Интеграционные процессы как стратегическое направление решения проблем трудовой миграции
В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отмечал, что в перспективе решение миграционных проблем должно быть тесно увязано с интеграционными процессами в Евразийском Союзе, а тесная интеграция на постсоветском пространстве выступает как «реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам». В России льготы для привлечения и оформления въезда высококвалифицированных специалистов были основаны исключительно на критериях высокой заработной платы. Во многих странах в качестве критерия для облегчения въезда принят иной принцип – содержательно анализируется потребность в конкретных специалистах, представителях конкретных профессий. Стоит отметить проблему растущего дефицита квалифицированных специалистов в странах-экспортерах рабочей силы[31]: в ситуации кризиса трудовая миграция может выступать как экспорт безработицы и социальных проблем в принимающую страну. Следует отметить, что эмиграция специалистов уже начинает ощущаться в ряде стран СНГ. Руководство ФМС неоднократно заявляло, что предусматривает создание благоприятных условий для квалифицированных специалистов из стран СНГ по аналогии с системой «синих» карт, действующих в странах Евросоюза, и американских «зеленых» карт. В рамках этих механизмов подразумевалось, что работники будут въезжать к заранее известному работодателю, который обязан решать вопросы их жилищного, медицинского и страхового обеспечения. В рамках Совета руководителей миграционных органов государств–участников СНГ была подготовлена концепция организованного привлечения специалистов. Однако в настоящее время проблема остается нерешенной, и доля организованного привлечения мала.
Концепция дальнейшего развития СНГ была одобрена решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года. В миграционном разделе Концепции заявлено, что в вопросах миграции требуется повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государств – участников СНГ и координации в рамках Содружества. Особого внимания требует совершенствование договорно-правовой базы СНГ. В Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года, отмечалось, что основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество, противодействие незаконной миграции[32]. В Аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу», принятом Советом глав государств СНГ, отмечается, что за прошедшие годы созданы организационно-правовые предпосылки для решения вопросов трудовой миграции. В частности, принята Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников СНГ, учрежден Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения, а также межгосударственные программы совместных мер по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми. На ближайшее время в рамках работы МПА СНГ запланирована разработка и принятие еще ряда нормативных документов. На 2012 год запланированы: комментарий к модельному законодательству СНГ в сфере противодействия торговле людьми, который готовит Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности, изменения и дополнения в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств – участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми.
Представляется, что новый этап интеграционных процессов в рамках реализации концепции Евразийского союза потребует большей конкретизации, координации и коррекции совместной миграционной политики, более активного и эффективного государственного регулирования. Для изменения ситуации в области миграции нужно формирование жестких механизмов селективной миграции, аналогичных тем, которые созданы, например, в странах Европейского Союза, в США. Государственная миграционная политика должна на порядок повысить свою наукоемкость, опираться на анализ рынка труда, потребности регионов и отраслей в специалистах и рабочей силе. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 года, оценивается многими экспертами и политиками как устаревшая. К настоящему времени миграционная ситуация в стране изменилась и количественно, и качественно. При обсуждении проекта Концепции государственной миграционной политики важной задачей является четкая и однозначная формулировка национальных и региональных интересов в области трудовой миграции. Необходима разработка новых комплексных критериев оценки эффективности государственной миграционной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Критериев, способных измерить не только экономические, но и социальные, этнополитические, культурные и иные последствия движения миграционных потоков. Без надежной информационной базы эффективное государственное регулирование трудовых миграционных потоков нереализуемо. Требуется создать комплексный механизм обратной связи, обеспечивающий защиту прав мигрантов. Ряд экспертов предлагает даже введение специального поста уполномоченного по правам мигрантов, что, впрочем, не заменит необходимости в качественно новом уровне работы министерств и ведомств, в зоне ответственности которых находится трудовая миграция. Важным элементом государственного регулирования миграции может стать создание контролируемых государством каналов организованного набора мигрантов, способных осуществлять защиту интересов мигрантов, потеснить стихийно сложившиеся теневые рынки их вербовки, перевозки, снабжения необходимой документацией, обучения, медицинского обследования.
Необходимо создать механизмы, гарантирующие со стороны работодателей условия работы и проживания, соответствующие современным нормам охраны труда, установленным санитарным нормам. Важнейшей материальной предпосылкой большей управляемости и регулируемости миграционных потоков, по мнению экспертов, является оборудование границ Российской Федерации. Требует анализа, обобщения и тиражирования разнообразный опыт субъектов Российской Федерации по регулированию миграционных трудовых потоков на региональных рынках труда. Мониторинг применения в регионах миграционного законодательства мог бы стать серьезным импульсом к обновлению и совершенствованию государственной миграционной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|