Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние ключевых проблем трудовой миграции




Текущая миграционная политика нередко ориентирована на узкоэкономическое рассмотрение трудовой миграции в качестве источника рабочей силы, либо в демографическом плане – как замещающей естественную убыль населения. Недостаточная ориентированность на баланс интересов государства, общества, бизнеса и мигрантов, недостаточная проработанность предлагаемых правовых и институциональных механизмов способны усугубить имеющиеся проблемы.

Ключевыми проблемами, характеризующими ситуацию в области трудовой миграции в Российской Федерации, являются следующие:

- Растущая напряженность на рынке труда, конкуренция за рабочие места из-за наметившейся тенденции преобладания трудовых мигрантов в определенных сферах занятости.

- Высокая доля незаконных мигрантов.

Обычно взвешенные экспертные оценки незаконной трудовой миграции указывают 4-6 млн. трудящихся нелегалов, хотя называются и более крупные цифры[16]. В этой связи важно отметить необходимость смещения акцентов в борьбе с нелегальной миграцией[17]. Приоритетной целью противодействия должны стать не сами мигранты[18], а организаторы, вербовщики, теневики, пользующиеся их услугами, покрывающие их представители государственных структур. Смысл государственной миграционной политики заключается в переходе от стихийного набора рабочей силы к целевому оргнабору иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями развития страны, отраслей, регионов.

Сегодня руководители Федеральной миграционной службы вынуждены констатировать неэффективность предусмотренных законодательством санкций, особенно на уровне правоприменения[19]. Существующая система миграционного контроля над въездом, выездом, транзитным проездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, недостаточное оборудование отдельных участков государственной границы России не позволяют эффективно контролировать миграционные потоки[20].

Существующие способы притока через каналы землячеств, этнических диаспор, родственные связи делают миграцию крайне непрозрачной, трудно регулируемой со стороны официальных государственных служб, связывают ее с теневой экономикой[21], криминалом[22], торговлей людьми и коррупцией. Организация труда и проживание на основе этнической солидарности нередко делают напряженными межнациональные отношения в местах проживания, стимулируют развитие этнической преступности. Индикатором растущего осознания этих проблем является создание в ряде регионов специальных структур по борьбе с этнической преступностью.

- Несоответствие миграционных потоков реальным потребностям рынка труда.

Государство заинтересовано в приезде мигрантов в регионы, где ощущается дефицит рабочих рук. Но на практике основная масса мигрантов едет в Центральный федеральный округ (50% общего миграционного потока, в том числе в Москву и Московскую область - более 30%).

Вызывают опасение надежды на то, что эти диспропорции могут быть преодолены с помощью замещающей коренное население миграции. Подобные надежды уже не оправдались в отношении государственной программы помощи добровольному переселению соотечественников. Принятая в 2006 году программа была рассчитана на приезд примерно 300 тыс. человек в год. В рамках этой программы в Россию переехало более 61 тыс. человек, 29 тыс. из них — в 2011 году. Примерно такое же количество выезжает из страны на постоянное место жительства за рубеж[23].

- Неадекватность потребностям рынка труда созданных механизмов регуляции миграции.

Пока не удается обеспечить ни заинтересованности, ни общности взглядов государства и бизнеса на миграционные проблемы. В итоге в страну въезжают не те специалисты, в которых ощущается наиболее острая необходимость[24].

- Сложности межведомственного взаимодействия и координации.

Далеко не все миграционные вопросы отнесены к компетенции Федеральной миграционной службы, например, состояние здоровье въезжающих мигрантов. Регулированием внутренней миграции, подготовкой специальных программ, закреплением переехавших трудовых ресурсов и проблемами регулирования рынка труда занимается Министерство здравоохранения и социального развития. «Выдворение возложено на плечи Министерства внутренних дел, а ФМС занимается только депортацией. Мы работаем до суда. Мы доставляем человека в суд, суд принимает решение, человек помещается в специально созданное учреждение, и после этого уже наступает этап работы органов внутренних дел», - отмечал директор ФМС России К.О. Ромодановский[25].

Для лучшей координации усилий различных ведомств была создана Правительственная комиссия по миграционной политике[26], призванная быть «координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики». Однако ситуация с трудовой миграцией существенно не улучшилась[27].

- Низкая квалификация трудовых мигрантов.

Эксперты нередко отмечают, что причинами аварий, пожаров становится миграционный фактор - неадекватность квалификации, нарушение норм, правил техники безопасности, переутомление в силу сверхэксплуатации.

- Отсутствие системы адаптации, интеграции иноязычных мигрантов.

Институты адаптации, интеграции иноязычных мигрантов практически отсутствуют в большинстве регионов и населенных пунктов[28]. Лишь недавно были созданы соответствующие структуры в ФМС России. Косвенным подтверждением роста напряженности является достаточно высокий уровень неприятия и враждебности в отношении иностранных мигрантов.

В европейских странах интеграция иностранных трудовых мигрантов тесно связана с предоставлением гражданства, зависящим от успешной сдачи тестов. Например, курсы языковой и гражданской интеграции обязательны и достигают 30-40 часов по гражданской и 600 часов по языковой интеграции. Такая практика существует в Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Франции. Существуют тесты для супругов в случае воссоединения семей[29]. В России в конце 2011 года был принят в первом чтение законопроект об обязательном изучении русского языка для мигрантов, работающих в сферах ЖКХ, торговли и бытового обслуживания[30]. Однако стоимость обучения возложена на самих мигрантов, значительная часть которых относится к наиболее низкооплачиваемым категориям работников, для которых эта сумма может оказаться слишком значительной. Многие эксперты считают принятую меру фактором, который будет лишь загонять трудовую миграцию в тень.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...