Анатомо – физиологические особенности крови и системы кроветворения.
Кровь – одна из наиболее лабильных жидкостных систем организма, постоянно вступающая в контакт с органами и тканями, обеспечивая их кислородом и питательными веществами, отводящая к органам выделения отработанные продукты обмена, участвующая в регуляторных процессах поддержания гомеостаза. Кровь играет важную роль в обеспечении неспецифической и специфической сопротивляемости организма. В систему крови включаются органы кроветворения и кроверазрушения (красный костный мозг, печень, селезенка, лимфатические узлы, другие лимфоидные образования) и периферическая кровь.
Общее количество крови в организме взрослого человека составляет 7% массы тела и равно 5 л, или 70 мл на 1кг массы. Количество крови у новорождённого составляет 14 % от массы тела, или 93 – 147 мл/кг, у детей первых трёх лет жизни – 8 - 8, 2%; 4 – 7 лет – 7 - 8, 5 % от массы тела; 12 – 14 лет – 7 - 9, 4 % от массы тела. Количество плазмы в различные возрастные периоды колеблется в пределах 4, 2 - 5, 2 % от массы тела. Кроветворение у зародыша эмбриона начинается очень рано, с конца 2-3 недели, и происходит в мезенхимных клетках. С начала 2 месяца беременности, кроветворение у эмбриона происходит в печени; с 3-4 месяца в селезёнке. Костный мозг начинает функционировать со второй половины эмбриональной жизни.
После рождения ребёнка кроветворение сосредоточивается главным образом в костном мозге, а также в лимфатических фолликулах лимфатических узлов и селезёнке. У детей раннего возраста кроветворение происходит во всех костях. С 4 лет появляются первые признаки превращения костного красного мозга в костный жёлтый (жировой), и он теряет функцию кроветворения. К периоду полового созревания кроветворение сохраняется в костном мозге плоских костей, рёбер, тел позвонков и эпифизах трубчатых костей, а также в лимфатических узлах и селезёнке. К важнейшим кроветворным органам относятся: лимфатические узлы – мягкие, розоватого цвета образования округлой овоидной или бобовидной формы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они закладываются по ходу лимфатических сосудов с 3 месяца внутриутробного развития, достигают окончательного развития после рождения ребенка. У новорожденного лимфатические узлы величине относительно больше, чем у взрослых. Соединительнотканная капсула тонкая и нежная, трабекулы – внутридольковые перемычки почти отсутствуют. Морфологическая дифференцировка лимфатических узлов происходит постепенно и завершается к 12 - 13 годам. Лимфатические узлы – важнейшие органы лимфопоэза. Средние и малые лимфоциты образуются частью вследствие митотического деления и дифференцировки больших лимфоцитов. Лимфоциты возникают также из обособляющихся малодифференцированных клеток, т. е. синцития. Лимфа обогащается лимфоцитами в ходе своего перемещения по тканям лимфатического узла. Лимфатические узлы выполняют защитную функцию, в них обезвреживаются проникающие сюда бактерии, их токсины и инородные тела. Третья важная функция лимфатических узлов – выработка антител, осуществляемая плазматическими клетками.
Морфологическая и функциональная незрелость лимфатических узлов приводит к их недостаточной барьерной функции, в связи с чем, у детей первых месяцев жизни инфекционные агенты легко проникают в кровеносное русло. Видимых изменений со стороны лимфатических узлов при этом не наступает. В возрасте 1 - 3 лет лимфатические узлы начинают отвечать на внедрение возбудителя. С 7 - 8 лет, в связи с завершением развития лимфатических узлов, появляется возможность местной защиты от возбудителей инфекции. Ответной реакцией на проникновение инфекции является увеличение размеров лимфатических узлов, их болезненность при пальпации. У здоровых детей пальпируются шейные (подчелюстные, передне- и заднешейные, затылочные), подмышечные и паховые лимфоузлы. Они единичные, мягкие, подвижные, не спаяны между собой и с окружающей тканью, имеют величину от просяного зерна до чечевичного. Зная локализацию лимфатических узлов, можно определить направление распространения инфекции и обнаружить их изменение при патологических процессах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|