 заседания Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации)

 

Москва

февраль


Настоящий выпуск Аналитического вестника подготовлен к «правительственному часу» 311 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Его тема ‑
«О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования».

Выпуск открывается вступительной статьей председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанского.

В статье первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М. Джабарова обозначены приоритетные направления миграционной политики. В статье главного научного сотрудника ИСПИ РАН, профессора Л.Л. Рыбаковского разбираются многие аспекты современной ситуации и перспективы восполнения трудоспособного населения страны. В других статьях вестника анализируются проблемы привлечения в страну иностранных трудовых ресурсов, обсуждаются положения проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

Заключительная статья подготовлена на основе материалов исследований Европейского центра парламентских исследований и обобщает обширный европейский опыт выстраивания политики в данной сфере.


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Миграционная политика России.................................................................................... 3

Рязанский В.В., председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике

К повышению качества государственной миграционной политики.................. 3

 

Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Некоторые приоритеты миграционной политики................................................ 5

 

Рыбаковский Л.Л., главный научный сотрудник ИСПИ РАН, д.э.н., профессор

Современная миграционная политика России в аспекте ее национальных интересов................................................................................................................................................ 11

 

Здоровец Я.И., главный консультант отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Замечания и предложения к проекту Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации................................................................................................................................................ 27

 

Юсуповский А.М., советник ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Актуальные проблемы государственной миграционной политики в сфере внешней трудовой миграции................................................................................................................................................ 33

 

Тарасова Н.В., Гришанова А.Г., Макарова Л.В., Кожевникова Н.И., сотрудники ИСПИ РАН

Стационарные миграции как фактор формирования трудоспособного населения России................................................................................................................................................ 43

 

II. Зарубежный опыт...................................................................................................................................................... 59

Леонов Ю.С., главный консультант отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, Буланов В.В., аспирант кафедры международного частного права МГЮА им. О.Е. Кутафина

Законодательный опыт регулирования миграции в странах Европы................................................................................................................................................ 59


I. Миграционная политика России

К повышению качества
государственной миграционной политики

Рязанский В.В., председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике

Миграционные процессы вплетаются в один из нервных узлов российского общества. В нем сосредоточены внешнеполитические, экономические, региональные и этнонациональные интересы разных групп. Не случайно в дискуссии по вопросам миграции втянулись представители партий, СМИ и медийная часть экспертного сообщества. Высказываются замечания не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству, рассматриваются его изменения за последние годы, а также плюсы и минусы международных конвенций, которые подписаны Российской Федерацией, и которые она обязалась соблюдать.

Дополнительный импульс дискуссии придали публикация и идущее обсуждение проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

26 января 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России отметил: «Накопившиеся здесь проблемы, риски волнуют наше общество, порой вызывают открытое раздражение»[1]. А в своих статьях, посвященных анализу проблем национальной, социальной и миграционной политики, он отметил: «Очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу»[2]. «Потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи»[3].

Фактически миграционная политика должна подвергнуться серьезной коррекции. Это требуется не только потому, что есть немало недовольных ее результатами, но и потому, что образуется единое экономическое пространство, формируется Евразийский союз. А это требует серьезной унификации и миграционного законодательства. Крайне важно, чтобы новая ситуация, новые миграционные риски своевременно диагностировались, прогнозировались, чтобы принимались упреждающие меры, в том числе и в сфере законодательства.

Задачи коррекции государственной миграционной политики в свете новых запросов и требований не могут быть уделом работников какого-то одного ведомства. Представители государства, бизнес- объединений, профсоюзов, партий, общественности, СМИ, экспертного сообщества, национальных диаспор могли бы внести немалый вклад в формирование миграционной политики, отвечающей требованиям времени.

Для нас, законодателей, главная задача - готовить законодательные акты в соответствие с текущими потребностями и требованиями стратегического развития России. А проведение «правительственного часа» дает возможность увидеть, какие новшества готовит Федеральная миграционная служба, насколько они отвечают нашим представлениям, готовности и возможностям регионов активно участвовать в осуществлении миграционной политики. Государственная миграционная политика требует высокой степени синхронизации действий разных органов власти. Поэтому уверен, что обсуждение этих вопросов на заседании Совета Федерации будет этому способствовать, может указать на существующие «перекосы»[4], способствовать тому, что миграционная политика станет более современной и гибкой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...