Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические особенности возрастного развития старшеклассников




Содержание

Введение

Глава 1. Формирование гражданского воспитания как педагогическая проблема

1.1 Психолого-педагогические особенности возрастного развития старшеклассников

1.2 Понятие о нестандартных формах работы классного руководителя

1.3 Особенности гражданского воспитания старшеклассников

Глава 2. Пути реализации нестандартных форм работы классного руководителя в процессе гражданского воспитания старшеклассников

2.1 Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе

2.2 Показатели эффективности нестандартных форм работы классного руководителя в процессе гражданского воспитания старшеклассников

Выводы

Список использованной литературы


Введение

 

В концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь основной задачей воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания.

Демократизация общества, успешное развитие Республики Беларусь во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития общества гражданское воспитание детей и учащейся молодежи стало предметом государственной политики и неотъемлемой частью воспитания и образования личности. В своих выступлениях Президент Республики Беларусь неоднократно сосредотачивает наше внимание на необходимости решения насущных проблем идеологии белорусского государства, определении ведущих идеологических постулатов, путей и методов идеологической работы, в основе которой лежит воспитание гаражданственности и патриотизма. "Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание…" - говорит Президент Республики Беларусь на Совещании педагогического актива Республики, который проходил в августе 2011 года [20, с.15]

Гражданское воспитание является особым направлением в общей системе воспитания, так как оно призвано подготовить молодежь к такой жизнедеятельности, в которой знания соединяются с позицией гражданского долга, личные интересы - с общественными, в которой процесс личностной и групповой идентификации проходит через привязанность и уважение к своему Отечеству.

Гражданственность определяет место личности в системе общественного целого. Мерой гражданственности является степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей, в рамках которых он и выбирает вариант своего поведения, проявляя свой политический, нравственный и интеллектуальный облик.

классный руководитель гражданское воспитание

Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи - это непрерывный процесс преемственности дошкольного, начального образования, школы, вуза.

Начинается гражданское воспитание в семье, с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья.

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, которые определяют переоценку системы общественно-личностных отношений, серьёзно влияющих на формирование социальной позиции личности старшеклассников. В этих условиях проблемы гражданского воспитания становится актуальной и выступает как ведущая в системе социального воспитания молодежи.

Данная курсовая работа посвящена проблеме гражданского воспитания старшеклассников во внеурочное время.

Таким образом, цель курсовой работы: выявить формы работы классного руководителя как средство гражданского воспитания старшеклассников.

Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:

.   Ознакомиться с психолого-педагогическими особенностями развития старшеклассников;

2. Рассмотреть особенности гражданского воспитания старшеклассников;

.   Выявить нестандартные формы работы классного руководителя;

.   Определить показатели эффективности нестандартных форм работы классного руководителя в процессе гражданского воспитания старшеклассников.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и аналогия.

Курсовая работа состоит из введения, главы первой (в которой рассматривается формирование гражданского воспитания как педагогическая проблема), главы второй (в которой описываются пути реализации нестандартных форм работы классного руководителя в процессе гражданского воспитания старшеклассников), заключения, приложения (выдержки из нормативно-правовых актов по обеспечению гражданского воспитания) и списка использованной литературы.


Глава 1. Формирование гражданского воспитания как педагогическая проблема

 

Психолого-педагогические особенности возрастного развития старшеклассников

 

Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость). [13, с.37]

В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни - старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение [13, с.37]

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности). [16, с.320]

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Поговорим о самооценке в ранней юности. В школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет "оптимистичную" самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

В связи с изменениями в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...