Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели эффективности нестандартных форм работы классного руководителя в процессе гражданского воспитания старшеклассников




 

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие и пр.), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных - затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Правильный выбор критериев эффективности - важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса - это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, а сам мониторинг есть целостная, динамически развивающаяся, несаморегулируемая система, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

Управление воспитательной системой осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала и требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга. Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом. В эту базу входят следующие информационные потоки: о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования, о состоянии воспитательной работы школы, о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей 1-11-х классов; о состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов; об итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля; материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

В школе создана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя, разработано положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. Это также создало условия для эффективной организации мониторинговых процедур. Мониторинг не является делом одной администрации школы, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат - базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).

Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы также была продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация школы, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т.к. воспитательная система школы находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.

Кроме того, контроль рассчитан на один учебный год и дает нам информацию за этот год. Хотя правильно организованный внутришкольный контроль является важным условием повышения качества воспитательного процесса, но необходимым условием изучения эффективности воспитания является непрерывный, регулярный учет, изучение и фиксирование результатов воспитания и регулярное получение достоверной информации о влиянии процесса воспитания на школьников, что дает нам возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач развития воспитанников, т.е. мы говорим о недостаточности системы внутришкольного контроля в образовательном учреждении, которую мы осознали в результате анализа работы школы. Была поставлена задача разработки модели мониторинга.

Таблица 1

Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в ОУ

Содержательные компоненты модели Система
Понятие мониторинга Мониторинг - это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения
Цель Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания
Принципы Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность
Этапы см таблицу 2
Функции (назначение) Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая
Организационно-методические требования Объективность Валидность Надежность Систематичность Учет особенностей объекта изучения и условий проведения Гуманистическая направленность

 

Таблица 2

Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

Этап Шаги
I нормативно-установочный 1. Определение педагогической проблемы 2. Подготовка решения 3. Постановка цели и задач 4. Определение объекта и предмета 5. Определение субъектов мониторинга, их подготовка 6. Структурирование критериев и показателей 7. Выбор инструментария 8. Разработка пакетов прикладных программ
II Исходно-диагностический 1. Отбор информации 2. Качественная и количественная обработка результатов 3. Педагогический анализ 4. Выявление проблем 5. Ранжирование проблем с объяснением причин 6. Принятие управленческих решений
III Планово-прогностический 1. Прогнозирование тенденций 2. Разработка плана педагогических мероприятий 3. Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательнго процесса
IV Содержательно-технологический 1. Проведение педагогической и организационной работы
V Итогово - аналитический 1. Подведение итогов 2. Анализ проделанной работы
VI Организационно-управленческий 1. Планирование системы педагогической деятельности 2. Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса

 

С нашей точки зрения, на I этапе, нормативно-установочном, наиболее сложным моментом является отбор критериев и показателей эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, а также выбор инструментария.

Наша система основана на оценке результатов воспитания через качества личности и определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идёт и практически завершается формирование индивидуальности и характера. Качества личности в обобщённой форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное - к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство - воспитанность личности.

На втором этапе, исходно-диагностическом, были проведены следующие технологические операции:

. Отбор информации о состоянии и результатах воспитательного процесса, полученной в результате применения диагностических методик.

. Качественная и количественная обработка полученных результатов.

. Педагогический анализ результатов диагностики и выявления проблем (организационных, содержательных, методических).

Полученную в результате диагностики информацию мы классифицировали по двум основаниям в соответствии с двумя показателями воспитанности, определяющими эффективность деятельности классного руководителя. После этого началась работа по качественной и количественной обработке результатов, которая закончилась педагогическим анализом и выявлением проблем.

В ходе опытно-поисковой работы по реализации мониторинга эффективности деятельности классного руководителя мы получили следующие результаты:

). Преобладание достаточного уровня воспитанности и тенденция снижения его во всех параллелях классов за последние 10 лет, что обусловлено изменением качественного состава учащихся, недостаточным вниманием семьи к вопросам воспитания детей и слабой связью с образовательным учреждением; неблагоприятной общей социально-экономической ситуацией в стране, отрицательным влиянием телевидения; кроме того, активные формы взаимодействия с молодежью не идут дальше организации вечеров и экскурсий, где учащимся отведена чаще всего пассивная роль, а после уроков они практически находятся вне зоны социального контроля;

). Улучшение состояния профилактической работы при наличии классов компенсирующего обучения, в которых обучаются дети с проблемами в здоровье, с отставанием в учебе, с отклонениями в поведении.

). Улучшение эмоционально-психологического климата коллектива (личность ощущает эмоциональное благополучие и чувство психологической защищенности).

). Наблюдается тенденция повышения уровня развития классных коллективов (высокий уровень привлекательности коллектива в целом и отдельных сторон жизнедеятельности); все больше учащихся включаются в самоуправленческую деятельность.

). Наблюдается увеличение количества классных руководителей с высокой воспитательной эффективностью, растет уровень рефлексивно-аналитических способностей.

В ходе V итогово-аналитического этапа мы определили эффективность содержательно-технологических мероприятий, проведенных в целях совершенствования воспитательного процесса в образовательном учреждении; оценили эффективность и полноту реализации методического обеспечения воспитания; выявили и проанализировали изменения, происходящие в воспитательном процессе, и факторы, вызывающие эти изменения.

Исходя из результатов можно сделать следующие выводы об эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса:

1) В целом наблюдается повышение эффективности воспитательного процесса.

2) Выявляются проблемы, требующие принятия управленческих решений: о развитии самоуправления в коллективах, о путях формирования мотивации, о повышении уровня воспитанности, о дальнейшей работе по повышению профессионального мастерства педагогов.

3) Самыми сложными проблемами для классных руководителей являются умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.

4) Требуется детальный анализ причин такого состояния воспитательного процесса на различных уровнях и составление программы дальнейшего развития воспитательной системы.

5) Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в школе снижается (низкие заработные платы, перегрузки учителей и детей, ухудшение состояния здоровья детей и учителей, недостаточное материально-техническое снабжение школ и другое).

Сравнение результатов нашего исследования с результатами общероссийского позволяет сделать вывод о том, что проблемы и тенденции сходны. В масштабах нашего образовательного учреждения необходимо сосредоточиться на решении следующих проблем:

)   повышение профессионального мастерства педагогов;

2) инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности школьников

)   активизация работы с семьями учащихся;

)   дальнейшее развитие самоуправления.

Итак, разработанная модель и технология реализации мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса может быть реализована в воспитательном процессе средней школы, полученные результаты создают предпосылки для технологического обеспечения внедрения мониторинга в воспитательный процесс;

В результате проведения опытно-поисковой работы разработан пакет документов в помощь руководителям методических объединений, классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования для создания развивающейся системы информации (алгоритм проблемно ориентированного анализа воспитательной работы классным руководителем, алгоритм анализа плана воспитательной работы, алгоритм анализа воспитательного мероприятия, анкета классного руководителя, аналитическая справка по итогам проверки планов воспитательной работы).

Апробированная система критериев и показателей может быть использована в практической деятельности руководителей школы, педагогов, классных руководителей для эффективной организации отслеживания деятельности классного руководителя.


Выводы

 

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников предполагает формирование знаний и представлений и достижении нашей страны в области науки, техники, культуры, что достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Среди методов гражданского и патриотического воспитания учащихся можно выделить следующие: беседы, дискуссии, читательские конференции, экскурсии, походы по местам боевой славы, мероприятия художественно-эстетического направления, тематические вечера, викторины, военно-патриотические игры.

На наш взгляд, в формировании гражданско-патриотических ценностей было бы своевременным осуществить следующее:

·   усилить идеологическое содержание образовательно-воспитательного процесса, то есть гражданственность, патриотизм, культуру межнациональных отношений прививать прежде всего в системе учебных занятий и во внеклассной работе. Это возможно путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся могли бы переживать чувство любви и гордрсти за свою родину, восхищаться ее героической историей, ролью в развитии мировой цивилизации;

·   включать молодых людей в деятельность не только молодежных организаций Беларуси, но и международных. Таким образом у учащихся появится возможность приобщиться к другой культуре и традициям. Это будет способствовать формированию понимания, что люди отличаются не только цветом кожи, но и своим мировоззрением;

·   усилить идеологическую составляющую молодежных СМИ. Сегодня появилось достаточно много печатных изданий, телевизионных передач для молодежи. На наш взгляд, большинство из них однобоко представляют ценности и достижения современной Беларуси. В газетах, журналах, телепередачах широко освещаются эстрадные и спортивные успехи, но зачастую забываются другие стороны жизни.

Таким образом, содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано н усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.


Список использованной литературы

 

1.  Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи / В.В. Буткевич. - Минск: Национальный институт образования, 2007. - 280с.

2. Буткевич, В.В. Мое Отечество: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 223 с.

.   Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. - Минск: Национальный институт образования, 2010. - 207с.

.   Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева // Пазашкольнае выхаванне. - 2009. - № 5. - С.15-19.

.   Гражданская культура школьника: классные часы и родительские собрания / авт. сост.Л.М. Волкова. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 128с. - (Деятельность классного руководителя).

6. Гражданско-патриотическое воспитание личности: ценностный аспект / О.Л. Сташкевич // Адукацыя і выхаванне. - 2008. - № 10 - С.8-12.

.   Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи / И.Т. Зайцева // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - № 9. - С.6-14.

8. Гуслев, В.А. Программа "Воспитай гражданина" / В.А. Гуслев // Классный руководитель. - 2010. - № 8. - С.10-16.

.   Захарова, С.С. Гражданином быть обязан / С.Н. Захарова. - Мн.: Пачатк. шк., 2003. - 94с.

10. Захарова, С.Н. Гражданское образование школьников в современных условиях / С.Н. Захарова // Праблемы выхавання. - 2003. - № 4. - С.12 - 20.

.   Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // Народная асвета. - 2006. - № 7. - С.3-9.

12. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе классного руководителя / Шевердин, И.В., Ходусов А.Н. // Классный руководитель. - 2012. - № 5. - С.16-19.

.   Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд.6-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 510с.

.   Кедярова, Р.Н. Патриотическое воспитание в современной школе / Р.Н. Кедярова // Праблемы выхавання. - 2003. - № 4. - С.21 - 28.

.   Козинец, Л.А. Теория и практика гражданского воспитания учащихся / Л.А. Козинец, Е.Ю. Крикало. - 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2010. - 143с.

16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособ. для высш. спец. учебн. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2005. - 463с.

.   Мартынова, В.В. Гражданин: програм. - метод. рекомендации по орг. работы с учащимися / Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования. - [2-е изд., перераб.]. - Мн., 1995. - 39 с.

.   Мартынова, В.В. Социально-педагогическая сущность гражданственности / В.В. Мартынова // Праблемы выхавання. - 2003. - № 4. - С.5-11.

.   Маслова, Н.В. Использование информационных технологий в работе с классом / Н.В. маслова // Классный руководитель. - 2010. - № 5. - С.43-50.

.   Материалы совещания педагогического актива Республики Беларусь (Минск, 29 августа 2011 г.): [сборник докладов / главный редактор Н.Г. Ванина]. - Минск: Пачатковая школа, 2011. - 80 с.

.   Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях / А.И. Левко, Л.А. Худенко // Столичное образование. - 2002. - № 10 - С.3-9.

.   Научно-методические основы гражданского и патриотического воспитания учащихся в учреждениях образования / Н.К. Катович // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2008. - №12. - С.11-16.

23. Немов, Р.С. Психология. Кн.2: Психология образования: учебн. для высших пед. учебн. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2005. - 606с.

.   Патриотизм - важнейшее условие формирования социально активной личности / А.А. Коваленя // Адукацыя і выхаванне. - 2008. - № 5 - С.7-13.

.   Педагогика / В.А. Слстенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Шк. пресса, 2002. - 512с.

26. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 253с. - (Учебное пособие для вузов).

27. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Центр гуманитар. лит: Нар. образование, 2002. - 217с.

28. Система гражданского воспитания в гимназии / Е.Ю. Крикало // Адукацыя і выхаванне. - 2008. - № 2 - С.44-48.

.   Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. - 2005. - № 1 - С.12-16.

.   Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя / Е.В. Титова. - Москва: Просвещение, 1993. - 191 с.

.   Формирование патриотических ценностей в работе гимназии: проект "Наследие" / Л.И. Василевич // Адукацыя і выхаванне. - 2008. - № 5 - С.13-22.

.   Храмцова, Ф.И. Инновации в гражданско-патриотическом воспитании молодежи / Ф.И. Храмцова. - Минск: Бестпринт, 2011. - 171с.

.   Школа, которая учит и воспитывает патриотов / сост. Н.В. Кравцова, Т.В. Куратник, И.Н. Фираго. - Минск: МОИРО, 2011. - 73с.

34. Я ― гражданин Республики Беларусь = Я ― грамадзянін Рэспублікі Беларусь / [Г.А. Василевич и др.; редакционный совет: В.В. Якжик (председатель) и др.; автор стихов Н.Я. Гальперович; фотоматериалы: П.В. Кострома и др.]. - 6-е изд., переработанное и дополненное. - Минск: Пачатковая школа, 2012. - 255, [20] с.


Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...