Государственные документы о гражданском воспитании личности
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Всеобщая Декларация прав человека (1948) Статья 26.2 Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Статья 29.1 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Конвенция ООН о правах ребенка (1992) Статья 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: …б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от его собственной; г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; д) воспитание уважения к окружающей природе. Конституция Республики Беларусь (1994 г., с изменениями и дополнениями 2001 г.) Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Статья 57. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" (1991) Статья 4. Цели образования. Образование в Республике Беларусь осуществляется для следующих целей:. формирование и укрепление национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира. Статья 35. Обязанности педагогических работников. проводить обучение и воспитание в духе национальных традиций белорусского народа, воспитывать уважение к национальной гордости других народов; воспитывать детей в духе гуманизма, гражданственности и уважения к труду и закону. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка> (1993 г., с изменениями и дополнениями 2000 г.) Статья 14. Обязанности ребенка. Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры.
Концепция образования и воспитания в Республике Беларусь (1993) Воспитание должно быть направлено на формирование образованной, творческой, моральной личности с лучшими чертами национального характера и национальным самосознанием. Все учреждения системы образования и воспитания должны опираться в своей деятельности на достижения мировой культуры, общечеловеческие ценности и воспитывать уважение к правам людей, их культурно-этническим и религиозным особенностям. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь (1998) Расширение границ организованного детства обеспечивает формирование патриотической и гражданской позиции подрастающего поколения. Государственный заказ, адресованный детскому движению, предполагает решение следующих задач:. наполнение реальным содержанием понятия "Родина" через проявление общественной инициативы в решении социальных проблем. Все действующие сегодня в республике детские организации (пионеры, гайды, скауты и т.д.) развивают идеи детского и подросткового движения гуманистической направленности, гражданственной ориентированности. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи с Республике Беларусь (1999) 1. Важнейшие задачи воспитания. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей. 2. Гражданская культура. Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Критерии сформированности гражданской культуры: наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества; законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; осознание своих прав и обязанностей; сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2000) Гражданское воспитание. Основные понятая: гражданин, гражданственность, нравственный идеал общества, демократия, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, ответственность; патриотические, национальные и интернациональные чувства. Гражданские ценности: Родина и ее история, национальная и мировая культура, гражданский долг, гражданский гуманизм, общественная активность, гражданская ответственность, гражданское мужество. Прототипы-образцы граждан: Е. Полоцкая, Нестор, К. Минин и Д. Пожарский, Ф. Скорина, М. Ломоносов, Е. Дашкова, Петр I, К. Рылеев, К. Циолковский, А. Пушкин, Я. Купала, Я. Колас и др. Актуальные типовые проблемы: усвоение сущности и роли гражданина; знание гражданских прав и обязанностей; формирование активной гражданской позиции; преодоление раздвоенности интересов, потребностей, убеждений, желаний у учащихся и студентов; интеграция молодежи в существующую социальную среду. Приоритетные виды деятельности и формы воспитания: изучение жизнедеятельности выдающихся граждан Отечества, создание галереи "Ими может гордиться каждый"; беседы; диспуты на темы". Я гражданином быть обязан"; участие в акциях милосердия; участие в создании "Книги славы народов"; оказание помощи инспекциям по делам несовершеннолетних; шефство над школами-интернатами для детей инвалидов, над домами инвалидов; создание фонда помощи нуждающимся школьникам, студентам. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006)
Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. 3. Основные составляющие воспитания: идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося. Глава 2. Воспитание гражданской культуры личности . Гражданственность - интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура. Патриотизм - чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы. . Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга. . Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности: осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин; пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления. . Учет возрастных особенностей по воспитанию гражданственности и патриотизма личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование гражданских и нравственных идеалов. Участие в различных формах общественно полезной, туристско-краеведческой деятельности. Осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально - технического и среднего специального образования. Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Участие в общественной жизни учреждения образования. Осознание социальной действительности и своего положения в обществе. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования. Реализуется готовность исполнить свой профессиональный, гражданский и патриотический долг в различных сферах жизнедеятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|