Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В младшем и среднем дошкольном




ВВЕДЕНИЕ

Развитие детской изобразительной деятельности тесным образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность — жить одной жизнью со взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях — рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности.

Мотив предметной деятельности, желание действовать с предметами, распростространяется и на изобразительный материал. Однако без взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами использования изобразительного материала. Поэтому задача взрослых — помочь малышу: вложить карандаш в его руку и вместе с ним почеркать, порисовать. Такое действие возможно примерно к полутора годам.

    Исследования советских педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основания сделать вывод о том, что изобразительна деятельность возникает у детей на втором году жизни. Первые действия ребенка манипулятивные, то есть малыш тянет бумагу, карандаши в рот, бросает и т. д. Эти способы использования орудий психологи назвали неспецифическими, то есть подчиняющимися физическим свойствам предмета. Без взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами использования изобразительного матерала.

   В практике семейного воспитания замечено,что если на первом году жизни в ситуативно — деловом общении с помощью игрушек,вкладышей и т.п. развивали руку ребенка, вовремя обеспечивали сенсорное развитие, то малыш уже в 1 год 2 месяца усваивает способ правильного удерживания карандаша (в трех пальцах). Если не развивать руку в младенчестве, малыш может

 

4

удерживать карандаш только в кулачке.

Рисование является одним из любимых детских занятий. Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность выплеснуть на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.

По мнению В. Штерна (немецкого психолога), рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета. Ребенок изображает то, что он знает об объекте, а не непосредственно воспринимаемый образец. С точки зрения В. Штерна, Д. Селли (английского психолога) и др., рисунок следует рассматривать как символ определенных понятий.

Маленький художник, пишет Д. Селли, скорее символист, чем реалист; он нисколько не заботится о полноте и точности сходства, но довольствуется едва достаточным намеком. "Набрасывая свою схему, он не старается нарисовать или точно воспроизвести что-нибудь, а скорее желает перечислить при помощи нового средства - карандаша, то, что он знает о каком-нибудь предмете. Стремясь изобразить посредством линий знакомые предметы, он нисколько не смущается законами оптических явлений и, не обращая внимания на перспективу, заставляет зрителя видеть заднюю сторону предмета, видеть один предмет сквозь другой".

Рисование должно приносить детям удовлетворение и доставлять радость. При обучении малышей очень важно не досаждать им своими наставлениями и поучениями, а предоставлять возможность действовать самостоятельно.

Н.А. Рыбников (российский психолог) отмечал, что изобразительная деятельность ребенка отличается от изобразительной деятельности взрослого человека. Деятельность взрослого художника направлена на результат, тогда как для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что - второстепенным, в

 

5

рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка,аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы.

 

6

   ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ

В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

 

В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед педагогом стоят три основные задачи: изобразительная, техническая, воспитательная, но специфические для каждого возраста.              

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от двух до трёх лет)

- С первых же занятий у детей нужно воспитывать интерес к рисованию(к действиям с карандашами, фломастером, кистью, красками), эмоциональное к нему отношение. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Различать красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета.

- Вырабатывать умение слушать и слышать воспитателя, видеть и замечать то, что он показывает в рисунке, картине.

- Формировать у детей умение, следуя показу, воспроизводить определенные целенаправленные действия, но не следует торопиться научить детей изображать предметы определенной формы.

- Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

- Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).

- Учить бережно отоситься к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно;карандаш — тремя пальцами

7

- вышеотточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника;

набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от трёх до четырёх лет)

- Успешное овладение изобразительной деятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, осуществлять движение руки свободно и легко.

- Развивать эстетическое восприятие; учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.

- Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть.

- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

- Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий.

 СРЕДНЯЯ ГРУППА (от четырёх до пяти лет)

Дети 4 лет,которые приходят в среднюю группу из младшей,знакомы с предметной изобразительной деятельностью, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.Они умеют участвовать в коллективных занятиях, вместе сдругими начинать и заканчивать работу, внимательно слушать указания воспитателя, вести себя спокойно,правильно сидеть за столом. У них появляется интерес к работам товарищей, желание их рассмотреть, оценить.

На занятиях изобазительной деятельностью в средней группе осуществляются новые задачи воспитания и обучения детей:

- Продолжать воспитывать у детей интерес не только к процессу

8

рисования, но и к его результату.

- Развивать у детей 4 лет способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха.

- Вызывать интерес к процессу усвоения навыков и умений (учить всё делать хорошо, красиво). Развивать эстетическое восприятие,эстетические образные представления, воображение, художественно — творческие способности.

- Для того чтобы дети могли создавать изображения предметов, воспитатель должен сформировать у них полные представления об этих предметах, а также развивать умение передавать в рисунке то, что придумали сами.

- Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы.

- Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло — зелёный); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски.

- Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

- Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

9

  ТЕМАТИКА ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ

В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

  В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать название некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребенка радостным открытием, но преднамеренно повторить рисунок он еще не может.

Сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характере производимых в процессе рисования движений (дым идет, машина поехала и т. д.).

К концу года ребенок преднамеренно может производить и повторять определенные движения, например вращательные (часто ассоциируются с движением клубов дыма); однонаправленные (ассоциируются с дорогами, движением поезда, машины).

Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать образ предмета. Выбирая какой-либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя часто случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию (дым, огонь, солышко, слон, цветок и пр.)

Для ребенка 2 лет рисование пятен, мазков носит увлекательный, игровой характер. Этот процесс мсжно назвать элементарно эстетическим, так как яркие мазки вызывают у ребенка радость, волнание, желание еще раз повторить действия, с тем чтобы вновь увидеть их результаты на листе.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к изображению предметов, к пониманию изобразительного характера рисунка. Он предлагает детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения(веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка и т. д.).

Воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги, предлагая им наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз.

  

 

10

 Из окружающей действительности воспитатель выбирает такие явления,

 которые дети могут передать ритмом штрихов, мазков, контрастом цвета, линейным контуром. Дети рисуют, как падают листья, идет дождик или снежок, звенит весенняя капель, бегут ручьи.

Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообразно практиковать рисование палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой.

На занятиях по замыслу дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, заяц, ножницы и др.), которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы), как правило, не получаются.

Итак, на занятиях рисованием в первой младшей группе детей подводят к пониманию того, что простейшие комбнации из штрихов, из форм неопределенного контура могут изображать предметы.

 Во второй младшей группе с формой предмета воспитатель знакомит детей путем обследования его перед изображением. Детей учат рисовать разные предметы. Разнообразная тематика, предлагаемая воспитателем, делает задания интересными, эмоциональными. Дети с удовольствием рисуют яркие мячики, воздушные шарики, елочные бусы и т. д. Осваивая изображение, они могут уже передавать различие предметов по величине. В рисунках появляются, например, большие и маленькие елочки, шарики, ягоды, цветочки.

Более сложной в изобразительном отношении является прямоугольная форма, поэтому освоение ее следует начинать во второй половине года. Изображение ярких флажков, разноцветных кубиков обогащает содержание детских рисунков.

Малышей учат в простом виде перелавать строение предметов,

 

11

расположение частей. Они рисуют стройную елочку, высокое дерево, неваляшку, тележку.

От воспитанников этой группы не требуется точная передача цвета предметов: они могут использовать цвет по своему желанию. Но при отображении некоторых предметов и явлений следует подводить детей к пониманию и передаче характерной реальной окраски («Растет зеленая травка», «Падает белый снег», «По травке гуляют желтые цыплята»).

В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (например: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

  У детей 4 лет воспитатель должен развивать представление о том, что каждый предмет имеет форму, что предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству формы.

Надо научить детей различать и узнавать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Сквозной темой занятий по рисованию в средней группе является изображение дома – сначала схематичного, затем одноэтажного, потом многоэтажного и так далее, по мере совершенствования навыков.

Также детей учат рисовать овощи, фрукты, деревья в разное время года (осень, зима, весна, лето) и схематично изображать человека.

Воспитатель вырабатывает у детей умение передавать строение предмета, расположение в нем основных частей, их относительную величину и форму. Например, дети узнают, что у машины кабина выше кузова, у цыпленка голова меньше туловища.

Изображая фигуру человека, дети передают части лица, детали одежды.

 

12

Воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала

самые крупные, затем более мелкие и некоторые характерные детали.

Воспитатель учит детей 4 лет передавать основной цвет предмета. Постепенно дети приобретают знания о том, что неоторые предметы имеют определенный цвет (трава, листья, ягоды и т. д.). Предметы, которые не имеют постоянной окраски, могут быть изображены любым цветом.

 

 

13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...