Методы и приемы обучения предметному
РИСОВАНИЮ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, способности. Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания в детском саду». Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, умения, навыки. Выделяют методы наглядные, словесные и практические, в процессе применения которых используют игровые методы. Ведущими, главными в обучении предметной изобразительной деятельности детей являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмта (обследование), образец, показ картины, способов изображения и способов действия. Приемами обучения в дидактике называют отдельные детали, составные части метода. Например, показ иллюстрации или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребенка о форме, величине, цвете или других качествах предмета является приемом обучения. Методы и приемы обучения находятся в единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ знакомого способа изображения ребенком у доски или индивидуальный показ педагогом в процессе занятия тому, кто в этом нуждается, можно назвать приемом обучения. Игровые приемы занимают особое место в общении с малышом по поводу
14 предметной изобразительной деятельности. Воспитателю надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать интересам детей к окружающему. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, более легкое вхождение ребенка в образ, в игровую ситуацию. Смысл игровой ситуации, придуманной взрослым, не столько в игре, сколько в обучении. Необходимо, чтобы сам взрослый умел «войти» в игровую ситуацию, эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств. В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ для осуществления основной задачи - подвести детей к изображению предметов - воспитатель использует различные приемы обучения. Эффективным приемом обучения малышей является прием пассивных движений, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого: педагогь вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка. Занятия по предметному рисованию с заданной тематикой должны чередоваться с занятиями по замыслу, когда ребенок получает возможность рисовать свободно (отражать в рисунке то, что захочет), Тогда содержание детских рисунков становится более разнообразным, интересным и не происходит формирования стереотипных действий. Включение художественного слова повышает положительное эмоциональное отношеие к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом. Использование стихотворений, потешек,песенок на занятиях
15 рисованием является важным методическим приемом. Часто применяется сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например,на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ее ветках и в окнахдома яркие огоньки. ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребенка в жизни,на освоение технических навыков и умений. На занятиях рисованием воспитатель обучает детей способам графического изображения, начиная с простейших линий. В целях формирования необходимых представлений воспитатель проводит с детьми наблюдения, рассматривает предметы, имеющие определенные очертания (округлые, прямоугольные). Особенно полезно перед занятием предосталить детям возможность действенным способом познакомиться с формой предмета: обвести форму рукой (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем, поиграть с флажками, мячами, шарами, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета создает у ребенка более полное представление о нем. Если воспитатель планирует предложить детям изображение деревьев, цветов, травы, животных, он организует целенаправленное наблюдение на прогулке. Необходимо подчеркивать красоту ритма цветов, пятен, движений: падающие на землю снежинки, кружащиеся на ветру осенние листья. Чтобы привлечь к ним внимание малышей, заинтересовать их, воспитатель может использовать загадки, или прочитать стихотворение. Художественное слово может использоваться педагогом и в процессе занятия, и при просмотре детских работ. Для обогащения детей впечатлениями, представлениями на занятиях воспитатель показывает картинки. При этом нельзя ограничиться рассматриванием тех 5-6 предметов, которые дети сами изображают; целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Всякое проявление самостоятельности необходимо поощрять, привлекая
16 внимание всех детей к новым интересным изображениям. В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для освоения изображения важно умение выделять основную форму предмета и его частей. Дети начинают учиться не просто смотреть на предмет,а обследовать его различные свойства.
По прежнему важное значение в обучении рисованию имеет включение в обследование рук. Воспитатель показывает прием очертания пальцем контура предмета перед рисованием. Затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода надо производить по нескольку раз, чтобы они были усвоены рукой, при участии двигательного ощущения. Повторять этот прием следует до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему. Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения — прежде всего называния действий. Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание на последовательность действий. Такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают детям запомнить все действия в определенном порядке. Методы обучения изображению предметов разнообразны и должны применяться с учетом задачи развивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании, используя получаемые знания и умения. Дети 4 лет проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать положительную эмоциональную реакцию детей на полученные результаты, учить радоваться общим успехам.
17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|