Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация занятий по предметному




РИСОВАНИЮ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  

Занятия по предметному рисованию организуются в детском саду со всей группой детей в определенное время согласно режиму дня детей того или иного возраста.

Дети первой младшей группы постепенно приучаются к участию в общегрупповом занятии.В начале гола занятия проводятся с небольшими подгруппами, чтобы педагог мог видеть всех детей. Но материал подгатавливается на всех, так как дети из второй подгруппы могут подключиться по желанию и на первом занятии. Со второй половины года малыши занимаются все вместе.

Занятия в первой младшей группе продолжаются в начале года 5-7 минут, постепенно удлиняясь до 10-15 минут.

В последующих возрастных группах регулярно проводятся общегрупповые занятия в течение всего года. Длительность занятия возрастает во второй младшей и средней группах до 15-20 минут.

На общегрупповых занятиях по изобразительной деятельности каждый ребенок имеет определенное место за столом.

Столы ставятся в 2-3 ряда. Свет падает слева на стол и хорошо, если сзади детей, чтобы было лучше освещено место воспитателя, то, что он показывает.

В начале года дети первой и второй младшей группы выходят из-за стола по мере окончания рисунка. Постепенно они приучаются одновременно все заканчивать работу.

Помимо регулярно проводимых общегрупповых занятий, в детском саду дети имеют возможность рисовать в часы игр по своему желанию (в комнате и на воздухе).

Если в группе имеются дети разного возраста, их делят на 2-3 подгруппы и

18

для каждого из них определяются свои программные задачи, хотя занятие является общим по времени проведения и по виду деятельности. Длительность занятия определяется для каждой возрастной группы «Программой воспитания в детском саду». Воспитатель выбирает тему общую для детей разного возраста или близкую по смыслу.

Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования — от этого во многом зависит успешное выполнение работы детьми. Подбирая материалы и оборудование, следует прежде всего определить, какие из них более всего способствуют выразительному и полному решению темы.

К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет листа бумаги для рисования, так как формат листа во многом определяет выразительность композиционного решения.

Накануне необходимо проверить и подточить цветные и графитные карандаши (старшие дети могут принимать в этом участие). У воспитателя должно быть 5-6 запасных карандашей наиболее употребимого на данном занятии цвета.

Когда дети рисуют красками, необходимо показать, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают на каждую краску.

Для рисования надо подготовить кисти, тряпочки, банки для воды. Чтобы кисть доставала до дна, а вода не выплескивалась, лучше наливать неполную банку.

Начиная со средней группы дети привлекаются к дежурству по занятиям. В обязанности дежурных входит подготовка материалов к занятию вместе с воспитателем на общем столе, Дежурство следует сочетать с самообслуживанием. Дети должны быть активными при подготовке своего рабочего места.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.Воспитатель приучает детей убирать свое

 

19

место после занятия, отдавать взрослому карандаши, кисть, салфетку.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. Дати приучаются к тому, что все имеет свое место на столе. Воду, краску расставляет воспитатель. Сначала краски лучше давать после объяснения, чтобы дети не отвлекались. На первых занятиях, пока дети работают одной краской,вода для промывания кисти дается на стол по окончании рисования.

После занятия нужно приучать малышей относить все, что они брали для работы, снова на общий стол. Воспитатель вместе с помощниками убирает все в шкаф, моет кисти.

СРЕДНЯЯ ГРУППА. В первой половине года подготовка к занятиям организуется так же, как и во второй младшей группе, но воспитатель чаще дает поручения отдельным детям. Со второй половины года дети привлекаются к дежурству по подготовке к занятиям.

Когда все готово для занятия, воспитатель приглашает детей.

В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы создать у детей интерес к занятию, творческую атмосферу.

Во второй части занятия — в процессе выполнения работы воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к заданию. Если он увидел, что часть детей не решается начать работу, можно показать 1-2 уже начатые детские работы — это оказывает положительное влияние.

После того, как воспитатель объявил об окончании работы, все дети должны ее прекратить.

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставить все работы на стенде для рисования.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова:

 

20

оставаясь на своих местах, дети рассматривают все работы, размещенные на стенде. Воспитатель спрашивает мнение детей, сам дает оценку рисункам.

Как правило, после каждого занятия детские работы помещаются на выставку для родителей до следующего занятия, затем они заменяются новыми.

 

21

Заключение

Предметное рисование имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Детская изобразительная деятельность при всей ее примитивности обладает колоссальными возможностями в первую очередь для общего психического и личностного развития малыша.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того, чтобы нарисовать какой — либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, ка анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по предметному рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и влений, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на формирование связной речи.

22

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Успешное овладение предметной изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию. Предметная изобразительная деятельность содействует развитию наглядно — образного мышления, нравственного воспитания (любви ко всему лучшему, справедливому) В процессе занятий у детей воспитываются нравственно — волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность, то есть осуществляется трудовое воспитание. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств, как внимание, упорство, выдержка.

Основное значение предметной изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке.

Занятия по предметной изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком

 

23

художественного опыта. Важно, чтобы и родители помогали обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества.

Изобразительной деятельностью дети могут заниматься также в часы игр в групповой комнате и на участке детского сада. В данном случае они уже самостоятельно, по своему желанию рисуют, подбирают необходимый материал и действуют с ним. Это может быть рисование карандашами, мелками, палочкой на земле или снегу.

Педагогическое руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей направлено на то, чтобы вызвать у ребенка желание по своей инициативе рисовать.

Предметная изобразительная деятельность — это одна из дорожек, по которой можно и нужно вести ребенка в социальный мир, который его окружает, содействуя при этом его индивидуальному развитию. Педагог и семья в процессе занятий помогают малышу:

- познать мир природы и людей, предметы, созданные людьми, себя;

- осваивать чуткое, бережное отношение к этому миру согласно законам человечности, гуманности, доброжелательного общения;

- чувствовать и осознавать свою ценность, нужность людям и, как следствие — испытывать состояние эмоционального благополучия, доверия и открытости миру, полноценного проживания этого периода жизни.

  

 

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Программа обучения и воспитания в детском саду» / Под ред. М.А.Васильевой. М., 2005

2. «Методические рекомендации к Программе». М., 1986

3. «Методика обучения ИЗО и конструированию»/Под ред.Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной. М., 1979

4. «Изобразительная деятельность младших дошкольников». Т.Г.Казакова. М., 1980

5. «Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду». Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Сост. Т.Н.Доронова. М., 2005

6. «Кроха: метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений». / Под ред. Г.Г.Григорьевой. М., 2007

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...